Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:52, дипломная работа
Целью данной работы является изучения учета и отчетности финансового состояния предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения. Чтобы достичь поставленной цели, в настоящей дипломной работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении финансового анализа, как теоретически, так и практически.
Введение………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы анализа и финансового планирования на предприятия.
1.1 Роль, сущность и значение финансового анализа……………… 5
1.2 Характеристика основных показателей финансового состояния……………………………………………………………… 7
1.3.Анализсобственногокапитала……………………………………..16
(1.4 Аудит финансовой отчетности)…………………………………….30
1.4.Необходимость и сущность планирования и прогнозирования
2 Анализ финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак".
2.1 Анализ состава и размещения активов баланса………………….51
2.2 Анализ собственного капитала ………………………………..…57
2.3.Анализ платежеспособности предприятия…………………………………………………………… 58
2.4 Анализ ликвидности баланса………………………………………64
3. Основные направления повышения финансовой устойчивости АОЗТ «Болашак»
3.1 Рост объемов реализации и рентабельности – путь повышения финансовой устойчивости……………………………………………..68
3.2 Применение учета затрат по системе директ-костинг. Внедрение компьютерных программ для совершенствования учета……………69
3.3 Роль анализа и определение резервов повышения эффективности производства……………………………………………………………71
Заключение……………………………………………………………..73
Список используемой литературы……………………………………75
Приложение
К постоянным финансовым расходам принято относить расходы по уплате процентов за пользование ссудами и займами, а также расходы по финансовой аренде. Если первая часть расходов достаточно очевидна, то вторая требует некоторого комментария. Дело в том, что получающая все большее распространение во многих экономически развитых странах практика финансовой аренды в смысле финансирования является альтернативой приобретению основных средств за счет долгосрочного банковского кредита. Неслучайно анализ целесообразности аренды основан на сопоставлении арендных платежей с возможными расходами по выплате процентов по долгосрочным кредитам.
Следует отметить, что понятие финансовой аренды совершенно не проработано в отечественных нормативных документах и значительно отличается от аналогичного понятия в экономически развитых странах. Кроме того, такой способ финансирования в нынешней ситуации в нашей стране нельзя назвать распространенным. Рассмотрение условий и результатов лизинга не является типичной процедурой анализа финансово-хозяйственной деятельности для подавляющего большинства российских предприятий, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, отослав читателя к специальной литературе.
В отечественной отчетности последних лет постоянные финансовые расходы в части процентов по займам и кредитам формально выделены в отдельную статью в отчете о прибылях и убытках. Эти расходы должны сопоставляться с прибылью до вычета процентов и налогов; соответствующий показатель носит название коэффициента обеспеченности процентов к уплате (TIE) :
Очевидно, что значение TIE должно быть больше единицы, в противном случае коммерческая организация не сможет в полном объеме рассчитаться с внешними инвесторами по текущим обязательствам. Если в знаменателе к расходам по уплате процентов добавить расходы по долгосрочной аренде, то соответствующий показатель носит название коэффициента покрытия постоянных финансовых расходов (FCC).
Известны и другие алгоритмы расчета подобных показателей. В частности, в экономически развитых странах при получении компаниями долгосрочных кредитов или выпуске облигационных займов вполне обыденным является включение в кредитный договор или условия эмиссии требования о формировании фонда погашения, из которого и будет постепенно погашаться кредит (заем). Расходы по ежегодному отчислению в фонд погашения в данном случае также трактуются как постоянные финансовые расходы, т.е. учитываются при расчете значения FCC.
Снижение величины значений коэффициентов TIE и FCC свидетельствует о повышении степени финансового риска. Эти показатели тесно связаны с уровнем финансового левериджа - как правило, низкое значение показателей TIE и FCC соответствует о высокой доле заемного капитала. Вместе с тем сочетания значений показателей структуры источников и коэффициентов покрытия варьируют по отраслям. Доля заемного капитала, рисковая для одной отрасли, может не быть таковой для другой отрасли.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует каких-то единых - нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от |многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий. Можно сформулировать лишь одно правило, которое "работает" для предприятий любых типов: владельцы предприятия (акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставный капитал) предпочитают разумный рост в динамике доли заемных средств; напротив, кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосрочные ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.
Среди показателей оценки финансового состояния весьма важную роль играет показатель стоимость чистых активов, который согласно Гражданскому кодексу подлежит расчету ежегодно, а его значение при определенных условиях может оказывать влияние на величину и структуру источников средств и выплату дивидендов.
Этот показатель (ЧА) рассчитывается по следующему алгоритму:
ЧА = [ВА + ОА- (НДС + ЗУ+ САП)] - [ЦФ + ДП + (КП-ДБП- ФП)],
где ВА - внеоборотные активы (итог первого раздела актива баланса);
ОА - оборотные активы (итог второго раздела актива баланса);
НДС - налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
ЗУ - задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
САП - собственные акции, выкупленные у акционеров;
ЦФ - целевые финансирование и поступления;
ДП - долгосрочные пассивы;
КП - краткосрочные пассивы;
ДБП - доходы будущих периодов;
ФП - фонды потребления.
Ориентировочно величина чистых активов может быть найдена как разность между собственным капиталом компании и суммой накопленных убытков (по балансу). Чистые активы - это та часть активов акционерного общества (в стоимостном выражении), которая остается доступной к распределению среди акционеров после расчетов со всеми кредиторами в случае ликвидации общества, т.е. она характеризует обеспечение интересов акционеров. На самом деле это утверждение условно, поскольку расчет чистых активов выполняется по данным текущего баланса, тогда как в случае вынужденной ликвидации общества необходимо принимать во внимание уже ликвидационный баланс, т.е. баланс, составленный с использованием текущих рыночных оценок.
Показатель чистых активов имеет исключительно важное значение в управлении финансами предприятия. В частности, согласно Гражданскому кодексу, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, акционерное общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если в результате такого снижения величина уставного капитала окажется ниже установленного законодательством нижнего предела, общество подлежит ликвидации.
Очевидно, что рост чистых активов в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. В связи с этим отметим, что, как следует из приведенного алгоритма расчета, величина чистых активов зависит от многих факторов; основным фактором увеличения этого показателя выступает текущая прибыль.
В Указе Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 26 декабря 1995 года № 2732 «О бухгалтерском учете», в статье 13 сказано: «Доходы – это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде». Без осуществления соответствующих расходов невозможно получить желаемые доходы. Не получив доходы, в свою очередь, невозможно осуществлять развитие предприятия. Система показателей доходности состоит, прежде всего, из абсолютных показателей финансовых результатов, к которым относятся: доход от реализации продукции (работ, услуг); валовой доход; доход от основной деятельности; доход от не основной деятельности; доход от обычной деятельности до налогообложения; доход от обычной деятельности после налогообложения; доход от чрезвычайных ситуаций; чистый доход, являющийся конечным финансовым результатом деятельности предприятия.
Доход в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования и относится к показателям экономического эффекта.
Эффект – результат хозяйственной деятельности. Экономический эффект может выражаться в увеличении объема продукции (работ).
Роль дохода существенно возросла в условиях рынка. Рост дохода создает финансовую базу для самофинансирования. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции (оказания услуг) и расширению производственно-технической базы предприятия. Он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. За счет дохода выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом другими организациями и предприятиями.
Чтобы доход мог эффективно выполнять свои функции, необходимы следующие основные условия:
Стоимость услуг должны с определенной степенью приближения выражать общественно необходимые затраты труда и при этом учитывать непрерывное повышение производительности труда и снижения себестоимости.
Калькулирование и определение себестоимости услуг должно быть научно обоснованным.
Механизм распределения дохода должен играть активную роль и служить стимулирующим фактором развития производства, повышения его эффективности.
Эффективное использование дохода возможно лишь в системе всех остальных финансовых рычагов (амортизация отчисления, финансовые санкции, налогообложение, арендная плата, фонды назначения и др.)
В росте показателей доходности предприятия заинтересованы как сам хозяйствующий субъект, так и государство. Поэтому на предприятии необходимо проводить систематический анализ абсолютных и относительных показателей доходности.
В задачи анализа показателей доходности входят:
-оценка выполнения плана абсолютных показателей доходности;
-изучение составных элементов образования чистого дохода;
-выявление и количественное измерение факторов воздействующих на доход;
-изучение направлений, пропорций и тенденций распределения дохода;
-выявление резервов роста дохода;
-разработка рекомендаций по наиболее эффектному использованию -дохода с учетом перспектив развития предприятия;
-исследование различных коэффициентов доходности (рентабельность) и факторов на их уровень.
Первым абсолютным показателем доходности является доход от реализации продукции (работ, услуг). Он отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей, а также стоимости возращенных товаров, скидки с продаж и скидки с цены.
По данной статье “Отчета о результатах финансово-
Определенное влияние на сумму дохода от реализации продукции оказывают изменение остатков нереализованных изделий на складах и товаров отгруженных. Эти изменения в сторону сокращения товарно-материальных запасов и наоборот, увеличение их влияют в первом случае на рост, во втором – на уменьшение суммы дохода от реализации.
На предприятии доход (выручка) от реализации продукции (работ,услуг) должен вытекать из планируемого товарного выпуска и изменений остатков нереализованной продукции (работ, услуг). Однако, бывают случаи занижения планов дохда от реализации продукции, в частности за счет завышения переходящих товарно-материальных запасов.
Важным вторым показателем доходности является валовый доход. Он представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходами от реализации (работ, услуг) и производственной себестоимостью реализованой продукции (работ, услуг) в результате основной дятельности.
Таблица 1.2.
Исходные данные для определения влияния факторов на отклонение от прошлого года по валовому доходу.
(тыс.тенге)
Показатели |
2003 год (факт) |
2004год (план) |
1.Доход от реализации продукции
|
335 |
17857 |
2.Производственная себестоимость реализованной продукции
|
368 |
13275 |
3.Валовый доход
|
33 |
4582 |
4.Индекс цен
|
1 |
1,05 |
5.Доход от реализации продукции в сопоставляемых ценах
|
335 |
17007 |
Основными факторами,влияющими на изменение валового дохода, являются изменения :
1).Цен на реализованную продукцию;
2).Дохода от реализации продукции;
3).Затрат на 1 тенге реализованной продукции .
Исходя из этих данных, определим влияние на изменение валового дохода.
Чтобы определить, как рост цен повлиял на доход, необходимо доход от реализации продукции отчетного года пересчитать в свободные отпускные цены прошлого года, затем сопоставить с доходом от реализации продукции в свободных отпускных ценах отчетного года. Разница покажет, на какую сумму изменились цены, а соответственно и доход.
Доход от реализации продукции отчетного года в ценах прошлого года:17857 / 1,05 = 17007.Изменение цен и влияние дохода на валовой доход составило: 17857-17007=850 тысяч тенге.
За счет роста свободных отпускных цен дополнительный доход предприятия в отчетном году составил 850 тысяч тенге.
2. Находим влияние дохода от реализации:
А). ( 17007 : 335 ) х 100 = 507,7 %
Б). 507,7-100= 407,7 %
Произошло увеличение дохода по сравнению с прошлым годом на 407,7 %.
3.Влияние уровня затрат на 1 тенге дохода от реализации продукции определяют как разницу между фактическим уровнем затрат за прошлый год, и эту же разницу умножают на фактический доход от реализации продукции в сопоставимых ценах отчетного года. Полученный результат покажет,на какую величину изменился валовый доход за счет снижения или повышения уровня затрат.[ (13275/17007)-(368/335)]х 17007 = -5407,2
В результате снижения затрат на 1 тенге дохода от реализации продукции валовой доход увеличился. В итоге влияние всех факторов на прирост валового дохода составил ( 850+1642,3+5407,2)=7899,5 Следующим абсолютным показателем доходности является доход от основной деятельности.Он представляет собой сальдированный финансовый результат и определяется как разность между валовым доходом и расходами периода по формуле : Д.о.= Д.в.-Р.п., где Д.о.- доход от основной деятельности;
Д.в.- валовый доход;
Р.п.-расходы периода.
Д.о.(2002г.)=4582-3370=+1212
Чем больше величина валового дохода и расходов, тем выше доход от основной деятельности.
Относительные показатели доходности-это показатели рентабельности,ха-
Коэффициенты доходности являются важными характеристиками факторной среды образования прибыли, они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансовой устойчивости предприятия.
Различают три группы показателей доходности:
А). Общих активов (авансированного, совокупного капитала и их отдельных элементов);
Б).Продукции;
В).Показателей доходности,рассчитываемых на базе чистого притока денежных средств.
Информация о работе Анализ и аудит финансового состояния предприятия АОЗТ "Болашак"