Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.

Содержание

Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79

Заключение
95

Список использованных источников
97

Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99

Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100

Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102

Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103

Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104

Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105

Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106

Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107

Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108

Приложение К. Графическая часть

Работа содержит 8 файлов

Аннотация.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВедение и часть 1.doc

— 190.00 Кб (Открыть, Скачать)

часть2,3, закл..doc

— 743.50 Кб (Открыть, Скачать)

учет и аудит доходов и расходов.doc

— 1.20 Мб (Открыть, Скачать)

Курсовая Ю.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Текущий финансовый контроль называют иначе оперативным. Он осуществляется для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями и учреждениями обязательств перед бюджетом. Опираясь на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет предотвратить совершение финансовых правонарушений. В первую очередь проверяется документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактически затраты регулярно сопоставляются с действующими нормативами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений от установленных норм.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансового мероприятия. Этот контроль осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий. В ходе его выясняется вопрос, была ли проведенная финансовая операция законной не было ли допущено нарушение финансовой дисциплины, насколько эффективно и рационально были использованы государственные денежные средства.

Задачей последующего финансового  контроля является выявление фактов некачественного исполнения финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.

Так как государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, то финансовый контроль можно подразделить на: 1) контроль, осуществляемый органами представительной власти; 2) контроль, осуществляемый органами исполнительной власти; 3) судебный контроль.

Предметом контроля представительных органов выступает две группы вопросов: а) исполнение тех нормативных  актов, носящих финансово-правовой характер, которые данные представительные органы приняли в пределах своей  компетенции; б) исполнение акта, который представительный орган утвердил соответствующий финансовый план.

Представительные органы могут создавать специальные  контрольные органы, которые при  осуществлении проверок финансового  характера играют роль субъекта финансового  контроля.

Предметом контроля исполнительных органов также выступают две группы вопросов: а) исполнение финансового законодательства; б) рациональность и эффективность использования государственных денежных средств.

Характер судебного  контроля во многом определяется тем, какую роль в стране играет суд при рассмотрении финансовых правонарушений и жалоб на действия финансовых органов.

Исходя из характера  и правового статуса субъектов, финансовый контроль подразделяется на:

1) специализированный;

2) функциональный.

Специализированный контроль - это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми органами государства. Например, контроль, осуществляемый Министерством финансов, Министерством государственных доходов, Национальным Банком РК.

Функциональный контроль - это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль, в частности, представляют лишь одно из направлений (функцию) их деятельности. Например, «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции»8 и в этом его общее назначение.

Финансовый контроль также делится на внутренний (внутри ведомственный) и внешний (надведомственный). В основу этой классификации положена форма организационного взаимодействия контролирующего субъекта и подконтрольного объекта.

Внутренний контроль - это когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной  системы. Например, министерство проверяет  финансовые операции подчиненного ему  предприятия.

Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчиненных  объектов. Например, Министерство финансов проверяет предприятие, находящееся  в ведении Министерства сельского  хозяйства.

2.2.  Классификация финансового  контроля по сфере деятельности

 

Финансовый контроль также классифицируется по сфере  деятельности в зависимости от нее  видами государственного финансового  контроля являются:

1) контроль в сфере  организации денежной системы  и обеспечения ее нормального  функционирования;

2) валютный контроль;

3) бюджетный контроль;

4) налоговый контроль;

5) контроль в сфере  государственной банковской деятельности;

6) контроль в сфере  государственного страхования;

7) контроль в сфере  государственных децентрализованных  финансов (финансово-хозяйственный  контроль).

Государственный контроль в сфере денежной системы призван  обеспечить ее нормальное функционирование и соблюдение того законодательства, посредством которого организуется сама денежная система. Государство  заинтересовано в том, чтобы денежная система бесперебойно обслуживала потребности общества, экономики и самого государства. В целях стабилизации собственной валюты государство устанавливает всякого рода запреты и ограничения на использование наличных расчетов, вводит правила хранения и инкассации наличных денежных знаков. Такого рода запреты и ограничения являются предметом государственного финансового контроля.

Следующий вид финансового  контроля - валютный контроль, который  является важным направлением валютного  регулирования. Основы законодательного регулирования валютного контроля определены статьей 6 Закона Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года «О валютном регулировании». Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Бюджетный контроль имеет своим предметом бюджет в двух его качествах: как финансовый план и как фонд денежных средств.

Бюджет как финансовый план. В этом случае контролируются процессы прохождения акта о бюджете  через стадии бюджетного планирования, т.е. проверяется исполнение соответствующими государственными органами своих обязанностей по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению и заключению бюджета.

Бюджет как фонд денежных средств. В данном случае контролируется материальная сторона бюджета - его формирование, распределение и организация использования как фонда денежных средств, включая контроль за использованием государственными предприятиями и учреждениями, а также иными организациями полученных бюджетных ассигнований.

Субъектами бюджетного контроля являются те органы, которые утверждают бюджет: Парламент в отношении республиканского бюджета, маслихаты по поводу местных бюджетов. При них могут создаваться специальные органы бюджетного контроля.

К бюджетному контролю примыкает налоговый контроль. Так как все налоги поступают только в бюджет, то налоговый контроль можно рассматривать как вид бюджетного контроля, связанного с формированием доходной части бюджета. Но традиционно налоговый контроль рассматривает в роли самостоятельной разновидности финансового контроля. В настоящее время это мнение получило дополнительную аргументацию в виде существования специального органа налогового контроля - Министерства государственных доходов, а также наличия специального правового акта - Налогового кодекса, в котором регламентируется самостоятельность данного вида контроля.

Значимость налогового контроля, прежде всего, обусловлена  его задачами, главная из которых - это обеспечение соблюдения норм налогового законодательства, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами9.

В настоящее время  в работе налоговых органов приоритетное место занимает проведение документальных проверок, так как именно эти проверки наиболее эффективны в части выявления  допущенных нарушений и в части  доначисленных сумм налоговых платежей.

Важной по значимости является камеральная проверка (предварительный  контроль). До настоящего времени ей уделяли недостаточное внимание, хотя камеральная проверка при ее правильной организации является основой  для проведения документальной проверки.

По мере создания компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будет играть текущий контроль, связанный с работой по разъяснению  налогового законодательства, сбору, обработке  и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которых будет осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков. К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые проверки мобильных групп и т.д.

В практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий  и последующий контроль с целью охвата большого количества налогоплательщиков, повышения качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.

Выбор метода контроля зависит  от оценки итогов работы и тенденции  развития хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

Результативность контроля в налоговой сфере находится  в прямой зависимости от соблюдения основополагающих принципов его  организации, среди которых можно  выделить главный - правомочность. Налоговые  органы обязаны осуществлять контроль в пределах своих полномочий и в соответствии  с уровнем компетенции, установленным действующим законодательством.

Налоговая практика различает  два основных принципа борьбы с налоговыми правонарушениями: предупреждение и  наказание.

Важным условием для  снижения числа правонарушений является расширение сферы принципа предупреждения. Налоговые органы должны вести массово-разъяснительную работу по предупреждению возможности возникновения налоговых нарушений, оказание консультативно-методической помощи налогоплательщикам, своевременному освещению изменений налогового законодательства, публикации наиболее типичных нарушений и обзорных писем по итогам рассмотрения жалоб налогоплательщиков и итогам судебной практики.

Таким образом, можно  выделить два основных направления повышения эффективности налогового контроля: совершенствование налогового законодательства и совершенствование методов работы налоговых органов во взаимоотношении с налогоплательщиками10.

Контроль в сфере  государственной банковской деятельности. В качестве подконтрольных объектов выступает две группы субъектов:

а) банки, в числе которых  первоочередное место занимают банки, находящиеся в государственной  собственности; б) клиенты банков.

Негосударственные банки  проверяются на предмет соблюдения установленных государством правил ведения банковских операций. В государственных банках помимо этого проверяется законность операций по формированию, распределению и расходованию ссудных фондов, которые представляют собой собственность государства.

Клиента банков проверяются на предмет: а) соблюдения правил ведения банковских операций; б) выполнение финансовых обязательств, вытекающих из договоров государственного банковского кредитования. Здесь, в свою очередь, контролируется: а) целевое использование полученной от государственного банка ссуды; б) своевременность погашения этой ссуды и уплаты процентов по ней.

Основным субъектом  банковского контроля выступает  Национальный банк Республики Казахстан. Согласно статье 62 Указа Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан»: «Национальный Банк Казахстана является единственным органом, имеющим право осуществлять проверку всех финансово-хозяйственной деятельности банков Республики Казахстан и их филиалов».

Он может поручить проверку деятельности банков и их филиалов аудиторской организации (аудитору), которая в этом случае будет выполнять роль агента банковского  контроля.

Следующим видом финансового  контроля является контроль в сфере  государственного страхования.

Страховая деятельность подвергается довольно тщательной правовой регламентации, а равно и значительному  контролю со стороны государства. Для  этой цели нередко создаются специализированные органы государственного страхового надзора11. Но когда предметом контроля выступают негосударственные страховые организации, выражающие собой частные финансы страхования, этот государственный контроль не выражает собой осуществление финансовой деятельности государства и соответственно - государственного финансового контроля.

Предметом государственного финансового контроля в сфере  страхования, в основном, являются два  момента:

а) осуществление государственного страхования (т.е. страхование имущественных  интересов государства, финансируемое  за счет государственных денежных фондов). В настоящее время такое страхование осуществляется в отношении некоторых категорий государственных служащих, чья деятельность носит характер повышенной опасности (военнослужащие, работники правоохранительных органов и т.п.).

«Государственный контроль за положением дел на страховом рынке осуществляется уполномоченным органом государства и другими государственными органами в пределах их компетенций»12.

Финансово-хозяйственный  контроль - это контроль за соблюдением  установленного государственного порядка формирования, распределения и использования децентрализованных государственных денежных фондов.

При данном виде контроля существует следующее контрольное  отношение, построенное по схеме  «государственный контрольный орган - лицо, тратящее государственные деньги».

В качестве подконтрольных объектов при данном виде финансового  контроля выступают государственные  предприятия и учреждения.

Заключение

 

В настоящей выпускной  работе были рассмотрены вопросы, цель которых состояла в определении  понятия финансового контроля, раскрытие сущности, определении функций финансового контроля.

Подводя итог работы необходимо остановиться на следующих основных моментах.

Финансовый контроль представляет собой довольно сложную  организационную систему и состоит  из определенных элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля. При помощи рассмотрения этих элементов, дается следующее понятие финансового контроля:

«Финансовый контроль - это  действие государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним».

аудит подольский.doc

— 1.27 Мб (Открыть, Скачать)

Аудит.doc

— 1.35 Мб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком