Организация налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц в России и дать рекомендации по его совершенствованию (на примере Межрайонная ИФНС России №1 по РМ).
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность и формы налогового контроля;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы контроля за налогообложением юридических
и физических лиц 7
1.1 Экономическое содержание налогового контроля 7
1.2 Правовые основы организации контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 11
1.3 Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях 17
2 Исследование механизма контроля за налогообложением
юридических и физических лиц (на примере МРИ ФНС России №1
по РМ) 21
2.1 Организация налогового контроля за исчислением и уплатой налогов
с физических лиц 21
2.2 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
с юридических лиц 34
2.3 Оценка результатов проведения налоговых проверок 42
3 Совершенствование налогового контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 48
3.1 Пути повышения эффективности налогового контроля 48
3.2 Развитие нормативно-правового регулирования налогового
контроля 52
3.3 Зарубежный опыт организации налогового контроля и возможность
его использования в отечественной практике 57
Заключение 64
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги!!2222.docx

— 174.79 Кб (Скачать)

Несмотря  на увеличение количества организаций, состоящих на учете в Инспекции, проверенное их количество выездными  проверками снизилось на 3 ед. Количество организаций, у которых были выявлены нарушения снизилось на 9 и составило в 2011 г. 40, при этом их доля в общем объеме проверенных организаций снизилась на 6,0%  – до 85,1%.

Количество  проверенных индивидуальных предпринимателей выросло на 6 и составило 16. У всех проверенных индивидуальных предпринимателей в ходе проверок были выявлены нарушения.

Наиболее  значительные нарушения установлены  при проверке налога на добавленную  стоимость и налога на прибыль  в результате занижения налоговой  базы.

Рассчитаем  интенсивность работы сотрудников  Отдела выездных проверок в 2007-2009 гг., учитывая, что в Отделе работает 19 человек.

2009 г.: 66/19 = 3,5 ед./чел.

2010 г.: 66/19 = 3,5 ед./чел.

2011 г.: 63/19 = 3,3 ед./чел.

Интенсивности работы инспекторов Отдела выездных проверок снизилась в 2009-2011 гг. на 6,1%, составив в 2011 г. 3,3 ед./ чел. за счет сокращения количества проверенных выездными проверками организаций.

Итак, на основе оценки результатов проведения налоговых проверок в МРИ ФНС России №1 по РМ в 2009-2011 гг. можно сделать следующие выводы. Возросла интенсивность работы Отдела камеральных проверок на 0,7% вследствие увеличения количества камеральных проверок (юридических и физических лиц), проведенных сотрудниками на 9,5%. Увеличивается и количество, и доля выявленных в ходе камеральных проверок нарушений, что указывает на рост эффективности выбора объектов для проверки и качества проведения проверок.  Отдел камеральных проверок в 2 раза увеличил число камеральных проверок юридических и физических лиц, проведенных с истребованием документов (до 4728 ед.). При этом наибольшая доля проверок с истребованием документов приходится на юридических лиц, а выявленных нарушений – на физических лиц. Количество и доля проверок с истребованием документов, в ходе которых были выявлены нарушения, имею тенденцию к снижению. Динамика выездных проверок, проведенных Инспекцией, напротив, отрицательная, вследствие сокращения проверок юридических лиц общее их снижение составило 3 ед. Это привело к снижению интенсивности работы сотрудников Отдела выездных проверок на 6,1%. Количество и доля организаций, у которых были выявлены нарушения снизились, между тем у всех проверенных индивидуальных предпринимателей в ходе проверок были выявлены нарушения.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Совершенствование налогового  контроля за налогообложением

юридических и физических лиц 

 

3.1 Пути повышения эффективности  налогового контроля                

 

Результативность  контрольной работы территориальных  налоговых инспекций зависит от качества организации работы налоговых органов в ходе проведения проверок. Налоговые инспекторы должны учитывать все возможности выявления ошибок по вопросам, которые не отражены в плане выездной проверки.

В связи  с этим, во время проверки работники  налоговых органов должны проводить  следующую работу: проверять все  платежные документы по приобретению сырья, материалов, товаров; сравнивать платежные документы по закупке с товарно-транспортными документами и таможенными декларациями, чтобы удостовериться, что все товары поступили на предприятие, и сравнивают учет покупок и список товаров в запасах; сравнивать платежные документы по продажам с товарно-транспортными документами, чтобы удостовериться, что товары, поступившие в отчетном периоде, учтены как доход и нужном периоде; проверять все товарно-транспортные документы и таможенные декларации и уведомления о доставке материальных ценностей; получать описание и специфику принципа оценки, который используется предприятием; по каждой группе товаров сравнивать список товаров в запасах с последними документами о закупках и проверяют правильность оценки.

Так, операции по движению денежных средств следует проверять сплошным методом. Проверка кассы и кассовых операций может проходить по следующим направлениям: инвентаризация наличия денежных средств; проверка своевременности оприходования в полном объеме денежных средств, поступающих в кассу; проверка правильности списания денег на расход.

При проверке кассовых операций следует руководствоваться  письмом Банка России от 4.10.1993 № 19 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Основные  документы, которые следует изучать  при проверке кассовых операций, являются кассовая книга, отчеты кассира, приходные  и расходные кассовые ордера, журналы  регистрации приходных и расходных  кассовых ордеров, журнал регистрации выданных доверенностей, книга регистрации депонентов, журнал регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.

Работники налоговых органов должны знать  все возможные способы выявления нарушений.

Так, основными  видами нарушений, допускаемых при  ведении кассовых операций, являются следующие: Хищение денежных средств из кассы; хищение денежных средств из выручки за реализованные товары, замаскированное неоформленными документами и расписками («черный нал»); неоприходование и присвоение поступивших от различных юридических и физических лиц выручки за реализованную продукцию и других поступлений; повторное использование одних и тех же расходных документов для списания денег в кассе с целью сокрытия части выручки; неправильный подсчет итогов в кассовых документах и кассовых отчетах с целью сокрытия доходов и изъятия части выручки; списание денежных сумм без оснований или по подложным документам; расчеты наличными деньгами, превышающими предельный размер, с другими юридическими лицами; некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

Налоговые инспекторы должны знать, что распространенной разновидностью манипуляций с отчетностью является так называемое «очищение своего расчетного счета» путем: бартерных и взаиморасчетных операций; проведения расчетов через третьих лиц; выплаты заработной платы со счетов покупателей продукции; погашения покупателями продукции банковских ссуд продавца; использования расчетных счетов филиалов (основной плательщик налогов сажает себя на картотеку и пользуется расчетными счетами своих подразделений); рассеивания выручки по спецссудным, субрасчетным, депозитным и иным счетам вместо расчетного; открытия параллельных предприятий с целью переброски на их реквизиты укрываемых от налогообложения денег.

Знание  налоговыми инспекторами данных манипуляций  повысит эффективность выездной проверки.

Налоговые инспекторы должны тщательно подходить  к проверке подлинности и достоверности документов.

Сомнительными должны считаться документы, чья  достоверность малоубедительна. Подлог – это подделка с целью обмана, независимо от того, совершена ли она в корыстных целях или по нерадивости.

Обнаружение подлога может производится путем: арифметической проверки; выявления противоречий в самом документе; выявления противоречий во взаимосвязанных документах, например, в отчетности; выявления противоречий в разных экземплярах одного и того же документа, находящихся в разных организациях, например, платежного поручения.

В случае необходимости документы должны подвергаться криминалистической экспертизе на подлинность, которая включает: выявление подчисток и дописок, других признаков механического воздействия на бумагу; восстановление первичного текста; графологический (почерковедческий) анализ; сверка почерков и подписей на различных документах (платежных ведомостях, письмах); анализ машинописных документов с целью выяснения, на какой технике они изготовлены.

Работники налоговых органов должны знать  способы фальсификации балансов и эффективно применять методы их выявления.

Признаками  умышленного искажения бухгалтерских  балансов и отчетов являются: несоответствие балансовых статей аналогичным данным, приведенным в других формах отчетности (форма 2, форма 5); несоответствие баланса данным бухгалтерского учета, несоответствие синтетического и аналитического учета; несоответствие записей в бухгалтерском учете и первичных документах реальному содержанию хозяйственных операций, недостоверность первичных документов.

Важным  моментом при анализе документов является проверка соответствия их содержания действующим нормативам (списание материалов в производство, амортизация основных средств, применение ставок налогов и прочее).

При проверке уплаты налогов проверяющий должен обращать внимание на правильность и полноту расчетов с бюджетом по объектам налогообложения. Важнейшими из них являются налог на прибыль и НДС, где прежде всего следует обращать внимание на два момента, с помощью которых искусственно занижается сумма налога на прибыль. Это учет выручки и определение себестоимости продукции.

В ходе проверки следует фиксировать все случаи искусственной «подгонки» к первичным документам всех последующих. Иногда такая «подгонка» производится задним числом, чтобы создать видимость благополучной отчетности, иногда это происходит сразу, что и служит доказательством заранее спланированного сокрытия прибыли.

Первичными  признаками того, что на данном предприятии  следует искать налоговые правонарушения (преступления), являются: путаница и нарушения в ведении бухгалтерского учета; путаница и нарушения в ведении кассы; путаница и нарушения в ведении, учете и хранении товарно-материальных ценностей; путаница и неразбериха в ведении внутренней документации; нарушение ГОСТов и технологической дисциплины.

Цель  проверяющего – доказать самому налогоплательщику  искажения в его учете и  отчетности, после чего должны быть внесены соответствующие изменения в учете и отчетности ответственными лицами организации без принуждения со стороны проверяющих.

Достоверность учета должна определяться не соответствием  записи инструкции, а ее соответствием реальной хозяйственной операции. Конкретной хозяйственной операции соответствует каждая отдельная запись в регистрах бухгалтерского учета. Если же запись не соответствует хозяйственной операции, то баланс искажается.

Если  налоговые инспекторы знают обо  всех возможных ухищрениях налогоплательщиков и способах их выявления, то эффективность выездной налоговой проверки вырастет.

Итак, в  качестве рекомендаций по повышению  эффективности налогового контроля в налоговых инспекциях работы можно предложить следующие. Налоговые инспекторы должны:  проверять все платежные документы по приобретению сырья, материалов, товаров; сравнивать платежные документы по закупке с товарно-транспортными документами и таможенными декларациями; сравнивать платежные документы по продажам с товарно-транспортными документами;  проверять все товарно-транспортные документы и таможенные декларации и уведомления о доставке материальных ценностей;  получать описание и специфику принципа оценки, который используется предприятием;  по каждой группе товаров сравнивать список товаров в запасах с последними документами о закупках и проверяют правильность оценки. Работники налоговых органов должны знать все возможные способы выявления нарушений – маскировки неучтенной продукции, незаконных операций по уходу от налогообложения, умышленного искажения бухгалтерских балансов и отчетов.

 

3.2 Развитие нормативно-правового регулирования налогового контроля

 

В условиях проведения налоговых и административных реформ повышается интерес государства к вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования налогового контроля.

В нашем  представлении усилия должны быть направлены на совершенствование законодательных основ по вопросам познания правовой сущности налоговых правонарушений на современном этапе развития общества. Существует необходимость в приведении их в соответствие международным нормам, создания эффективных мер предупреждения налоговых правонарушений, отражающих современные проблемы и реалии.

В нашем  представлении не только вопросы  изучения причин и условий, в которых  совершаются налоговые правонарушения, но и детальная правовая характеристика, выявление существенных особенностей налоговых правонарушений, их правовая идентификация лежат в основе административно-предупредительной деятельности в сфере налогов.

В соответствии с п. 6.6 Положения о Федеральной  налоговой службе, утвержденного  Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (в ред. от 27.01.2009) среди  полномочий налоговых органов закреплено право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации. Однако полномочия налоговых органов превентивного характера детально не регламентированы, их содержание не отражено в Налоговом кодексе РФ. Отсутствие комплексных исследований по этим вопросам, отсутствие единообразной судебной практики, частые изменения в законодательстве негативно отражаются на режиме законности в праве [5, c. 12].

В целях  упорядочения и урегулирования административно-предупредительной  деятельности налоговых органов  представляется необходимым внести изменения в п. 2 ст. 31 НК РФ. Нормативные предписания этой статьи необходимо привести в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. от 27 января 2009). Пункт 2 ст. 31 НК РФ следует дополнить указанием на обязанность налоговых органов: «Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации» [5, c. 13].

Информация о работе Организация налогового контроля