Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

правозащитная функция — использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение и работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и проч.;

социально-психологическая функция — различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

социально-бытовая функция — способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

коммуникативная функция — установление контак­том с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включе­нию различных институтов общества в деятельность соци­альных служб;

рекламно-пропагандистская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной за­щиты человека;

нравственно-гуманистическая функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических це­лей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

организационная функция — способствование организа­ции социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб по оказанию различных видов помощи и социальных услуг насе­лению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Функции социальной работы определяют и ее структуру, и уровни.

 

 

8.      Системный характер теории и практики социальной работы в обществе

 

Системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, имеет универсальный характер, поэтому его следует применять всегда и везде. Объектом системного подхода является целостность, (система) что означает учёт: а) её различных элементов; б) структуры элементов, зависящей от характера внутренних связей; в) границ системы; г) взаимосвязи этой системы с окружающей средой и т. д.
  Центральное понятие системного подхода - понятие "система" (от греч. System - целое, составленное из частей; соединение). Существует многообразие подходов к толкованию сущности системы (философские, социологическое, управленческое и т.д.). Из всего многообразия определений "система" возьмём самое лаконичное. Система - это комплекс взаимодействующих элементов. А элемент - это далее неразложимый компонент системы. Типология систем также не отличается однообразием. Среди видов систем называют большие, социальные, кибернетические, социетальные и т. д. М.С. Каган, применяя системный подход к анализу гуманитарного знания, останавливается на необходимости различия простейших (закрытых) и сложнейших (открытых). Сложная система в отличие от простой является открытой системой, для которой характерно постоянное видоизменение, обмен информацией с другими системами. Общество и его подсистемы относятся к типу сложных открытых общественно-исторических систем и соответственно предполагают рассмотрение в динамике ее действительного существования (как процесс) и в предметном бытии, статике (состав и строение). Социальная работа относится к классу социальных систем, в которой можно выделить подсистемы меньшего уровня: социальная работа как наука; социальная работа как учебная дисциплина; социальная работа как вид деятельности. Применение принципа системности к теории социальной работы позволяет рассматривать все компоненты научного знания во взаимосвязи и взаимозависимости, определяя специфику объекта и предмета теории социальной работы, которые в свою очередь влияют на содержание теории и практики социальной работы. Система социальной работы как науки проявляется в том, что она имеет междисциплинарный характер, ей присущи неотъемлемые компоненты науки, она содержит органически взаимосвязанные составные части: теоретическую и прикладную. Социальная работа как специфический вид деятельности также имеет системный вид: во-первых, это совокупность элементов, характеризующая особенности процесса взаимодействия в социальных отношениях с целью решения проблем (субъект и объект, содержание и средства, функции и цели); во-вторых, это система с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности. Социальная работа как учебная дисциплина может быть рассмотрена как система, поскольку она призвана давать целостное представление о содержание социальной работы, ее основных направлениях, технологиях, организации, обучать слушателей методам этой работы.

 

9.      Закономерности социальной работы

 

Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе;

взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы (хотя указанные цели формулируются в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб социального обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.);

зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;

зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.

Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);

соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.

Само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности – это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.

 

 

 

10. Теории социальной работы в структуре социальных наук

 

- психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);

- социолого-ориентированные (объект социальной работы – система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);

- комплексно–ориентированные (ориентируются на целостное видение проблемы защиты жизненных сил человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом).

 

 

11. Социальная сфера как пространство социальной работы

 

Социальная сфера – сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которые включают условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень мат благосостояния, образования, воспитания, здравохранения. Социальная сфера – пространство воспроизводства повседневной жизни, развития и самосущестования человека, как личности.

Социальная структура - это совокупность взаимосвязанных между собой и упорядоченных друг относительно друга социальных групп, а также отношений между ними, которые: - занимают разные места в системе социальных неравенств данного общества, - связаны между собой политической, экономической, культурной и иными отношениями, - являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества.                                         

1) Социальная структура общества - социальные группы, общности (различные по доход, образование, возраст, национальность, пол, профессия, территориальность, вероисповедание, язык, раса, политич.предпочтения, власть, администр.должность) .

2)Социальные потребности– отражают объективно обусловленные запросы личности или группы в необходимых для их существования материальных, духовных, социальных благах.                                                                     

3)Социальная инфраструктура– группа обслуживания отраслей и видов деятельности, призванных удовлетворять потребностей людей, гарантировать необходимый уровень и качество жизни, обеспечивать государственное производство человеческих ресурсов.                                         

4) социальная справедливость – обобщённая нравственная оценка общественных, характеризующая как сами отношения эти в целом, так и отношение общества к индивиду; это один из общечеловеческих социальных идеалов, принцип, конкретное содержание которого менялись на протяжении истории и отличались в разных соц. системах.               В современных условиях принципы социальной справедливости основывается на равенстве всех граждан перед законом на создании правовых, политических социальных, экономических гарантий жизнедеятельности человека на обеспечении высокого уровня его социальной защищённости.

Функции социальной среды: 1. Социальное воспроизводство различных слоев и групп населения. 2. Социорегулятивная - регламентирует основные показатели социальной деятельности и отношений субъектов (нормы, ценности). 3. Социопродуктивная - дает возможность удовлетворить потребности людей для их социального воспроизводства. 4. Социодинамическая - связана с повышением качества уровня жизни. 5. Социоадаптивная - способствует достижению согласованности действий людей в обществе. 6. Социокультурная – регулирует процессы приобщения человека и различных социокультурных групп к духовной стороне воспроизводимого процесса

Факторы развития социальной среды: Экономические, политические, культурные, демографические, природно-климатические, национ-этнический, правовой, соц-психологический.                                                                     

Мера развитости социальной сферы может характеризоваться системой социальных индикаторов: 1. величина прожиточного минимума, 2. Доля населения за чертой бедности, 3. величина поляризации доходов 4. число получающих образование. 5. Перечень медицинских услуг доступных всему населению. 6. Доля безработных. 7. Рождаемость/смертность (особенно детская)/ продолжительность жизни. 8. брачность/разводимость.

 

12. Уровни социальной работы

 

Различными могут быть и уровни социальной работы.

В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном индивидуальном уровнях.

Содержание социальной работы федерального уровня определяется прежде всего, законодательной базой и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании.

Региональный уровень социальной работы во многом пре­допределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, при­родных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и социальная работа предстает в ее непосредственном узком понимании.

Местный уровень социальной работы определяется конк­ретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода со­циальными службами, профессиональными социальными ра­ботниками и добровольцами.

Индивидуальный уровень — это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы.

В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом.

Как феномен общественной жизни социальная работа должна (особенно в современных условиях) быть рассмотрена не только как практический вид специфической деятельности, но и как наука, и как учебная дисциплина или цикл учебных дисциплин. Следовательно, и здесь мы имеем дело со структурными компонентами социальном работы.

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"