Организация налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц в России и дать рекомендации по его совершенствованию (на примере Межрайонная ИФНС России №1 по РМ).
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность и формы налогового контроля;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы контроля за налогообложением юридических
и физических лиц 7
1.1 Экономическое содержание налогового контроля 7
1.2 Правовые основы организации контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 11
1.3 Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях 17
2 Исследование механизма контроля за налогообложением
юридических и физических лиц (на примере МРИ ФНС России №1
по РМ) 21
2.1 Организация налогового контроля за исчислением и уплатой налогов
с физических лиц 21
2.2 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
с юридических лиц 34
2.3 Оценка результатов проведения налоговых проверок 42
3 Совершенствование налогового контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 48
3.1 Пути повышения эффективности налогового контроля 48
3.2 Развитие нормативно-правового регулирования налогового
контроля 52
3.3 Зарубежный опыт организации налогового контроля и возможность
его использования в отечественной практике 57
Заключение 64
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги!!2222.docx

— 174.79 Кб (Скачать)

 Налоговые  органы проводят проверки информации  в отношении должностных лиц, нарушающих установленный порядок регистрации физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Цель  проведения проверок: выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, уклоняющиеся от постановки на учет в налоговых органах, для привлечения их к уплате налогов и сборов и обеспечения принятия к ним  установленных законодательством мер ответственности, а также должностных лиц регистрирующих органов, допускающих нарушения  установленного порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей.

 При проведении работы при выявлению индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от постановки на учет, налоговые инспекции используют информацию, полученную в ходе проверок, проводимых совместно с правоохранительными органами.

 С  целью выявления индивидуальных  предпринимателей, уклоняющихся от  постановки на учет в налоговых  органах, изучается и анализируется  информация, получаемой из внешних источников в соответствии со ст.85 Налогового Кодекса:

1. Банковско-кредитных учреждений об открытых счетах;

2. Таможенных органов о юридических и физических лицах, совершающих экспортно-импортные операции в крупных размерах на территории таможни, а также лицах, получающих по импорту и экспортирующих крупные партии товаров;

3. Органов Госавтоинспекции (ГИБДД) о перевозимых юридическими и физическими лицами крупных партиях товаров, пользующихся повышенным спросом;

4. Страховых органов, осуществляющих страхование рисков торгово-закупочных операций, товаров и имущества;

5.   Территориальных фондов имущества, сдающих в аренду юридическим лицам и предпринимателям нежилые помещения, а также значительные площади жилых помещений муниципальной собственности;

6. Железнодорожных станций, портов (речных, морских, авиационных), грузовых таможенных терминалов – о лицах,  в чьи адреса приходят оптовые партии грузов (вагоны, контейнеры и т.д.);

7. Органов, регистрирующих физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,

8. Органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг и не подлежащие регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством  Российской Федерации,  о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы в таком же порядке, как указано выше;

9. Органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства;

10. Органов, осуществляющих регистрацию рождения и смерти физических лиц, о фактах рождения и смерти физических лиц;

11. Органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах;

12. Органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иными аналогичных учреждений, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом;

13. Органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, осуществляющих частную практику, о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения;

14. О других источников, предоставляющих сведения в соответствии с законодательством – о фактах, подтверждающих наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и (или) сборы.

 Изучаются  рекламные объявления, помещаемых  в средствах массовой информации, вывешанные на улицах и в общественных местах, содержащие сведения о реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг организациям и гражданам, не стоящими на учете в налоговых органах, не уплачивающими налоги и использующими налично-денежную форму расчетов.

 При поступлении информации из регистрирующих органов до подачи Заявления о постановке на налоговый учет предпринимателем налоговый орган обязан не позднее следующего рабочего дня направить Уведомление о необходимости встать на налоговый учет.

 

 

2.2 Контроль налоговых органов  за исчислением и уплатой налогов  с юридических лиц

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами  Налогового кодекса Российской Федерации. Назначение выездных налоговых проверок регулируется нормами статей 87 и 89 Налогового Кодекса. Во исполнение ст. 89 Налогового Кодекса МНС РФ разработало Порядок назначение выездных налоговых проверок, утвержденный Приказом МНС РФ от 08.10.99 № АП-3-16/318, который в настоящее время применяется с учетом Дополнения № 1 к указанному выше Порядку (Дополнение № 1 утверждено Приказом МНС РФ от 07. 02.2000 № АП-3-16/34).

Среди форм налогового контроля, перечисленных  в статье 82 НК РФ, первыми названы  налоговые проверки.

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено  налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 «Налоговый контроль».

С введением  в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных (неналоговых) проверок. Так, в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. « О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г. ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» - проверка производства и оборота алкогольной продукции и т.д.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или  иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки.

Проверки, проводимые налоговыми органами, можно  классифицировать по различным основаниям.

В зависимости  от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее  время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин «Выездная налоговая проверка» введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями «выездная» и «документальная» проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или  индивидуальные предприниматели и  налоговый орган (его должностные  лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и  других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически  такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной  налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.Статья 87 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров  одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять  лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые  проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной  деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее  время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Информация о работе Организация налогового контроля