Организация налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц в России и дать рекомендации по его совершенствованию (на примере Межрайонная ИФНС России №1 по РМ).
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность и формы налогового контроля;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы контроля за налогообложением юридических
и физических лиц 7
1.1 Экономическое содержание налогового контроля 7
1.2 Правовые основы организации контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 11
1.3 Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях 17
2 Исследование механизма контроля за налогообложением
юридических и физических лиц (на примере МРИ ФНС России №1
по РМ) 21
2.1 Организация налогового контроля за исчислением и уплатой налогов
с физических лиц 21
2.2 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
с юридических лиц 34
2.3 Оценка результатов проведения налоговых проверок 42
3 Совершенствование налогового контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 48
3.1 Пути повышения эффективности налогового контроля 48
3.2 Развитие нормативно-правового регулирования налогового
контроля 52
3.3 Зарубежный опыт организации налогового контроля и возможность
его использования в отечественной практике 57
Заключение 64
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги!!2222.docx

— 174.79 Кб (Скачать)

Тематическая  проверка - это проверка отдельных  вопросов финансово-хозяйственной  деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем  налогового органа.

Тематическая  проверка проводится или как элемент  комплексной проверки, или как  отдельная проверка по установленным  фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу  организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой  проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика ( в отличие от плановой проверки).

Выездная  проверка проводится непосредственно  на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Цель внезапной  проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает  также возможность проведения  контрольных и повторных проверок.Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым  периодам, по которым проводилась  предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены  ограничения на проведение повторных  налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных  выездных налоговых проверок по одним  и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.

По объему проверяемых документов проверки делятся  на:

  • сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
  • выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные  проверки чаще всего проводятся в  небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная  проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Итак,при проведении налогового контроля, прежде всего в ходе налоговых проверок, должностные лица налоговых органов наделены полномочиями осуществлять мероприятия налогового контроля - различного рода процессуальные действия, к которым НК относит: получение объяснений от налогоплательщика, инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) документов, предметов, помещений и территорий, истребование документов при проведении налоговой проверки, истребование документов (информации) о налогоплательщике (налоговом агенте) или информации о конкретных налогах.

1. Налоговый и финансовый контроль представляют собой важнейшую форму осуществления надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах и включают в себя множество приемов и способов, обеспечивающих выполнение положений и норм, закрепленных соответствующими нормативными актами, указами, распоряжениями и т.п.

2. Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля, потому что именно они среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 Налогового Кодекса РФ, названы первыми. Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

3. Проведение камеральной налоговой проверки содержит не только множество этапов, но и над камеральной проверкой отчетов работают три отдела, что является надежным способом проверки документации, поступающей от налогоплательщиков; при проведении выездной налоговой проверке к участию к ней могут привлекаться специалисты и эксперты. Также законодательством предусмотрены некоторые ограничения на проведение выездных налоговых проверок. В отличие от камеральных налоговых проверок на проведение выездной налоговой проверки требуется специальное разрешение руководителя налогового органа или его заместителя.

 

2.3 Оценка результатов проведения налоговых проверок

 

Количество  камеральных проверок, проведенных  сотрудниками Отдела камеральных проверок, выросло в 2009-2011 гг. на 9,5% и составило в 2011 г. 48585 ед. (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Динамика камеральных налоговых проверок, проведенных МРИ ФНС России №1 по РМ в 2009-2011 гг.

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста(изменение доли) 2011 г. к 2009 г., %

Проведено камеральных налоговых  проверок, ед.

44396

48931

48595

109,5

из них:

с нарушениями, ед

                            %

2280

5,1

2796

5,7

3155

6,5

138,4

1,4

  в том числе проверено:

       

юридических лиц, ед.

                                    %

22114

49,8

24303

49,7

24727

50,9

111,8

1,1

  из них:

с нарушениями, ед.

                               %

1133

5,1

1373

5,6

1474

6,0

130,1

0,9

физических лиц, ед.

                                 %

22252

50,2

24628

50,3

23868

49,1

107,3

-1,1

  из них:

 с нарушениями, ед.

                                 %

1147

5,2

1423

5,8

1681

7,0

146,6

1,8


 

Снижение  количества камеральных проверок в 2011 г. по сравнению с 2009 г. обусловлено уменьшением количества проверенных физических лиц (на 3,1%) вследствие увеличения количества налогоплательщиков – физических лиц, вовремя не подавших декларацию.

В 2009-2010 г. наибольшая доля проверок приходилась на физических лиц – 50,2% и 50,3% соответственно. В 2011 г. в структуре камеральных проверок преобладали проверки юридических лиц (50,9%).

В 2011 г. камеральными налоговыми проверками было выявлено 3155 (6,5% от общего количества проверок) нарушений налогового законодательства – ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налоговой инспекции, и полученным им в ходе налогового контроля.

За исследуемый  период наблюдается рост количества выявленных нарушений на 38,4%, а также их доли в общей сумме камеральных проверок на 1,4%.

Наибольшая  доля нарушений выявлена у физических лиц – 7,0% в    2011 г., причем имеет тенденция ее роста – на 1,8%.

Доля  выявленных нарушений у юридических несколько ниже – 6,0% в 2009 г., однако также наблюдается тенденция ее роста – на 0,9%.

Рост  доли выявленных нарушений в ходе камеральных проверок свидетельствует о повышении эффективности выбора объектов для проверки и качества проведения проверок.

В 2 раза увеличилось число камеральных  проверок, проведенных сотрудниками Отдела камеральных проверок с истребованием документов, - до 4728 ед. (таблица 2.2). При этом наблюдается как количество проверенных юридических лиц (в 2 раза), так и физических лиц (на 90,2%).

Таблица 2.2 –  Динамика камеральных налоговых  проверок, проведенных МРИ ФНС России №1 по РМ с истребованием документов в 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста 

2011 - 2009 г., %

Проведено проверок с истребованием документов, ед.

2360

3558

4728

200,3

из них: с нарушениями, ед.

                            %

396

16,8

321

9,0

234

4,9

59,1

-11,9

в том числе проверено:

       

юридических лиц, ед.

                            %

1930

81,8

2997

84,2

3910

82,7

202,6

0,9

  из них: с нарушениями, ед.

                           %

314

16,3

201

6,7

162

4,1

51,6

-12,2

  физических лиц, ед.

                            %

430

18,2

561

15,8

818

17,3

190,2

-0,9

из них: с нарушениями, ед.

                           %

154

35,8

120

21,4

72

8,8

-82

-27,0


 

Наибольшая  доля проверок с истребованием документов пришлась на юридических лиц – 82,7% в 2011 г.

Анализируя  данные таблицы 2.2, мы видим, что снижается как объем выявленных нарушений (на 40,9%), так и их доля в структуре проверок (на 11,9%), что характерно как для проверок юридических лиц, так и физических лиц.

Наибольшая  доля нарушений выявлена у физических лиц – 8,8% в    2011 г., однако наблюдается тенденция ее снижения на 27,0%.

Доля  выявленных нарушений у юридических значительно ниже – 4,1% в 2011 г., также наблюдается ее снижение – на 12,2%.

Рост  доли выявленных нарушений в ходе камеральных проверок свидетельствует о повышении эффективности выбора объектов для проверки и качества проведения проверок.

Рассчитаем  интенсивность работы сотрудников  Отдела камеральных проверок в 2007-2009 гг., учитывая, что в Отделе работает 28 человек.

2009 г.: 44396/28 = 1585,6 ед./чел.

2010 г.: 48931/28 = 1747,5 ед./чел.

2011 г.: 48595/28 = 1735,5 ед./чел.

Как видим, интенсивности работы инспекторов  Отдела камеральных проверок выросла в 2009-2011 гг. на 9,5%, при этом в 2011 г. по сравнению с 2009 г. имело место некоторое снижение данного показателя – 0,7% за счет сокращения количества камеральных проверок физических лиц.

В результате проведения контрольной работы МРИ ФНС России №1 по РМ за 2011 год было проведено 63 выездных проверки, из них проверено организаций – 47 или 74,6%, индивидуальных предпринимателей – 16 или 25,4%. (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Динамика выездных налоговых проверок, проведенных МРИ ФНС России №1 по РМ в 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абс.∆2011 - 2009 г.

Количество проведенных выездных налоговых проверок, ед.

66

66

63

-3

Количество проверок, в ходе которых были выявлены нарушения, ед.

%

61

92,4

59

89,4

56

88,9

-5

-3,5

 

Количество организаций, проверенных на выездных проверках, ед.

%

56

84,8

50

75,8

47

74,6

-9

-10,2

Количество организаций, у которых выявлены нарушения, ед.

%

51

91,1

43

86,0

40

85,1

-9

-6,0

Количество проверенных ИП, ед.

%

10

15,2

16

24,2

16

25,4

6

10,2

Количество ИП, у которых выявлены нарушения, ед.

%

10

100,0

16

100,0

16

100,0

6

-

Информация о работе Организация налогового контроля