Организация налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц в России и дать рекомендации по его совершенствованию (на примере Межрайонная ИФНС России №1 по РМ).
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность и формы налогового контроля;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы контроля за налогообложением юридических
и физических лиц 7
1.1 Экономическое содержание налогового контроля 7
1.2 Правовые основы организации контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 11
1.3 Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях 17
2 Исследование механизма контроля за налогообложением
юридических и физических лиц (на примере МРИ ФНС России №1
по РМ) 21
2.1 Организация налогового контроля за исчислением и уплатой налогов
с физических лиц 21
2.2 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
с юридических лиц 34
2.3 Оценка результатов проведения налоговых проверок 42
3 Совершенствование налогового контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 48
3.1 Пути повышения эффективности налогового контроля 48
3.2 Развитие нормативно-правового регулирования налогового
контроля 52
3.3 Зарубежный опыт организации налогового контроля и возможность
его использования в отечественной практике 57
Заключение 64
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги!!2222.docx

— 174.79 Кб (Скачать)

В-третьих, использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей  объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

В Бюджетном  послании Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 гг. от 9 марта 2007 г. сделан акцент на отсутствии критериев оценки эффективности работы сотрудников налоговых органов, направленных на проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Соответственно, не реализованы механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия таким критериям [4, c. 11].

Полезным  может быть введение системы балльной оценки работы специалистов, осуществляющих налоговые проверки. Сущность такой оценки состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного налогоплательщика (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности) специалисту засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый специалист должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии занимаемой должности. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными специалистами.

Однако  необходимо отметить, что никакое  совершенствование форм работы не даст положительных результатов, если специалист, участвующий в проведении налоговых проверок, не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

Для этого  необходимо выработать общегосударственную  систему подготовки кадров, когда для работы в налоговые органы будут привлекаться лишь профессионалы, получившие необходимый набор знаний в данной области. В настоящее время немного высших учебных заведений готовит таких сотрудников, при этом, учитывая уровень оплаты труда в государственных органах, большое количество потенциальных государственных служащих уходит в коммерческую деятельность. В связи с изложенным скорейшее принятие новой системы оплаты труда государственных служащих, по нашему мнению, на сегодняшний день является наиболее острой проблемой и должно стать первоочередной задачей, стоящей перед государством.

Налоговое администрирование должно быть построено  на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые – к обоснованному контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов [4, c. 12].

Итак, с  учетом зарубежного опыта организации  налогового контроля можно предложить следующие направления совершенствования налогового администрирования в России. Во-первых, для отнесения компании к категории крупнейших налогоплательщиков и включения ее в текущего контроля, по опыту США, необходимо ввести систему баллов, которые присваиваются по следующим категориям: общая стоимость активов; валовой доход; количество юридических лиц, принимающих участие в основной деятельности; наличие многоотраслевой структуры компании; количество сотрудников налоговой администрации, необходимых для проверки компании; количество привлеченных специалистов, необходимых для проверки компании; общий объем вспомогательной работы и количество человеко-дней, затраченных на проверку. Во-вторых, целесообразно, по опыту  стран Евросоюза, наделить налоговые органы правом доступа к информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, отменить понятие банковской тайны.

 

Заключение

 

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных государственных органов, формы  и методы которой регламентированы законодательством РФ, с целью  обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством РФ в связи с их деятельностью или имущественным положением. Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический). Основными формами налогового контроля являются: учет налогоплательщиков (как организаций, так и физических лиц); налоговые проверки (камеральные и выездные); контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов (в настоящее время эта форма налогового контроля в НК РФ вообще не описана). Однако четкий перечень форм проведения налогового контроля в законодательстве отсутствует. Некоторые формы налогового контроля в НК РФ названы, но порядок их проведения не установлен.

Правовые  основы организации контроля за налогообложением юридических лиц заложены в: Конституции РФ; Налоговом кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах; законодательстве субъектов РФ о налогах и сборах; указах и распоряжениях Президента РФ; постановлениях и распоряжениях Правительства РФ; постановлениях, приказах, распоряжениях, письмах субъектов налогового контроля; международно-правовых источниках налогового права. В настоящее время правовое регулирование налогового контроля в России сопряжено с многочисленными проблемами, которые возникают вследствие коллизионости норм НК РФ.

Актуальные  проблемы проведения налогового контроля, в частности налоговых проверок состоят в следующем: нерационально используется потенциал отделов камеральных проверок; работники отделов камеральных проверок  допускают большое количество ошибок; сложность выбора объектов для выездной налоговой проверки; трудности автоматизации первичных бухгалтерских документов, изъятых в ходе выездной налоговой проверки; большое количество сокрытых документов.

В ходе исследования организации налогового контроля в  МРИ ФНС России №1 по РМ мы выяснили, что в данном процессе участвуют все отделы Инспекции. при этом их основными задачами являются: контроль за соблюдением на территории Пролетарского района г. Саранска и Старошайговского района РМ законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других платежей, установленных законодательством РФ, РМ, представительными органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

На основе оценки результатов проведения налоговых  проверок в МРИ ФНС России №1 по РМ в 2007-2009 гг. можно сделать следующие выводы. Возросла интенсивность работы Отдела камеральных проверок на 0,7% вследствие увеличения количества камеральных проверок (юридических и физических лиц), проведенных сотрудниками на 9,5%. Увеличивается и количество, и доля выявленных в ходе камеральных проверок нарушений, что указывает на рост эффективности выбора объектов для проверки и качества проведения проверок.  Отдел камеральных проверок в 2 раза увеличил число камеральных проверок юридических и физических лиц, проведенных с истребованием документов (до 4728 ед.). При этом наибольшая доля проверок с истребованием документов приходится на юридических лиц, а выявленных нарушений – на физических лиц. Количество и доля проверок с истребованием документов, в ходе которых были выявлены нарушения, имею тенденцию к снижению. Динамика выездных проверок, проведенных Инспекцией, напротив, отрицательная, вследствие сокращения проверок юридических лиц общее их снижение составило 3 ед. Это привело к снижению интенсивности работы сотрудников Отдела выездных проверок на 6,1%. Количество и доля организаций, у которых были выявлены нарушения снизились, между тем у всех проверенных индивидуальных предпринимателей в ходе проверок были выявлены нарушения.

Анализ  взысканных сумм, дополнительно начисленных  в ходе мероприятий  налогового контроля в МРИ ФНС России №1 по РМ в 2007-2009 гг. показал, что наблюдается рост доначислений как по камеральным (на 15,7%), так и по выездным налоговым проверкам (на 25,5%). Рост доначислений по камеральным проверкам обусловлен увеличением доначислений по налогу на прибыль, НДФЛ, НДС, налог на имущество организаций, УСНО: по выездным проверкам – по налогу на прибыль, НДФЛ, УСН, единого сельскохозяйственного налога, налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. Суммы доначислений в расчете на одну проверку Суммы доначислений в расчете на одного инспектора и на одну выездную проверку, в том числе результативную выше соответствующих показателей по камеральным проверкам. Таким образом, контрольная работа инспекторов Отдела выездных проверок проводится с большей эффективностью, чем инспекторов Отдела камеральных проверок. Наибольшую долю в структуре доначислений по результатам выездных проверок занимали налоги, на втором месте – пени, на третьем – штрафы. Сумма доначислений по итогам всех проверок выросла на 2,1%, составив в 2009 г. 204725 тыс.руб., что свидетельствует о повышении эффективности налогового администрирования. При этом наибольшие суммы доначислений произведены в ходе выездных проверок.

В качестве рекомендаций по повышению эффективности  налогового контроля в налоговых инспекциях работы можно предложить следующие. Налоговые инспекторы должны:  проверять все платежные документы по приобретению сырья, материалов, товаров; сравнивать платежные документы по закупке с товарно-транспортными документами и таможенными декларациями; сравнивать платежные документы по продажам с товарно-транспортными документами;  проверять все товарно-транспортные документы и таможенные декларации и уведомления о доставке материальных ценностей;  получать описание и специфику принципа оценки, который используется предприятием;  по каждой группе товаров сравнивать список товаров в запасах с последними документами о закупках и проверяют правильность оценки. Работники налоговых органов должны знать все возможные способы выявления нарушений – маскировки неучтенной продукции, незаконных операций по уходу от налогообложения, умышленного искажения бухгалтерских балансов и отчетов.

В рамках совершенствования нормативно-правового  регулирования налогового контроля необходимо: законодательные основы по вопросам познания правовой сущности налоговых правонарушений привести в соответствие международным нормам; в целях упорядочения и урегулирования административно-предупредительной деятельности налоговых органов привести ст. 31 НК РФ в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»; внести в перечень документов, необходимых для прохождения государственного технического осмотра, квитанции об уплате транспортного налога; дать полномочия сотрудникам ДПС ГИБДД контролировать уплату транспортного налога, внеся соответствующие изменения в ведомственные нормативные акты МВД РФ; на уровне Правительства РФ разработать единые для всех ведомств меры по увеличению доходной базы бюджетов; упростить процедуру регистрации домовладения; Правительству РФ выработать общую концепцию формирования сведений о земельных участках и установить жесткий контроль за правильностью их предоставления; в налоговом и земельном законодательстве четко разделить полномочия между Федеральной службой земельного кадастра России, комитетами по земельным ресурсам и землеустройству и налоговыми органами в случае обнаружения ими нецелевого использования земельных участков; одновременно с наделением муниципальных образований полномочиями в области ЕНВД по установлению К2 предоставить им право получения любой информации по данному вопросу в налоговых органах; на федеральном уровне предусмотреть уголовную ответственность за сокрытие реальных размеров выплачиваемой заработной платы и налога на доходы физических лиц. Таким образом, вся нормативно-правовая база РФ должна быть ориентирована на пополнение бюджетов всех уровней, особенно в условиях кризиса. На этой основе необходимо создать новый механизм совместной работы ведомств, организовать новый тип взаимодействия между бизнесом и властью. Только так можно обеспечить наполняемость бюджетов и создать предпосылки для динамичного послекризисного роста экономики.

С учетом зарубежного опыта организации  налогового контроля можно предложить следующие направления совершенствования  налогового администрирования в России. Во-первых, для отнесения компании к категории крупнейших налогоплательщиков и включения ее в текущего контроля, по опыту США, необходимо ввести систему баллов, которые присваиваются по следующим категориям: общая стоимость активов; валовой доход; количество юридических лиц, принимающих участие в основной деятельности; наличие многоотраслевой структуры компании; количество сотрудников налоговой администрации, необходимых для проверки компании; количество привлеченных специалистов, необходимых для проверки компании; общий объем вспомогательной работы и количество человеко-дней, затраченных на проверку. Во-вторых, целесообразно, по опыту  стран Евросоюза, наделить налоговые органы правом доступа к информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, отменить понятие банковской тайны.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (изм. от 30.12.2008 )
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
  3. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2001) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
  4. Адамов, Н. Тенденции совершенствования налогового администрирования и зарубежный опыт / Н. Адамов // Финансовая газета. – 20010. – № 23. – С. 7-12.
  5. Вигдорчик, Д.Г. Отдельные вопросы налогового администрирования на современном этапе развития общества / Д.Г. Вигдорчик // Налоги и налогообложение. – 2010. – № 6. – С. 12-18.
  6. Домбровский, А.Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы бюджетов муниципальных образований в условиях финансового кризиса / А.Н. Домбровский // Финансы. – 2010. – № 3. – С. 20-25.
  7. Зрелов, А.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «налоговый контроль» / А.П. Зрелов // Налоги и налогообложение. – №9. – 2010. – С. 27-31.
  8. Калинкин, О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: Автореф. дис. / О.Г. Калинкин. – М.: РАГС при Президенте РФ, 2011.  – 154 с.
  9. Косолапов, А.И. Налоги и налогообложение: учебник / А.И. Косолапов. – М: Дашков и Ко, 2009. – 872 с.
  10. Ладашев, А.З. Налоговое администрирование: учеб. пособие / А.З. Ладашев. – М.: Книжный мир, 2010. – 363 с.
  11. Лобанов, А.В. О содержании и формах налогового контроля / А.В. Лобанов// Финансы. – 2009. – №3. – С. 30-32.
  12. Лукьяненков, М.В. Налоговая дисциплина как элемент социально ответственного поведения государства, бизнеса и граждан / М.В. Лукьяненков// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2009. – № 3. – С. 32-33.
  13. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: учебник / О.И. Мамрукова. – М.: Омега-Л, 2009. – 330 с.
  14. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: учебник/ Н.В. Миляков. – М.: Инфра-М, 2010. – 304 с.
  15. Миронова, О.А. Налоговое администрирование: учеб. пособие / О.А. Миронова. – М.: Омега-Л, 2009. – 408 с.
  16. Михайлов, М.Н. О камеральных и выездных налоговых проверках / М.Н. Михайлов// Налоговый вестник. – 2010. – №9. – С. 81-83.
  17. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.
  18. Налоги и налогообложение: учебник/ под ред. Д.Г. Черника. – М.: Инфра-М, 2009. – 328 с.
  19. Налоги и налогообложение: учебник/ под ред. И.Г. Русакова. – М.: Финансы, 2009. – 495 с.
  20. Налоговое право России: учебник/ отв. ред. Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2009. – 720 с.
  21. Налоговое право: учеб. пособие / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 209. – 271 с.
  22. Налоговое право: учеб. пособие / отв. ред. Ю.А Крохиной. – М: Норма, 2010. – 620 с.
  23. Налоговое право: учеб. пособие / под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юрист, 2009. – 476 с.
  24. Налоговый контроль: учеб. пособие / под ред. Ю.Ф. Кваши. – М.: Юрист, 2008. – 350 с.
  25. Незамайкин, В.Н. Налогообложение юридических и физических лиц: учеб. пособие / В.Н. Незамайкин. – М.: Экзамен, 2009. – 464 с.
  26. Ногина, О.А. Налоговый контроль: учеб. пособие / О.А. Ногина. – СПб. Питер, 2010. – 234 с.
  27. Овчинников, Г.В. Осуществление государственного контроля в сфере налогообложения / Г.В. Овчинников// Финансы. – 2009. – №4. – С. 57-60.
  28. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: учебник/ В.Г. Пансков. – М.: Финансы, 2009. – 576 с.
  29. Пасько, О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения/ О.Ф. Пасько// Налоговый вестник. – 2009. – №6. – С. 84-89.
  30. Петрова, Г.В. Концептуальные проблемы теории и практики правового регулирования налоговых отношений / Г.В. Петрова // Законодательство и экономика. – 2011. – №7. – С. 12-14.
  31. Пономарев, А.И. Налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. пособие / А.И. Пономарев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 288 с.
  32. Разгулин, С.В. Совершенствование законодательства как инструмент противодействия злоупотреблению правом в налоговых отношениях// Налоговый вестник. – 2009. – №3. – С. 3-6.
  33. Сердюков, А.Э. Налоги и налогообложение: учебник / А.Э. Сердюков. – СПб.: Питер, 2007. –  752 с.
  34. Смирнова, Е.Е. О контрольной работе налоговых органов / Е.Е. Смирнов// Налоговый вестник. – 2011. – №11. – С. 86-88.
  35. Титов, А.С. Правовые коллизии в законодательстве, регулирующем деятельность по налоговому администрированию / А.С. Титов // Реформы и право. – 2010. – № 1. – С. 12-18.
  36. http://www .nalog.ru /
  37. http://www.consultant.ru/
  38. http://www .akdi.ru/
  39. http://www .eeenn.narod.ru/
  40. http://www.gazeta-unp.ru/ 

Информация о работе Организация налогового контроля