Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.
Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79
Заключение
95
Список использованных источников
97
Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99
Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100
Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102
Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103
Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104
Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105
Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106
Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107
Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108
Приложение К. Графическая часть
Обычно в процессе проведения ревизии сочетаются несколько методов финансового контроля.
Результаты ревизии оформляются актом ревизии.
Необходимо отметить, что контроль является финансовым только при наличии всех присущих ему элементов. Например, если предметом выступает исполнение финансового обязательства перед государством, но проверку проводит не орган государственного финансового контроля, то такой контроль нельзя считать государственным финансовым контролем, т.к. в данном случае в системе контроля отсутствует субъект финансового контроля, а именно орган государственного финансового контроля.
Следует отметить так же, что предметом государственного финансового контроля выступают не деньги и не хозяйственная деятельность объектов контроля, а выполнение ими своих финансовых обязательств перед государством.
На основании вышесказанного государственный финансовый контроль можно определить как действие государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.
Но среди ученых нет единства в трактовках понятия государственного финансового контроля. Существуют самые разные точки зрения.
Так, И.А.Белобжецкий дает такое определение: «Под финансово-хозяйственным контролем следует понимать систему надзора наделенных контрольными полномочиями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, учреждений, организаций и других подразделений материального производства и непроизводственной сферы с целью объективно оценить экономическую эффективность этой деятельности, установить законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, сохранность собственности, выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности производства и роста доходов государственного бюджета».
У Ю.А.Данилевского определение
финансового контроля выражено так:
«Финансовый контроль, являясь одной
из важнейших функций и
Ю.М.Иткин отмечает: «Деятельность органов государственного контроля должна быть направлена на проверку исполнения, прежде всего, законов государства, законности, правильности и целесообразности направления выделенных бюджетных средств, эффективности деятельности правительственных органов, эффективного и экономного расходования государственных средств на всех уровнях управления финансовыми и материальными ресурсами».
Н.Д.Пагосян определяет, что «государственный финансовый контроль, не будучи самоцелью и средством окончательного решения выявленных проблем, тем не менее является государственно-правовым институтом в силу того, что он в единой системе государственных органов выступает в качестве самостоятельного структурно-функционального звена, легитимированного, обособленного в организационно-правовом отношении и владеющего в своей деятельности особым набором приемов, характерным для публичных структур».
Учитывая все вышеизложенное, можно более полно раскрыть сущность этой функции государственного управления.
Итак, государственный финансовый
контроль в широком смысле - это
установленная
1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами, влекущих прямой или косвенный материальный ущерб государству;
2) несоблюдение финансового, в
том числе бюджетного
3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансовой деятельностью государственных органов.
Сущность государственного финансового контроля выражается в следующем: 1) выявление ошибок и злоупотреблений; 2) обеспечение их устранения; 3) анализ факторов их возникновения и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и т.д.).
Следует признать, что действенный государственный финансовый контроль позволяет своевременно вскрывать, и не только обнаруживать, но и устранять различного рода негативные явления, объяснять причины, их порождающие, вырабатывать меры, их предотвращающие, что в конечном счете и определяет ход экономического и социального развития государства.
Значение наиболее полно раскрывается в функциях финансового контроля. К основным функциям государственного финансового контроля следует отнести информативную, оперативную, защитную и превентивную. При этом особое место в современных подходах занимает превентивная функция.
Предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения, обеспечивает устранение самой возможности появления неблагоприятных явлений и тенденций в будущем, предохраняет государство от нежелательных последствий тех или иных решений и действий. Например, оценка законности и целесообразности на стадии принятия решения позволяет предотвратить действия, противоречащие требованиям нормативно-правовых актов и целям государственной политики.
Ключевым условием достижения целей и задач аудита финансового контроля является соблюдение принципов, которые являются основными правилами, охватывающими контрольную деятельность в целом.
Это следующие принципы: 1) принцип независимости; 2) принцип гласности; 3) принцип законности; 4) принцип объективности; 5) принцип ответственности; 6) принцип сбалансированности; 7) принцип системности.
1. Принцип независимости в аудите
Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют, а так же от лица, тем или иным образом связанных с проверяемыми. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем деятельность органов финансового контроля.
Среди специалистов распространена точка зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.
2. Принцип гласности
Гласность финансового контроля -
необходимый атрибут
3. Принцип законности
Свои исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства Республики Казахстан. То есть деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать какого-то ни было произвола в отношении контролируемых.
Принцип законности предусматривает следующее:
- качество нормативно-
- соблюдение норм права
В целом законность государственного финансового контроля понятие системное, охватывающее как государственных контролеров, так и контролируемых.
4. Принцип объективности.
Выводы контролеров, а также их подхода к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность. Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.
Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.
При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.
5. Принцип ответственности
Этот принцип можно рассмотреть в двух аспектах: а) ответственность контролеров; б) ответственность контролируемых.
- Ответственность контролеров.
Каждый субъект за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (административную, дисциплинарную и т.д.). Ответственность должна быть установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Иначе субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.
Ответственность государственных
контролеров имеет
- Ответственность контролируемых
Должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной государственной собственностью, они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных действий для государственных финансов.
6. Принцип сбалансированности
Этот принцип неразрывно связан с принципом ответственности. Сбалансированность означает, что субъекту контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно также не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Или другими словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.
7. Принцип системности
Предполагает наличие
системы органов
Все принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.
В процессе осуществления финансового контроля возникает особая разновидность финансовых правоотношений - финансово-контрольных.
Сторонами этого правоотношения выступают субъект контроля и объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типичными субъектами контроля являются специализированные органы финансового контроля. В качестве объекта контроля выступают государственные органы, юридические лица, граждане.
Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям. Но наиболее часто классифицируют по формам и видам.
Под формой финансового
контроля понимают способы конкретного
выражения и организаций
Формы финансового контроля следующие: 1) непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль.
Непосредственный контроль
характеризуется тем, что проверка
ведется на самом объекте контроля,
и проверяющие лица изучают и
анализируют первичную
Эта форма контроля наблюдается
при таких методах его
Опосредованный контроль характеризуется тем, что субъект находится вне границ объекта контроля, и проверяющие лица имеют дело с отчетной или плановой финансовой документацией7.
На практике такой контроль называют «камеральная финансовая проверка».
Эти формы финансового контроля взаимосвязаны между собой. Материалы, полученные в процессе одной формы финансовой проверки, могут использоваться для другой формы контроля.
Классификация финансового контроля по видам может производиться по различным основанием.
Так, по времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет предупредить нарушение действующего финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования денежных средств. Поэтому иногда этот вид контроля называют превентивным или предупредительным.
Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком