Организация налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты организации налогового контроля за налогообложением юридических и физических лиц в России и дать рекомендации по его совершенствованию (на примере Межрайонная ИФНС России №1 по РМ).
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность и формы налогового контроля;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы контроля за налогообложением юридических
и физических лиц 7
1.1 Экономическое содержание налогового контроля 7
1.2 Правовые основы организации контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 11
1.3 Актуальные проблемы налогового контроля в современных условиях 17
2 Исследование механизма контроля за налогообложением
юридических и физических лиц (на примере МРИ ФНС России №1
по РМ) 21
2.1 Организация налогового контроля за исчислением и уплатой налогов
с физических лиц 21
2.2 Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов
с юридических лиц 34
2.3 Оценка результатов проведения налоговых проверок 42
3 Совершенствование налогового контроля за налогообложением
юридических и физических лиц 48
3.1 Пути повышения эффективности налогового контроля 48
3.2 Развитие нормативно-правового регулирования налогового
контроля 52
3.3 Зарубежный опыт организации налогового контроля и возможность
его использования в отечественной практике 57
Заключение 64
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги!!2222.docx

— 174.79 Кб (Скачать)

Работники отделов камеральных проверок  допускают большое количество ошибок, причем они носят технический  или арифметический характер. В настоящее  время показатели, характеризующие  размер налоговой базы, отражаемые в налоговых декларациях, очень слабо связаны с показателями бухгалтерской отчетности. Соответственно обязанность сдавать в инспекцию и бухгалтерскую отчетность, и налоговые декларации, в которых многие показатели называются одинаково, но по сути своей различны, путает бухгалтеров и налоговых инспекторов, не имеющих опыта работы, понуждает их «увязывать» и «стыковать» то, что не должно увязываться и стыковаться в принципе. Отсюда - ошибки.

Выездная  налоговая проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля и сама по себе, практически не поддается автоматизации. Это творческий процесс, связанный с использованием всех знаний и опыта проверяющих для анализа документов плательщика и иной информации о нем. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке делается вручную.

Использование вычислительной техники и программ на участке документальных проверок возможно для выполнения следующих операций [10, c. 237]:

1.  Выбор  объектов для проверки.

2. Помощь  проверяющим в систематизации  и группировке первичных бухгалтерских документов с целью выявления незавершенных оборотов, выявления всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом и облегчения сбора доказательств и написания акта.

3. Помощь  проверяющим в оформлении результатов проверки.

4. Отражение  результатов проверки в лицевых  счетах проверенных плательщиков и контроль за своевременностью и полнотой поступления в бюджет доначисленных налогов, пени и санкций.

Необходимо  отметить, что наибольшую сложность  в части автоматизации представляют первые две операции. Третья и четвертая операции являются по сути своей техническими и достаточно хорошо поддаются программированию.

Процедура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок очень трудоемкая. Она включает следующие этапы [16, c. 82].

Этап 1. Определяется количество налогоплательщиков, которые могут быть включены в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал исходя из показателя средней сложившейся нагрузки на одного налогового инспектора за последние два года.

Этап 2. После  того как определено количество налогоплательщиков, формируются списки налогоплательщиков, подлежащих обязательному включению в план выездных налоговых проверок.

Этап 3. Составляются списки налогоплательщиков, подлежащих первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок.

Этап 4. Из сформированного списка отбираются налогоплательщики, проверка которых представляется приоритетной.

Этап 5. Исходя из конкретных особенностей соответствующей территории, обслуживаемой налоговым органом, и возможностей инспекторского состава формируется список налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок.

Не менее  трудоемок процесс при проверки учетной документации налогоплательщика – юридического лица. Во-первых, проверке подлежит большое количество документов.

Во-вторых, в случаях когда изучаются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде, встает вопрос о необходимости привлечения специалиста в области информационных технологий для участия в проверке.

В-третьих, в ходе проверки учетной документации налогоплательщика проводится многосторонний ее анализ.

Налоговым инспекторам, проводящим выездную налоговую  проверку нередко приходится восстанавливать бухгалтерский учет на проверяемом предприятии исходя из тех документов, которые были представлены им для проверки. Не исключено, что часть документов выданы для проверки не будут, что не позволит в полном объеме охватить проверкой облагаемые обороты плательщика, оценить суть хозяйственных операций, выявить всю выручку и все затраты, которые могут быть умышленно или неосторожно замаскированы под дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Если  в ходе выездной налоговой проверки имеет место отсутствие у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет (внебюджетные фонды), то представитель налогового органа должен расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках определить недостающую информацию.

Часть скрытых  документов может быть "обнаружена" плательщиком уже после окончания проверки и ознакомления его с актом, и использоваться для написания разногласий по проверке. Такие "найденные" документы могут полностью изменить картину хозяйственной деятельности плательщика и привести к полному пересмотру результатов проверки. В результате, проверка может завершиться не доначислениями, а уменьшением сумм налогов, внесенных плательщиками в бюджет.

Положение усугубляется тем, что плательщикам не запрещено представлять новые, не исследованные в ходе проверки по причине отсутствия, документы на любой стадии обжалования результатов проверки. Бывают случаи, когда проверка делается по одним документам, в ходе рассмотрения разногласий на уровне территориальной инспекции фигурируют другие, на уровне регионального налогового органа – третьи, на уровне ФНС – четвертые. Состав представляемых на разногласия документов каждый раз корректируется в соответствии с итогами рассмотрения на предшествующем уровне. Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо ограничений ни по срокам, ни по составу пакета документов, представляемых в связи с разногласиями [10, c. 238].

Итак, актуальные проблемы проведения налогового контроля, в частности налоговых проверок состоят в следующем: нерационально используется потенциал отделов камеральных проверок; работники отделов камеральных проверок  допускают большое количество ошибок; сложность выбора объектов для выездной налоговой проверки; трудности автоматизации первичных бухгалтерских документов, изъятых в ходе выездной налоговой проверки; большое количество сокрытых документов.

 

2 Исследование механизма  контроля за налогообложением юридических и физических лиц  (на примере МРИ ФНС России №1 по РМ)

 

2.1 Организация налогового контроля за исчислением и уплатой налогов с физических лиц

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой  службы № 1 по Республике Мордовия образована в январе 2005 года и, являясь территориальным органом Федеральной налоговой службы, входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении УФНС России по Республике Мордовия и подконтрольна ФНС России и Управлению.

МРИ ФНС  России №1 по РМ расположена по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Веселовского, 38а.

Инспекция осуществляет налоговый контроль на территории Пролетарского района г. Саранска и Старошайговского района РМ.

Руководство деятельностью МРИ ФНС России №1 по РМ осуществляет руководитель Инспекции, возлагая часть своих полномочий заместителям и начальникам структурных подразделений (рисунок 1).

Руководитель инспекции



Заместитель


руководителя

 

Заместитель


руководителя


Отдел


финансового

обеспечения

Заместитель


руководителя

 


Отдел учета,


отчетности 

и анализа

Отдел камеральных проверок


 

Отдел


регистрации и учета

налогоплательщиков

Отдел общего


обеспечения


Отдел выездных


проверок

 

 


Отдел ввода 


и обработки

 данных

 

Отдел


урегулирования  задолженности

Юридический


отдел


Отдел информационных


технологий

 

Отдел работы с налогоплательщиками



Отдел налогового аудита


Отдел оперативного контроля




Все структурные  подразделения Инспекции участвуют  в налоговом контроле, выполняя в  этом процессе определенную роль.

Отдел камеральных  проверок на основании документов и  отчетностей, предоставленных налогоплательщиком осуществляет проверку уплаты налогов без выезда на место. Важными направлениями работы данного отдела являются также: отбор налогоплательщиков (с учетом анализа косвенной информации) и подготовка предложений для включения их в план выездных налоговых проверок; камеральный анализ деклараций государственных служащих, налоговый контроль за расходами физических лиц и т.д.; контроль налогоплательщиков, занимающихся экспортом.

В функции  Отдела выездных проверок МРИ ФНС России №1 по РМ входит: исчисление имущественных налогов физических лиц, своевременное вручение налоговых уведомлений; контроль, за взиманием государственной пошлины, администрирование государственной пошлины (правомерности возврата); контроль, за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, взыскание сумм начисленных платежей, недоимки, пени, обеспечение применения штрафных санкций к физическим лицам; планирование и предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов; проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, внесение начисленных сумм в базу данных; анализ эффективности проведенных выездных проверок.

Отдел оперативного контроля осуществляет проверки юридических и физических лиц в сфере потребительского рынка (оказании услуг, торговли, других видов деятельности, иных получателей доходов. Сегодня оперативный контроль является одной из наиболее эффективных форм контроля за соблюдением законов «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», законодательства по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.

На Отдел урегулирования задолженности возложена функция сбора информации о структуре задолженности (с учетом пеней и налоговых санкций) налогоплательщиков Пролетарского района г. Саранска и Старошайговского района РМ перед государственным бюджетом. Сотрудники Отдела осуществляют сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Отдел налогового аудита осуществляет аудиторский контроль работы отделов Инспекции. Это подразделение создано с целью сокращения обращений налогоплательщиков в суды, урегулирования споров в досудебном порядке и занимается рассмотрением многочисленных возражений и жалоб налогоплательщиков.

Отдел регистрации  и учета налогоплательщиков работает напрямую с налогоплательщиками. Здесь  производится регистрация новых  предприятий, регистрация всех изменений, которые вносятся в учредительные  документы, а также постановка на налоговый учет юридических лиц  и предпринимателей и физических лиц на основе уведомления о постановке на учет в налоговом органе. В отделе регистрации и учета налогоплательщиков ведется учет и контроль за сообщениями из учреждений об открытии, либо закрытии счетов налогоплательщиков. Отдел также занимается работой по реорганизации либо ликвидации предприятий или организаций по заявлению юридического лица. Всю информацию отдел передает другим отделам, но в первую очередь отделу ввода.

Отдел работы с налогоплательщиками занимается приемом юридических лиц и  предпринимателей, которые сдают  все расчеты, декларации, бухгалтерскую отчетность.

Отдел учета, отчетности и анализа Инспекции  отвечает за информацию по бюджетным  назначениям, осуществляет учет доходов бюджетов, проводит анализ и обоснованность внесения прогнозных показателей. Большая часть информации, необходимой для составления отчетности МРИ ФНС России №1 по РМ, содержится в ее базе данных.

Сотрудники  Отдела информационных технологий, работая  в среде Windows, DOS, Dionis, используя программы Microsoft Office, программы администрирования АИС и систему ЭОД, осуществляют электронную обработку данных, системного программного обеспечения, установку, монтаж и наладку аппаратных средств и частично линий связи; администрирует сетевые ресурсы системы электронной обработки данных; копируют на магнитные носители программы набивки отчетов и шаблонов форм налоговой отчетности для налогоплательщиков и т.д.

Немаловажное  значение для увеличения доходов  бюджета имеет профессиональная и эффективная работа специалистов Юридического отдела по взысканию с налогоплательщиков налогов и налоговых санкций. Юридический отдел Инспекции ведет сопровождение всех исков в инспекции.

Информация о работе Организация налогового контроля