Анализ и аудит финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:52, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучения учета и отчетности финансового состояния предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения. Чтобы достичь поставленной цели, в настоящей дипломной работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении финансового анализа, как теоретически, так и практически.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы анализа и финансового планирования на предприятия.
1.1 Роль, сущность и значение финансового анализа……………… 5
1.2 Характеристика основных показателей финансового состояния……………………………………………………………… 7
1.3.Анализсобственногокапитала……………………………………..16
(1.4 Аудит финансовой отчетности)…………………………………….30
1.4.Необходимость и сущность планирования и прогнозирования
2 Анализ финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак".
2.1 Анализ состава и размещения активов баланса………………….51
2.2 Анализ собственного капитала ………………………………..…57
2.3.Анализ платежеспособности предприятия…………………………………………………………… 58
2.4 Анализ ликвидности баланса………………………………………64
3. Основные направления повышения финансовой устойчивости АОЗТ «Болашак»
3.1 Рост объемов реализации и рентабельности – путь повышения финансовой устойчивости……………………………………………..68
3.2 Применение учета затрат по системе директ-костинг. Внедрение компьютерных программ для совершенствования учета……………69
3.3 Роль анализа и определение резервов повышения эффективности производства……………………………………………………………71
Заключение……………………………………………………………..73
Список используемой литературы……………………………………75
Приложение

Работа содержит 4 файла

введение женя.doc

— 864.50 Кб (Открыть, Скачать)

ТИТУЛКА ДИПЛ.РАБота.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

дипломная.doc

— 758.00 Кб (Скачать)

К постоянным финансовым расходам принято относить расходы по уплате процентов за пользование ссудами и займами, а также расходы по финансовой аренде. Если первая часть расходов достаточно очевидна, то вторая требует некоторого комментария. Дело в том, что получающая все большее распространение во многих экономически развитых странах практика финансовой аренды в смысле финансирования является альтернативой приобретению основных средств за счет долгосрочного банков­ского кредита. Неслучайно анализ целесообразности аренды основан на сопоставлении арендных платежей с возможными расходами по выплате процентов по долгосрочным кредитам.

Следует отметить, что понятие финансовой аренды совершенно не проработано в отечественных нормативных документах и значительно отличается от аналогичного понятия в экономически развитых странах. Кроме того, такой способ финансирования в нынешней ситуации в нашей стране нельзя назвать распространенным. Рассмотрение условий и результатов лизинга не является типичной процедурой анализа финансово-хозяйственной деятельности для подавляющего большинства российских предприятий, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, отослав читателя к специальной литературе.

В отечественной отчетности последних лет постоянные финансовые расходы в части процентов по займам и кредитам формально выделены в отдельную статью в отчете о прибылях и убытках. Эти расходы должны сопоставляться с прибылью до вычета процентов и налогов; соответствующий показатель носит название коэффициента обеспеченности про­центов к уплате (TIE) :

Очевидно, что значение TIE должно быть больше единицы, в противном случае коммерческая организация не сможет в полном объеме рас­считаться с внешними инвесторами по текущим обязательствам. Если в знаменателе к расходам по уплате процентов добавить расходы по долго­срочной аренде, то соответствующий показатель носит название коэффициента покрытия постоянных финансовых расходов (FCC).

Известны и другие алгоритмы расчета подобных показателей. В частности, в экономически развитых странах при получении компаниями дол­госрочных кредитов или выпуске облигационных займов вполне обыденным является включение в кредитный договор или условия эмиссии тре­бования о формировании фонда погашения, из которого и будет постепенно погашаться кредит (заем). Расходы по ежегодному отчислению в фонд погашения в данном случае также трактуются как постоянные финансовые расходы, т.е. учитываются при расчете значения FCC.

Снижение величины значений коэффициентов TIE и FCC свидетельст­вует о повышении степени финансового риска. Эти показатели тесно свя­заны с уровнем финансового левериджа - как правило, низкое значение показателей TIE и FCC соответствует о высокой доле заемного капитала. Вместе с тем сочетания значений показателей структуры источников и коэффициентов покрытия варьируют по отраслям. Доля заемного капита­ла, рисковая для одной отрасли, может не быть таковой для другой от­расли.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует каких-то единых - нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от |многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др. Поэтому прием­лемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направле­ний изменения могут быть установлены только в результате пространст­венно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий. Можно сформулировать лишь одно правило, которое "работает" для предприятий любых типов: владельцы предприятия (акционеры, инвесто­ры и другие лица, сделавшие взнос в уставный капитал) предпочитают разумный рост в динамике доли заемных средств; напротив, кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосроч­ные ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономно­стью.

Среди показателей оценки финансового состояния весьма важную роль играет показатель стоимость чистых активов, который согласно Гражданскому кодексу подлежит расчету еже­годно, а его значение при определенных условиях может оказывать влия­ние на величину и структуру источников средств и выплату дивидендов.              

Этот показатель (ЧА) рассчитывается по следующему алгоритму:

ЧА = [ВА + ОА- (НДС + ЗУ+ САП)] - [ЦФ + ДП + (КП-ДБП- ФП)],

где ВА - внеоборотные активы (итог первого раздела актива баланса);

ОА - оборотные активы (итог второго раздела актива баланса);

НДС - налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;

ЗУ - задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;

САП - собственные акции, выкупленные у акционеров;

ЦФ - целевые финансирование и поступления;

ДП - долгосрочные пассивы;

КП - краткосрочные пассивы;

ДБП - доходы будущих периодов;

ФП - фонды потребления.

Ориентировочно величина чистых активов может быть найдена как разность между собственным капиталом компании и суммой накопленных убытков (по балансу). Чистые активы - это та часть активов акционерного общества (в стоимостном выражении), которая остается доступной к распределению среди акционеров после расчетов со всеми кредиторами в случае ликви­дации общества, т.е. она характеризует обеспечение интересов акционе­ров. На самом деле это утверждение условно, поскольку расчет чистых активов выполняется по данным текущего баланса, тогда как в случае вы­нужденной ликвидации общества необходимо принимать во внимание уже ликвидационный баланс, т.е. баланс, составленный с использованием текущих рыночных оценок.

Показатель чистых активов имеет исключительно важное значение в управлении финансами предприятия. В частности, согласно Гражданско­му кодексу, если по окончании второго и каждого последующего финан­сового года стоимость чистых активов общества окажется меньше устав­ного капитала, акционерное общество обязано объявить и зарегистрировать в установ­ленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если в результа­те такого снижения величина уставного капитала окажется ниже установ­ленного законодательством нижнего предела, общество подлежит ликви­дации.

Очевидно, что рост чистых активов в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. В связи с этим отметим, что, как следует из приведенного алгоритма расчета, величина чистых активов зависит от многих факторов; основным фактором увеличения этого показателя выступает текущая прибыль.

В Указе Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 26 декабря 1995 года № 2732 «О бухгалтерском учете»,   в статье 13 сказано: «Доходы – это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде». Без осуществления соответствующих расходов  невозможно получить желаемые доходы. Не получив доходы, в свою очередь, невозможно осуществлять развитие предприятия. Система показателей доходности состоит, прежде всего, из абсолютных показателей финансовых результатов, к которым относятся: доход от реализации продукции (работ, услуг); валовой доход; доход от основной деятельности; доход от не основной деятельности; доход от обычной деятельности до налогообложения; доход от обычной деятельности после налогообложения; доход от чрезвычайных ситуаций; чистый доход, являющийся конечным финансовым результатом деятельности  предприятия.

Доход в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования  и относится к показателям экономического эффекта.

Эффект – результат хозяйственной деятельности. Экономический эффект может выражаться в увеличении объема продукции (работ).

Роль дохода существенно возросла в условиях рынка. Рост дохода создает финансовую  базу для самофинансирования. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции (оказания услуг) и расширению производственно-технической  базы предприятия. Он означает, что каждое предприятие   покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. За счет дохода выполняется   также часть обязательств предприятия перед бюджетом другими организациями и предприятиями.

Чтобы доход мог эффективно выполнять свои функции, необходимы следующие основные условия:

Стоимость услуг должны с определенной степенью приближения выражать общественно необходимые затраты труда и при этом учитывать    непрерывное повышение  производительности труда и снижения себестоимости.

Калькулирование  и определение себестоимости услуг должно быть научно обоснованным.

Механизм распределения дохода  должен играть активную роль и служить стимулирующим фактором развития производства, повышения его эффективности.

Эффективное использование дохода возможно лишь в системе всех остальных финансовых рычагов (амортизация отчисления, финансовые санкции, налогообложение, арендная плата, фонды назначения и др.)

В росте показателей доходности предприятия заинтересованы как сам хозяйствующий субъект, так и государство. Поэтому на предприятии необходимо проводить систематический анализ абсолютных и относительных показателей доходности.

В задачи анализа показателей доходности входят:

-оценка выполнения плана абсолютных показателей доходности;

-изучение составных элементов образования чистого дохода;

-выявление и количественное измерение факторов воздействующих на       доход;

-изучение направлений, пропорций и тенденций распределения дохода;

-выявление резервов роста дохода;

-разработка рекомендаций по наиболее эффектному использованию -дохода       с учетом перспектив развития предприятия;

       -исследование различных коэффициентов доходности (рентабельность) и      факторов на их уровень.

Первым абсолютным показателем  доходности является  доход от реализации продукции (работ, услуг).  Он отражается за минусом  налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей, а также стоимости возращенных товаров, скидки с продаж и скидки с цены.

По данной статье “Отчета о результатах финансово-хозяйственнойдеятельности” отражатеся доход от основной деятельности, который может ыть получен от реализации товарно-материальных запасов, оказания услуг, а также в виде вознаграждения, процентов, гонораров и так далее в зависимости от основной деятельности. Наибольший удельный вес  в структуре дохода от релизации продукции занимает доход от реализации готовой продукции и товаров, величина которого определяется уровнемпроизводства продукции, комплектностью и ее качеством и другими факторами.

Определенное влияние  на сумму дохода от реализации продукции оказывают изменение остатков нереализованных изделий на складах  и товаров отгруженных. Эти изменения в сторону сокращения  товарно-материальных запасов и наоборот, увеличение их влияют в первом случае на рост, во втором – на уменьшение суммы дохода от реализации.

На предприятии доход (выручка) от реализации продукции (работ,услуг) должен вытекать из планируемого товарного выпуска и изменений  остатков нереализованной продукции (работ, услуг). Однако, бывают случаи занижения планов дохда от реализации продукции, в частности за счет завышения переходящих товарно-материальных запасов.

Важным вторым показателем доходности является валовый доход. Он представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходами от реализации  (работ, услуг) и производственной себестоимостью реализованой  продукции    (работ, услуг) в результате основной дятельности.

 

 

Таблица 1.2.

 

Исходные данные для определения влияния факторов на  отклонение  от  прошлого года по валовому доходу.

(тыс.тенге)

 

 

Показатели

 

2003 год

(факт)

 

2004год

(план)

 

1.Доход от реализации продукции

 

 

335

 

17857

 

2.Производственная себестоимость реализованной продукции

 

 

368

 

13275

 

3.Валовый доход

 

 

33

 

4582

 

4.Индекс цен

 

 

1

 

1,05

 

5.Доход от реализации продукции в сопоставляемых ценах

 

 

335

 

17007

 

Основными факторами,влияющими на изменение валового дохода, являются  изменения :

1).Цен на реализованную продукцию;

2).Дохода от реализации продукции;

3).Затрат  на 1 тенге реализованной продукции .

Исходя из этих данных, определим влияние на изменение валового дохода.

Чтобы определить, как рост цен повлиял на доход, необходимо доход от реализации продукции отчетного года пересчитать в свободные отпускные цены прошлого года, затем сопоставить с доходом от реализации продукции в свободных отпускных ценах отчетного года. Разница покажет, на какую сумму изменились цены, а соответственно и доход.

Доход от реализации продукции отчетного года в ценах прошлого года:17857 / 1,05 = 17007.Изменение цен и влияние дохода на валовой доход составило:  17857-17007=850 тысяч тенге.

За счет роста свободных отпускных цен  дополнительный доход предприятия в отчетном году составил 850 тысяч тенге.

2. Находим влияние дохода от реализации:

А). ( 17007 : 335 ) х 100 = 507,7 %

Б). 507,7-100= 407,7 %

Произошло увеличение дохода по сравнению с прошлым годом на 407,7 %.

3.Влияние уровня затрат на 1 тенге дохода от реализации продукции определяют  как разницу между фактическим уровнем затрат за прошлый год, и эту же разницу умножают на фактический доход от реализации продукции в сопоставимых ценах отчетного года. Полученный результат покажет,на какую величину изменился валовый доход за счет снижения или повышения уровня затрат.[ (13275/17007)-(368/335)]х 17007 = -5407,2

В результате снижения затрат на 1 тенге дохода от реализации продукции валовой  доход увеличился. В итоге влияние всех факторов на прирост валового дохода составил ( 850+1642,3+5407,2)=7899,5  Следующим абсолютным показателем доходности является доход от основной деятельности.Он представляет собой сальдированный финансовый результат и определяется как разность между валовым доходом и расходами периода по формуле : Д.о.= Д.в.-Р.п.,   где  Д.о.- доход от основной деятельности;

Д.в.- валовый доход;

Р.п.-расходы периода.

Д.о.(2002г.)=4582-3370=+1212

Чем больше величина валового дохода и расходов, тем выше доход от основной деятельности.

Относительные показатели доходности-это показатели рентабельности,ха-рактеризующие эффективную деятельность предприятия.Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников производства

Коэффициенты доходности являются важными характеристиками факторной среды образования прибыли, они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансовой устойчивости предприятия.

Различают три группы показателей доходности:

А). Общих активов (авансированного, совокупного капитала и их отдельных       элементов);

Б).Продукции;

В).Показателей доходности,рассчитываемых на базе чистого притока денежных средств.

титулка гак.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Анализ и аудит финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак"