Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:52, дипломная работа
Целью данной работы является изучения учета и отчетности финансового состояния предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения. Чтобы достичь поставленной цели, в настоящей дипломной работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении финансового анализа, как теоретически, так и практически.
Введение………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы анализа и финансового планирования на предприятия.
1.1 Роль, сущность и значение финансового анализа……………… 5
1.2 Характеристика основных показателей финансового состояния……………………………………………………………… 7
1.3.Анализсобственногокапитала……………………………………..16
(1.4 Аудит финансовой отчетности)…………………………………….30
1.4.Необходимость и сущность планирования и прогнозирования
2 Анализ финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак".
2.1 Анализ состава и размещения активов баланса………………….51
2.2 Анализ собственного капитала ………………………………..…57
2.3.Анализ платежеспособности предприятия…………………………………………………………… 58
2.4 Анализ ликвидности баланса………………………………………64
3. Основные направления повышения финансовой устойчивости АОЗТ «Болашак»
3.1 Рост объемов реализации и рентабельности – путь повышения финансовой устойчивости……………………………………………..68
3.2 Применение учета затрат по системе директ-костинг. Внедрение компьютерных программ для совершенствования учета……………69
3.3 Роль анализа и определение резервов повышения эффективности производства……………………………………………………………71
Заключение……………………………………………………………..73
Список используемой литературы……………………………………75
Приложение
Особое внимание следует обратить на правильность составления баланса.
Необходимо иметь ввиду, что правильность составления баланса сновывается на следующих основных моментах:
Данные статей баланса на начало должны соответствовать данным баланса за предшествующий период. При изменении вступительного баланса на начало года, по сравнению с отчетным, за предшествующий год должны быть даны соответствующие разъяснения;
Данные статей баланса должны быть обоснованы результатами инвентаризации;
Суммы статей баланса по расчету с финансовыми, налоговыми органами и банковскими учреждениями должны быть согласованны с ними и тождественны ;
Данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного периода;
Данные балансов на начало и конец периода должны быть сопоставимы.
Любые расхождения в методологии формирования одной и той же статьи вступительного и заключительного балансов должны быть объяснены.
В целях наиболее эффективного способа проведения аудита финансовой отчетности тематику аудита следует составить в следующей последовательности:
-Аудит внеоборотных активов.
-Аудит ТМЗ.
-Аудит дебиторской задолженности .
-Аудит расходов будущих периодов.
-Аудит финансовых инвестиций .
-Аудит денежных средств.
-Аудит собственного капитала.
- Аудит долгосрочных обязательств.
-Аудит краткосрочных кредитов.
-Аудит кредиторской задолженности.
-Аудит расходов.
-Аудит доходов.
По каждой теме следует сопоставить соответствующие вопросы и программу аудиторской проверки,указав в ней,последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей.
Конечным результатом работы аудитора является документ, выражающий его мнение о финансовой отчетности, которая отражает финансовые условия и результаты деятельности последнего.Одна из главных целей аудита состоит в получении как можно более высокой степени уверенности в отсутствии ошибок и отступлений от правил, которые в случае обнаружения могут существенно повлиять на достоверность представляемых предприятием финансовых сведений. Заключительным и решающим этапом аудита предприятия, на котором базируется составление аудиторского заключения, является проверка финансового положения предприятия, с целью установления недостатков и их причин, выработки конкретных рекомендаций по его стабилизации и улучшению.
Аудит основных средств
Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые средства труда в бухгалтерском учете выделены в отдtльный обьект учета,именуемый основными средствами.
Аудиторская проверка основных средств включает в себя следующие
пункты:
- Проверка правильности отражения в балансе.
-Проверка правильности классификации основных средств.
-Проверка наличия и сохранности основных средств.
-Проверка правильности оценки и производственных переоценок основных средств.
-Оформление и отражение в учете операций по оприходованию основных средств.
-Начисление и отражение в учете износа основных средств.
-Оформление и отражение в учете операций по выбытию основных средств.
-Анализ технического состояния и эффективности использования основных средств.
После ознакомления с учетной политикой, в частности организации учета основных средств в отчетном периоде, изучаются материалы переоценки основных средств.Затем правильность отражения в балансе основных средств и сверка с остатками в “Главной книге”по синтетическим счетам 121-125 подраздела 12 “Основные средства” и 131-134 подраздела 13 “Износ основных средств”.
Важной задачей аудитора является проверка обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств.Аудитору необходимо проверить,приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств.Для этого необходимо установить назначены ли приказом руководителя предприятия материально-ответственные лица; заключены ли с ними письменные договора;созданы ли условия материальной ответственности лицам для обеспечения сохранности основных средств; назначена ли приказом руководителя, постоянно действующая инвентаризационная комиссия, для проведения проверки сохран-
ности основных средств;проводилась ли перед составлением годового бухгалерского отчета инвентаризация основных средств, правильно ли оформлены результаты.Аудитор обязан выборочным методом осуществить контрольную инвентаризацию,для выявления реальности наличия основных фондов числящихся на балансе предприятия.При проверке основных средств аудитор должен установить ведется ли аналитический учет основных средств, то есть проверить наличие и правильность оформления инвентаризационных карточек.Данные,указанные в инвентаризационных карточках,должны соответствовать данным первичных документов.
Аудитор должен проверить первичные документы с точки зрения оформления их в соответствии с установленными правилами заполнения всех реквизитов, обращая внимание на наличие и подлинность подписей лиц,ответственных за оформление. Следует обратить внимание на своевременность оформления актов, отражающих ввод в эксплуатацию основных средств.
Аудитору следует установить наличие неиспользуемого оборудования, его качественное состояние,условия хранения,принятые меры к реализации излишнего ненужного имущества. Пристальное внимание аудитор должен уделить проверке правильности оценки и переоценки основных средств, так как от этого в конечном итоге, зависит реальность издержек производства и финансовых результатов, уровень фондоотдачи, достоверность данных бухгалтерской отчетности по основным средствам.
Учитывая различные методы оценок объектов основных средств,
поступающих на предприятие аудитор должен проверить: создана ли на
предприятии комиссия по приемке основных средств и оформление ее
результатов; правильно ли отражена первоначальная стоимость в актах
приемки-передачи основных средств, полностью ли они оприходованы в
бухгалтерском учете; не допущены ли нарушения в приобретении основных фондов.
Переоценка средств производится либо на основе рекомендованных
Госкомстатом Республики Казахстан коэффициент пересчета, либо на основе прямого пересчета их балансовой стоимости, применительного к ценам, складывающимися на 1 января 2001 года на соответствующие виды основных фондов и подтвержденными документами и экспертными заключениями о рыночной стоимости указанных фондов. Предприятия и организации, проверяющие индексацию, имеют право переоценивать любую часть имеющихся у них основных фондов одним методом, а другого – вторым методом.
Для подтверждением рыночной цены на объекты основных фондов могутбыть использованы следующие способы: экспертные заключения о рыночной стоимости объектов основных средств, подтвержденные специализированной организацией; получение в письменной форме данных о ценах на аналогичную продукцию от предприятий-изготовителей.
Аудитор должен проверить правильность произведенных переоценок
основных средств и отражения их результатов в учете. Сумма увеличения первоначальной стоимости, в результате произведенной переоценки отражается по дебету соответствующих счетов 12 подраздела «Основные средства» и кредиту счета 541 «Дополнительно неоплаченный капитал от переоценки основных средств».
В ходе проверки аудитору следует установить полноту и правильность оприходования основных средств. Основные средства поступают на предприятие в результате: капитальных вложений (строительство новых зданий и сооружений; передаточных устройств; приобретение и установка нового оборудования); приобретения на аукционе объектов основных средств;
получение за оплату от юридических и физических лиц.
Приемка основных средств в эксплуатацию осуществляется комиссией, назначенной для этих целей приказом или распоряжением руководителя. В состав включают главного механика, специалиста по строительству, представителя технического отдела, инженера по технике безопасности, старшего бухгалтера, начальника производства, в которое сдается объект основных средств.
Особое внимание аудитор должен обращать на факты приобретения
основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли-продажи, с указанием паспортных данных продавца. С суммы, уплаченной физическому лицу за купленные у него основные средства, принадлежащие ему по праву личной собственности, должен быть удержан и перечислен в бюджет подоходный налог. Предприятие обязано сообщить о сумме сделки и удержании налога в налоговую инспекцию с указанием фамилии, имени, отчества продавца и места его постоянного проживания.Если физическое лицо зарегистрировано как предприниматель, то при покупке у него основных средств подоходный налог с него не удерживается.
Одной из важных задач аудита основных средств является проверка
правильности начисления износа основных средств. Износ – это процесс
потери физических и моральных характеристик объектов основных средств, то есть утрата объектами в процессе эксплуатации своих качеств,поломки.
Износу подвергаются все объекты основных средств (здания, сооружения, машины, оборудование и прочее).Во всех случаях объекты основных средство конца эксплуатации сохраняют первоначальную форму, хотя стоимость их снижается на сумму фактического износа.Накопление суммы амортизации осуществляется в виде систематического распределения амортизационной
стоимости основных средств на расходы субъекта в течении всего срока полезной или нормативной службы.
В зависимости от условий и характеристик, предприятие может применять различные методы начисления амортизации к различным видам основных средств. Выбранный метод должен определяться учетной политикой, и применяться последовательно от одного отчетного периода к другому. В случае изменения метода начисления амортизации должны раскрыться причины, вызывающие это изменение. При проверке правильности начисления износа основных средств работа аудитора сводится к проверке соблюдения бухгалтерией установленных правил ежемесячного начисления износа основных средств. Основанием для начисления износа основных средств являются данные регистров аналитического учета.
Расчет амортизации основных средств производят так: к сумме
амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют суму амортизации, начисленную в текущем месяце, по основным средствам, поступившим в прошлом месяце и вычитают сумму амортизации, начисленную в текущем месяце по основным средствам, выбывшим в прошлом месяце.
Начисление износа производится ежемесячно на протяжении
установленного срока службы, у числящихся на балансе предприятия на
первое число отчетного месяца в тенге, и прекращают с первого числа месяца, следующим за месяцем выбытия основных средств. Аудитору должен быть представлен перечень объектов основных средств с истекшими нормативными сроками эксплуатации, по которым прекращено начисление амортизации.
Основные средства в процессе производства постоянно изнашиваются, поэтому для поддерживания их в рабочем состоянии необходимо периодически ремонтировать. Ремонт подразделения на капитальный и текущий. Под капитальным понимают восстановление отдельных частей основных средств, которые имеют меньшие сроки износа по сравнению с объектом в целом. При текущем ремонте заменяют быстро изнашивающие детали и узлы, и проводят проверку отдельных узлов, очистку и осмотр механизмов. Его проводят в процессе эксплуатации основных средств.
Аудитору следует проверить правильность осуществления затрат на
ремонт основных средств, подвергнуть тщательному контролю сметно-
техническую документацию на его выполнение. Особое внимание необходимо обратить на правильность составления смети их реальность.
Проверив правильность отражения хозяйственных операций по учету
основных средств, аудитор должен изучить эффективность использования основных фондов, обобщающим показателем, которой является фотоотдача.
Он должен проверить исследуется ли этот показатель за ряд лет, разработан и осуществлен ли комплекс мер, направленных на повышение фотоотдачи (увеличение коэффициента сметности, сокращение простоев); как используется транспортные средства (арендуемые и собственные) и как организован учет их работы, какова их загрузка, допускаются ли простои, по каким причинам. Кроме того, аудитору необходимо установить, допускается ли безхозяйственность и нарушения в использовании хозяйственного инвентаря и другого имущества. Особое внимание аудитор должен сосредоточить на анализе структуры и динамики основных фондов, показателей характеризующих техническое состояние (коэффициент износа, годности, обновления), на определении эффективности использования активной частности основных средств.
На анализе этих показателей аудитор делает соответствующие вывод,
указывает имеющие недостатки и нарушения, дает рекомендации по их
устранению и использованию.
Аудит товарно-материальных запасов
К товарно-материально запасам относятся следующие активы баланса:
сырье и материалы, покупные и полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо и тарные материалы, запасные части, материалы переданные в переработку.
Основной целью аудита товарно-материальных запасов является
установление правильности ведения их учета, получение сведений о наличии и движении запасов, обеспечение сохранности и соблюдение установленных норм расходов, выявление и реализации ненужных материалов, с целью мобилизации ресурсов.
Программа аудиторской проверки включает следующие пункты:
Проверка правильности отражения в бааалансе товарно-материальных
запасов;
Проверка наличия и сохранности ТМЗ;
Проверка складского учета и обеспеченности предприятия запасами на
отчетную дату;
Проверка правильности оформления первичных документов по двиению
ТМЗ;
Проверка полноты и своевременности оприходования поступивших
запасов и правильности прозведенных бухгалтерских записей;
Проверка обоснованности операций по отпуску производственных запасов на изготовление готовой продукции и правильности их отражения на
счетах бухгалтерского учета;
Определение метода оценки ТМЗ;
Поверка правильности документального оформления бухгалтерских
записей, операций по передпче материалов на переработку;
Проверка правильности и своевременности проведения инвентаризации
ТМЗ;
Изучение документов на списание недостач сверх установленных норм
убыли, ввиду порчи, уценки и т.д.
Поскольку движение материалов значительно, проверки сохранности
уделяется большое внимание. Материалы являются производственными
запасами и в отличии от основных средств участвуют в процессе
производства один раз их стоимость полностью включает в себестоимость производимой продукции. Проверка наличия и сохранности начинается с обследования складского хозяйства и проведения инвентаризацию При обследовании складского хозяйства нужно обратить на состояние и правильное использование складских помещений и измерительных приборов, эффективность работы контрольно-пропускного пункта, наличие пожарной и охранной сигнализации, соблюдение правил приемки,отпуска и хранения, подбор и расстановку материально-ответственных лиц, заключение с ними договоров на материальную ответственность.
Обследование складов осуществляется с целью выяснения их пригодности для использования по назначению, соблюдение правил хранения ценностей и противопожарной безопасности.
После обследования помещения, аудитор должен подготовиться к проведению инвентаризации на складах. Руководителем создается комиссия.В ее состав, помимо материально-ответственных лиц,включаются работники бухгалтерии. Присутствие материально-ответственных лиц обязательно.Результаты инвентаризации по каждому виду материалов фиксируются в инвентаризационных описях,составляемых отдельно по местам нахождения ценностей.
Особое внимание комиссия должна обратить на номенклатурные намера, марки , наименование материалов.
По данным инвентаризации составляются описи, которые аудитор передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Он должен также проверить правильность ее составления бухгалтерией и соответствие записей внесенных бухгалтером в бухгалтерские данные.
Проверяя состояние учета, движение материальных ценностей на складах
аудитор должен обратить особое внимание на достоверность записей и правильность составления ведомости учета,движения материалов по первичным документам на прием и отпуск при оперативно-бухгалтерском методе учета материалов.
Работники бухгалтерии должны систематически контролировать правильность записей в карточках складского учета, сделанных материально-ответственным лицом.
Важным направлением работы аудитора,является анализ производственных запасов, определение обеспеченности предприятия предметами труда для осуществления бесперебойной работы. Для анализа используют карточки складского учета, оборотные ведомости, инвентаризационные описи и первичные документы. Проводя аудит производственных запасов нужно иметь в виду, что первичные документы играют важную роль в организации учета, так как являются его основой.
При аудите производственных запасов на последнюю отчетную дату следует установить обеспеченность предприятия разными видами запасов для бесперебойной работы предприятия, и установить достоверность учетных данных об остатках материалов. Данные аналитического учета проверяются по оборотным ведомостям.
Наиболее тщательно аудитор должен проверить полноту и своевременность оприходования материалов и их отпуск.
При проверке операций по реализации запасов следует рассмотреть целесообразность операций, правильность оформления договоров, товарно-транспортных накладных, достоверностей и других первичных документов, обоснованность договорных цен и финансовые результаты.
Аудит незавершенного производства
При проверке незавершенного производства следует учитывать, что в конце отчетного месяца управленческая бухгалтерия незавершенное производство передает в финансовую бухгалтерию. В начале следующего месяца сумма незавершенного производства возвращается в управленческую бухгалтерию.
Аналитический учет незавершенного производства ведется в целом по счетам. В первую очередь необходимо сопоставить данные по статье “Незавершенное производство”в балансе и данными главной книги. При проверке ознакомиться с результатами инвентаризации “незавершенного производства” и правильностью их оценки. Особое внимание должно быть уделено проверке реальной оценки остатков “незавершенного производства” на конец каждого месяца. Достоверность влияет на себестоимость оказанных услуг.
Аудит готовой продукции
К готовой продукции относят работы и услуги промышленного характера, а также стоимость полуфабрикатов собственного производства, предназначенных для реализации. Выполнение плана и реализации продукции является основным показателем, характеризующим деятельность субъекта.
Аудитор проверяет порядок организации оперативного контроля путем сравнения фактических данных с плановыми. Особое внимание должно быть уделено проверки правильности оценки готовой продукции и правильности отражения операций по выпуску готовой продукции. В синтетическом учете готовая продукция учитывается по фактической себестоимости на счете 221 “Готовая продукция”, а в аналитическом по учетным или плановым ценам.
Проверяется полнота оприходования денег за реализованную продукцию (оказанные услуги), помимо этого проверяется правильность бухгалтерских записей по реализации продукции. Подвергается контролю соответствие данных синтетического и аналитического учета по готовой продукции и товарам.
Аудит дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Дебиторская задолженность обычно возникает при безналичных расчетах и представляет собой объективный процесс деятельности предприятия. Дебиторская задолженность по характеру делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности относится та задолженность, которая обусловлена ходом выполнения
производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов. Неоправданной дебиторской задолженностью считается та задолженность, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, возникновение недостач и хищений.
Основной задачей, стоящей перед аудитором при проведении проверки дебиторской задолженности является :
-Проверка реальности и юридической обоснованности, числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности.
-Проверка соблюдения правил расчетных и финансовых дисциплин.
-Проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные
ценности и полноты их списания, наличия оправдательных документов присовершении операций и правильности их оформления.
-Проверка своевременности и правильности оформления и предъявления
претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел ипроверка правильности организации взыскания сумм причиненного ущерба идругих долгов, вытекающих их расчетных взаимоотношений.
-Разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.
Проверяя расчеты с дебиторами, аудитор должен выяснить, правильно ли отражена дебиторская задолженность в балансе. Остатки дебиторской задолженности показываются в двух разделах баланса; в разделе 1 “Долгосрочные активы” и в разделе 3 “Текущие активы”. В разделе 1 показывается дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, после отчетной даты. В долгосрочных активах дебиторская задолженность показывается по следующим статьям:
счета к получению ;
векселя полученные;
задолженность по внутригрупповым операциям;
задолженность должностных лиц;
прочая дебиторская задолженность.
В текущих активах отражены эти же статьи и добавлена статья “Авансовые платежи”. Аудитору необходимо выяснить правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженностей.
Проверка состояния дебиторской задолженности начинается с анализа материалов инвентаризации, расчетов с дебиторами. Инвентаризация расчетов с покупателями, подотчетными лицами, работниками предприятия и другими дебиторами заключается в выявлении по соответствующим документам, актам и тщательной проверки обоснованности сумм числящихся на счетах. Аудитор и члены комиссии устанавливают причины возникновения образования дебиторской задолженности, давность ее возникновения и реальность взыскания.
Аудитору желательно проверить расчеты с организациями, за которыми числится значительная дебиторская задолженность. Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом, в акте следует указать наименование проверяемых счетов и отразить суммы дебиторской задолженности безнадежных долгов. По этим видам задолженности к акту инвентаризации прикладывается справка, в которой приводятся: наименование и адреса дебиторов; сумма задолженности (за что она числится, с какого времени и на основании каких документов по дебиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, также указываются лица, виновные в пропуске этих сроков).
Аудитор должен проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с дебиторской задолженностью дочерних товариществ. Для обобщения информации используют счета 321 “Задолженность дочерних товариществ” ; 322 “Задолженность зависимых товариществ”; 323 “Задолженность совместно контролируемых юридических лиц”. Эти счета
дебетуются с кредитом счетов раздела 7 “Доходы”- на суммы, на которые предъявлены расчетные документы покупателем и счета 633 “Налог на добавленную стоимость” подраздела 63 “Расчеты с бюджетом”- на сумму налога на добавленную стоимость. По кредиту подраздела 32 “Дебиторская задолженность дочерних товариществ” в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов денежных средств ( подраздела 42-45), отражаются суммы полученных платежей, а с дебетом счетов подраздела 66 “Авансы полученные” и 68 “Прочая кредиторская задолженность” отражаются суммы, подлежащие зачету.
Особое внимание аудитор должен уделить изучению статьи баланса “Прочая дебиторская задолженность”. Остатки по этим счетам должны соответствовать счетам подраздела 33. Тщательному контролю подвергается счет 333, на котором отражается задолженность по выданным подотчетным суммам, на хозяйственные и командировочные расходы, по возмещению материального ущерба , представления работникам займов.
Аудитор проводит сплошную проверку авансовых отчетов и приложенных к ним документов, сличая записи в накопительных ведомостях с данными авансовых отчетов. При проверке операций по подотчетным суммам необходимо также выяснить :
Информация о работе Анализ и аудит финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак"