Шпаргалки по "Социальной работе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов к гос. экзамену по предмету социальная работа.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОСУ К ЭКЗАМЕНУ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

, 2012

 

1.      Сущность и содержание социальной работы

 

Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Структура социальной работы — это ее компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей людей.

Напомним, что под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая общая трактовка структуры применима и к социальной работе, которую можно рассматривать как определенную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: субъект, содержание, Управление, объект и связывающие их в единое целое средства, цели и функции.

Последовательность перечисленных компонентов не является случайной: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект является главным фактором, определяющим суть и характер деятельности. Поэтому и характеристику социальной работы, как уже говорилось, правомерно начинать с объекта.

Все основные компоненты тесно связаны между собой. Имея различное (в определенном смысле) содержание, только в совокупности они дают органичное понимание социальной работы.

Кроме того, мы можем выделить как бы два аспекта социальной работы: решение повседневных, неотложных про­блем клиента и решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т. д.).

Оба аспекта социальной работы связаны (и обусловлены) социальной политикой государства, основными направлениями, ориентирами развития общества.

Следующий структурный срез социальной работы предопределяется ее универсальным, интегрированным характером как специфическим видом человеческой деятельности. Речь идет об основных направлениях (видах) социальной роботы: социальный диагноз, социальная терапия, соци­альная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание, социальное посредничество, социальное попечительство и др.

 

 

2.      Основные категории социальной работы

 

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки – совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во–первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во – вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);

понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);

понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);

специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).

 

 

3.      Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию социальной работы

Вопросы  правового  обеспечения  социальной  работы  и  современной

системы  социального  обслуживания  в  России  весьма  актуальны,  особенно вопросы,  касающиеся  правового  обеспечения  организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей. Постановление  Совета  Министров  РСФСР,  указы  Президента Российской Федерации, а затем принятые в 1995 г. федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» положили начало  созданию  правовых  основ,  устанавливающих  основные законодательные  нормы  социального  обслуживания  и  способствующих развитию социальной работы. Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности  социальных  служб формируется  в  русле  основных  направлений государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве. В 1992-1997 гг., произошли количественные и качественные изменения в становлении  системы  социального  обслуживания,  в  разработке  и  практике применения  современных  нормативных  правовых  актов,  регулирующих социальное  обслуживание Тем  не  менее  значение  вопросов  правового  регулирования  социальной  работы,  обслуживания  не  только  не  уменьшилось, но  даже  возросло.  В  силу  объективной  необходимости  встал  вопрос  о разработке проекта федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей»,  государственных  стандартов  социального  обслуживания  и  других актов. Утвержденные  вначале Правительством  РФ,  а  затем  указом Президента РФ  федеральные  целевые  программы  «Развитие  социального  обслуживания семьи  и  детей»  и  «Профилактика  безнадзорности  и  правонарушений несовершеннолетних»  на  1997-1998  гг.  предусматривают  дальнейшую разработку правового обеспечения организации функционирования и развития системы  учреждений  социального  обслуживания  семьи  и  детей.  Перед правоведами  встала  задача  углубленного  анализа  проблем  правового обеспечения организации и управления системы социального обслуживания, с тем  чтобы  на  его  основе  показать  практическим  работникам  их  реальные возможности  в  этой  сфере. Проблемы  государственно-правового  обеспечения становления  и  развития  системы  социального  обслуживания  и  основных направлений  социальной  работы  в  России  являются  необходимым компонентом теории социальной работы.

В  ст. 7 Конституции Российской Федерации  заложены основы правовой базы  социального  государства  и  развития  системы  социальных  служб. В дальнейшем  государственно-правовое  обеспечение  социальной  работы  в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах. Право  в  виде  законов  и  подзаконных  актов  имеет  общее  социальное значение  для  становления  системы  социальной  работы  и  играет обеспечительно-организационную  роль  в  функционировании  социальных служб: во-первых, в обеспечении социальных  гарантий, развитии социального обслуживания  от минимальной  необходимости  к  оптимальной  достаточности; во-вторых, в воспроизводстве различных  социальных услуг, необходимых для постоянного  удовлетворения  потребностей  клиентов  социальных  служб (настоящих  и  потенциальных);  в-третьих,  в  регламентации  технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг; в-четвертых,  в  определении  основополагающих  принципов  организации обратной  связи  и  обмена  информации  внутри  системы  социального обслуживания. 

 

4.      Особенности социального государства

 

Согласно статье 7-й Конституции РФ 1993 г. Российская Федерация — социальное государство. И если идеологическая модель социального государства сегодня находится на стадии определения, то направления социальной политики имеют правовое, организационное и идеологическое оформление.

Важнейшим направлением современной социальной политики является планирование политики социального обслуживания населения, где особое место и роль придается системе социальной работы.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определены основные принципы социального обслуживания, среди которых: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Система социального обслуживания населения имеет следующие основные формы социальной интервенции: анализ и планирование политики социального обеспечения; программы поддержки доходов населения; программы учреждений социального обслуживания; административное управление и руководство социальным обслуживанием населения; социальная работа в учреждениях социального обслуживания населения.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. К сожалению, содержание этих принципов не раскрыто в законодательстве

 

5.      Государственная социальная политика и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние

 

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Политика — это:

• отношения между социальными группами, классами, госу
дарствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения
власти;

• система деятельности в различных областях общественной
жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной
жизни, военной сфере и др.;

• практическая деятельность по реализации политического-курса, по достижению политических целей;

• участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;

• искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать
их интересы, возможности, психологические, и профессиональные, и иные качества.

Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства — власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия.

Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти. Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития. В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития. Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации: гуманизм, социальная справедливость; системность, непрерывность, преемственность; сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так, и по необходимым ресурсам); открытость (свободное выражение суждений всех групп и
слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами); демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований); действенный контроль общества над реализацией социальной политики; адресность мер по социальной защите населения, усиление
социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным
группам населения. Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.
Важнейшими из них являются:

• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

• интеграция различных слоев населения, гармонизация их
интересов, поддержание целостной общественной системы,
стабильности и порядка;

• прогностическая;

• социальная защита населения;

• управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества. В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:
социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).  Социальная политика государства особенно осязаема в изменениях, которые происходят в характере и условиях трудовой деятельности человека, ибо именно здесь проявляется ее гуманистическое содержание. В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семёйно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.
К сожалению, со стороны государства пока далеко не достаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются. Важное место в социальной политике занимают проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и др. Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.
Не случайно в Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)», в президентской программе «Россия: человек, семья, общество, государство», других программных документах реформирования страны на период 1996—2000 гг., в прогнозах до 2005 г. в числе основных угроз безопасности страны называется рост имущественной дифференциации населения, неравномерности социально-экономического развития регионов и рост уровня бедности. Бедность — многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Одна из актуальных задач субъектов социальной политики кал на федеральном, так и на региональном уровнях — выработать новые, более эффективные механизмы рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Предстоит преодолеть остаточный «синдром» иждивенчества, переориентировать организацию исполнения социальной политики и социальную работу на активизацию факторов, стимулирующих производительный труд, как самогарантию гражданам своего материального благополучия и свободы. Предметом особого внимания органов управления федерального и регионального уровня, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.
Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении. Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки. Главная цель социальной политики — гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер. Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен. Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя важную методологическую функцию относительно последней. Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям
жизнедеятельности, серьезная политика не может сводиться к. декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реальности социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не тблько созидательный, но и разрушительный потенциал. Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, асле-довательно, и успешнее решаются. Механизм реализации социальной политики.
На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

Информация о работе Шпаргалки по "Социальной работе"