Организация налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц в России и дать рекомендации по его совершенствованию (на примере Межрайонная ИФНС России №1 по РМ).
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность и формы налогового контроля;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы контроля за налогообложением юридических
и физических лиц 7
1.1 Экономическое содержание налогового контроля 7
1.2 Правовые основы организации контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 11
1.3 Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях 17
2 Исследование механизма контроля за налогообложением
юридических и физических лиц (на примере МРИ ФНС России №1
по РМ) 21
2.1 Организация налогового контроля за исчислением и уплатой налогов
с физических лиц 21
2.2 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
с юридических лиц 34
2.3 Оценка результатов проведения налоговых проверок 42
3 Совершенствование налогового контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 48
3.1 Пути повышения эффективности налогового контроля 48
3.2 Развитие нормативно-правового регулирования налогового
контроля 52
3.3 Зарубежный опыт организации налогового контроля и возможность
его использования в отечественной практике 57
Заключение 64
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги!!2222.docx

— 174.79 Кб (Скачать)

Реферат

 

Курсовая  работа содержит 71 страницу, 1 рисунок, 5 таблиц, 40 источников литературы.

Налоговый контроль,  формы налогового контроля, учет налогоплательщиков, налоговые  проверки, оперативный и периодический  контроль,  документальный и фактический  контроль, правовые основы налогового контроля.

Объектом  исследования выступает Межрайонная ИФНС России №1 по РМ.

Предмет исследования – организация контроля за налогообложением юридических и физических лиц в Межрайонной ИФНС России №1 по РМ.

Цель  курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц в России и дать рекомендации по его совершенствованию (на примере Межрайонная ИФНС России №1 по РМ).

В процессе работы использовался метод абстрактно-логический, аналитический, сравнительный, экономико-статистический, графический.

В результате исследования изучены теоретические  основы налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц; исследован механизм контроля за налогообложением юридических и физических лиц в ИФНС России №1 по РМ; даны рекомендации по его совершенствованию.

Область применения – в практике работы Межрайонной ИФНС России №1 по РМ.

 

Содержание

 

 Введение           

1   Теоретические основы контроля за налогообложением юридических

      и физических лиц                                      7            

1.1 Экономическое содержание налогового контроля                       7

1.2 Правовые основы организации контроля за налогообложением

      юридических и физических лиц                 11

1.3 Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях        17

2    Исследование механизма контроля за налогообложением    

      юридических и физических лиц  (на примере МРИ ФНС России №1

      по РМ)                     21

2.1 Организация налогового контроля за исчислением и уплатой налогов

      с физических лиц                                                                                                21                                                                                                  

2.2 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов

      с юридических лиц                                     34

2.3 Оценка результатов проведения налоговых проверок                                     42

3    Совершенствование налогового контроля за налогообложением

юридических и физических лиц                 48

3.1 Пути повышения эффективности налогового контроля                                 48

3.2 Развитие нормативно-правового регулирования налогового

контроля                                                                                                                  52

3.3 Зарубежный опыт организации налогового контроля и возможность

его использования  в отечественной практике               57

Заключение                     64

Список использованных источников                69

 

Введение

 

Начало  XXI века ознаменовалось проведением в России масштабной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специальной части Налогового кодекса Российской Федерации, направленной на снижение номинального налогового бремени, упрощение и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля. Реализация задачи снижения налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков позволила предпринимательскому сообществу решить ряд насущных практических вопросов, таких как ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового законодательства. Была достигнута определенная прозрачность операций налогоплательщиков, сужены возможности для легального и нелегального снижения налоговых платежей. В ходе проведения реформы была поставлена и в значительной степени решена задача повышения правовой защищенности налогоплательщиков; важным успехом стало и повышение уровня собираемости налогов.

Вместе  с тем проведение налоговой реформы  со всей очевидностью показало значимость и актуальность проблемы дальнейшего развития института налогового контроля. Снижение налогового бремени должно сопровождаться повышением общего уровня налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц. Однако сегодня он не устраивает в полной мере ни государство, ни налогоплательщиков.

В связи  с этим вопросы качественной организации  контроля за налогообложением юридических и физических лиц остаются в центре внимания налоговой политики государства, ориентированной на среднесрочную перспективу.

Цель  курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц в России и дать рекомендации по его совершенствованию (на примере Межрайонная ИФНС России №1 по РМ).

В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть экономическую сущность и формы налогового контроля; 
  • рассмотреть правовые основы организации контроля за налогообложением     юридических и физических лиц      
  • выявить актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях;
  • исследовать организацию налогового контроля в МРИ ФНС России №1 по РМ;
  • оценить результаты проведения налоговых проверок в Инспекции;
  • провести анализ взысканных сумм, дополнительно начисленных в рамках налоговых проверок;  
  • предложить пути повышения эффективности налогового контроля в налоговых инспекциях;
  • обозначить направления развития нормативно-правового регулирования налогового контроля;
  • изучить зарубежный опыт организации налогового контроля и показать возможности его использования в отечественной практике. 

Объектом  исследования выступает Межрайонная ИФНС России №1 по РМ.

Предмет исследования – организация контроля за налогообложением юридических и физических лиц в Межрайонной ИФНС России №1 по РМ.

Информационная  база исследования – литературные источники, нормативные документы, данные периодической печати по теме исследования.

 

 

 

1  Теоретические основы  контроля за налогообложением

  юридических и физических лиц

 

1.1  Экономическое содержание налогового контроля

 

Не секрет, что одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями (налогового администрирования) является налоговый контроль. От организации и эффективности работы данного механизма во многом зависит эффективность всей налоговой системы в целом. Конечно же, налоговый контроль не может являться панацеей от неадекватной системы налогообложения, но, тем не менее, любой даже самый выверенный механизм налогообложения без надлежащего налогового контроля оказывается нежизнеспособен.

Официальное определение налогового контроля приведено  в ст. 82 НК РФ в редакции, действующей  с 1 января 2007 г.: «Налоговым контролем  признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [2]. Такое определение ближе всего к определениям налогового контроля, дававшимся сторонниками первой из указанных точек зрения.

По моему мнению, налоговый контроль может существовать только как система взаимосвязанных между собой элементов, с использованием которых и должно формироваться определение понятия налогового контроля. Составляющие этой системы [7, c. 29]: форма государственного управления; налогово-правовая норма; принципы налогового контроля; налоговые контрольные отношения; формы и методы налогового контроля; уполномоченные государственные органы, деятельность которых направлена на предупреждение и выявление нарушений налогового законодательства и привлечение к ответственности; форма обратной связи, посредством которой налоговый орган получает необходимую информацию о деятельности налогоплательщика.

Взаимосвязанные части этой системы дают нам возможность  рассматривать налоговый контроль как организационно-правовой механизм, используя который государство осуществляет правовое регулирование в сфере контрольных налоговых отношений с помощью налогово-правовых норм, создает систему уполномоченных органов, которые осуществляют от имени государства деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с использованием специальных форм и методов, создает условия для эффективного взаимодействия уполномоченных органов как между собой, так и с обязанными лицами.

Наиболее  полное определение налогового контроля должно содержать указание на субъекты и объекты контроля, правовую основу контроля и цели контроля.

Субъектами  налогового контроля выступают налоговые  органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Минфин России.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Цель  налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Сущность  налогового контроля раскрывается в  его функциях:

  • обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;
  • воспрепятствование посредством проверки исполнения налогового законодательства уходу от налогов со стороны налогоплательщиков;
  • соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;
  • выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговый контроль осуществляется путем реализации государственными органами специальных  мероприятий, именуемых формами  налогового контроля. Набор мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен.

Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.

Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записей в учетных регистрах, отчетности и других источников. Задача такой проверки – установить, соблюдаются ли требования налогового законодательства, уплачиваются ли своевременно и в полной мере налоги, а также вскрыть нарушения и принять меры к их устранению [31, c. 179].

Документальный  контроль – это проверка, при  которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

Фактический контроль – это проверка, при  которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливаются на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и т. п.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ. В ст. ст. 83-98 гл. 14 («Налоговый контроль») НК РФ описан порядок проведения налоговых проверок (ст. 87-89) и осмотра (ст. 92). Порядок же осуществления таких форм налогового контроля, как получение объяснений при проверке данных учета и отчетности, НК РФ не регламентирован [2].

В указанной  гл. 14 НК РФ, наряду с упомянутыми, перечислены  и следующие контрольные мероприятия: учет организаций и физических лиц (ст. ст. 83-86); участие свидетеля (ст. 90); доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91); истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93); истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1); выемка документов и предметов (ст. 94); экспертиза (ст. 95); привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96); участие переводчика (ст. 97); участие понятых (ст. 98). В рассматриваемой связи интересно отметить, что описание процедур проведения указанных мероприятий дано "вперемешку" с описанием процедур осуществления "форм налогового контроля" .

Информация о работе Организация налогового контроля