Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

• субъект социальной политики — государство», представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на
регулирование социальных отношений;

• политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

• объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разно
образных формах проявления;

• система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;

• предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ. При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа. Существует несколько технологических фаз механизма реализации: научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений; Г
определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политик», методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных ' возможностей;
нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы — принятие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти; административно-организационное и мотивационно-пропаган-дистское обеспечение мер по реализации социальной  политики на уровне федерального центра, регионов и на местах; контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы. В социальной политике можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный. Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства!. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. Весь этот материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления. Практически-организационный компонент социальной политики государства — это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства.
Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая ей уверенность в практических действиях. Организаторская деятельность — это распорядительная деятельность управленческих органов, цель которой — рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает:

• глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной
политики задачей всесторонний анализ и оценку условий
для их решения;

• подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач;

• доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств,
имеющихся в распоряжении;

• разъяснение смысла социальной значимости качественного
и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;
• координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;

• проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом,
оценку деятельности исполнителей-, извлечение уроков и
формулирование выводов для последующей деятельности.
Вычленение в социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно-познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом. Однако методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и притом активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы.

Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцированности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров — обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления е навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях (от федерального до трудовых коллективов), предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни.
Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы, ее инфраструктуры. Однако, как показывает практика, этого пока не происходит, а экономический кризис еще более обостряет социальные проблемы. Нерешенность социальных проблем, особенно неудовлетворение потребности в жилье, усиливает текучесть рабочей силы, снижает трудовую активность, негативно влияет на экономику, благосостояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам стало одной из основных причин ухода сельского населения в город. В результате в некоторых областях, например Тульской, Тверской и Ярославской, прекратили существование сотни сельских населенных пунктов. В последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, а также за счет миграции из мест обострения социальных конфликтов обостряет транспортные проблемы, проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п. Социологические исследования в Российской Федерации выявляют устойчивую тенденцию снижения степени удовлетворенности семей в основных потребностях. Продолжает стремительно ухудшаться экологическая ситуация, отрицательную направленность имеет тенденция демографического развития общества, растет преступность. Демонтаж старых экономических структур и хозяйственных связей при практическом отсутствии апробированных структур рыночной экономики и при абсолютной неподготовленности населения к этому типу экономики наряду с падением объема производства резко обострили не только ситуацию на потребительском рынке, но и социальную напряженность в обществе. Многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого в конечном счете зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства. Социальная ориентированность кадров предполагает:

• широкий социально-политический кругозор и социальную
направленность мышления как сущностной характеристики
их политической культуры;

• навыки социально-политического анализа ситуации и умение на его основе обоснованно выбирать наиболее эффективные средства реализации социальной политики, формы
и методы социальной работы с различными категориями населения; умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;

• коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние
резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека. Социальная ориентированность — профессиональное качество социального работника — вырабатывается в процессе практической деятельности, путем уточнения и развития теоретических положений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах. Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во
многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, подвижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.

 

6.      Принципы социальной работы

 

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

- общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);

- социально–политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);

- организационные принципы (социально–технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);

- психолого–педагогические принципы (выбор средств психолого–педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

- принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким – либо признакам)

принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав).

- принцип социального реагирования

- принцип профилактической направленности

- принцип клиентоцентризма

- принцип опоры на собственные силы

- принцип максимизации социальных ресурсов

- принцип конфиденциальности

- принцип толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе.

 

 

7.      Функции социальной работы в обществе

 

Основными функциями социальной работы являются:

диагностическая функция — изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка "социального диагноза";

прогностическая функция — программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция — приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание разнообразной помощи и поддержки оступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова;

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"