Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

      Однако  было замечено, что ответственность  родителей за воспитание детей в  значительной части семей не повышается. Детская безнадзорность сохраняется  на социально опасном уровне, а  социализация и воспитание детей  в значительной степени проходит не в семье, а в интернатных учреждениях или на улице.

     Необходимо  отметить, что успех работы с проблемными  подростками определяется гласностью этой деятельности. На сегодняшний  день в печати, местной и федеральной  прессе фигурируют факты, цифры, но, как правило, это малоутешительные материалы. Недостаточно пишется о положительном опыте организаций, занимающихся этой проблемой в регионах, который мог бы послужить основой для налаживания подобной работы в других регионах [48.С.9].

     Итак, социальные проблемы подростков необходимо решать в партнерстве, с использованием общих возможностей, отрабатывать систему, обеспечивающую комплекс мер по оказанию услуг детям и подросткам «группы риска». Только в случае действительного понимания высказанных позиций и добросовестной работы в области подростковой конфликтности и агрессивности как социально-психологического феномена могут быть получены положительные результаты. Так как, конфликтные и агрессивные подростки являются одной из самых уязвимых категорий населения, в связи с этим для работы по преодолению и разрешению конфликтности и агрессивности у таких детей важную роль играют социальные учреждения, социально-психологические центры. За последние годы интенсивно формируется сеть новых социальных учреждений в системе Министерства

 

     

здравоохранения и социального развития РФ, которые  могут включать в себя эти центры, они обеспечивают социальную стабильность подросткам, находящихся в трудной, жизненной ситуации. Также ведутся  разработки системы мер по профилактике и преодолению таких явлений как подростковая конфликтность и агрессивность. В качестве примера центров можно назвать, «Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» Читинской области, и «социально-реабилитационного центре для несовершеннолетних» округа Муром Владимирской области.

      Работа   в   социально-реабилитационном   центре   осуществляются  по следующим  направлениям: диагностика, профилактика, коррекционная работа, консультативная   работа.   Оказание   психологической   и   психосоциальной помощи    дезадаптированными    детям    и    подросткам    начинается    с психологической   диагностики,   которая   позволяет   определить   характер дезадаптации и выявить их причины. Профилактическая работа включает в себя   деятельность   по   предупреждению   возможного   неблагополучия   в психическом и личностном развитии воспитанников, создание благоприятных условий  для этого развития.  Коррекционное направление подразумевает проведение:    работы    по   определению   индивидуальных   особенностей психического развития воспитанников, выявление причин трудностей обучения и  воспитания отдельных детей, коррекционно-развивающие занятий для подростков с задержкой психического развития, индивидуальной работы с «трудными» подростками. Консультативное направление включает в себя работу, направленную на оказании помощи педагогическому коллективу в вопросах развития, воспитания и обучения воспитанников, для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку. Учреждения осуществляют свою деятельность  во  взаимосвязи  с  органами и учреждениями  образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями

 

      

        2.3 Социальная работа  с проблемными  подросткам на  примере социально-реабилитационного  центра «Надежда»

 
      Муниципальное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда»  основан 01. 12.2004   году.   Основной   деятельностью,   которого   является   оказание разнообразной  социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате отклонений в психосоциальном   развитии   и   неблагоприятных   социальных   условиях. Расположен он в двухэтажном панельном здании (типовой проект детского сада на 240 мест) общей площадью 2199,9 кв. м., жилая площадь 1414,8 кв. м., что полностью      отвечает     требованиям     Санэпидемнадзора     2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В работе центр ориентируется на нормативно-правовую   базу   (см.   прил.   Д).   В   Центре   функционирует стационарное отделение на 40 мест и группа дневного пребывания на 15 человек [63].

      В центр «Надежда» несовершеннолетние принимаются в следующих случаях: по личному обращению, по направлению  органов, осуществляющих социальную защиту, по постановлению комиссии по делам  несовершеннолетних, по заявлению родителей  или лиц их заменяющих, по ходатайству органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел, по постановлению или определению суда, прокурора или следственных органов, если родители осуждены. На рисунке 2.1 графически представлены основания помещения подростков в центр «Надежда» (см. прил. Е). При приеме в учреждение производится медицинский осмотр подростка, ценные вещи, предметы, представляющие опасность для жизни ребенка и окружающих, принимаются на хранение. Сведения о поступившем в учреждение ребенке заносится в журнал учета.

 

      

Продолжительность пребывания воспитанников в стационарном отделении учреждения от одного месяца до одного года (см. прил. Ж). Ребенок  зачисляется в учреждение приказом директора и на него оформляется  личное дело, ему предоставляется полное государственное обеспечение. Руководитель учреждения обязан сообщать о приеме несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

      Центр осуществляет на территории города меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных детей; несовершеннолетних «группы риска»; несовершеннолетних, подвергшихся любым формам физического и психологического насилия. В реабилитационный центр за 2006г было помещено 333 ребенка (см. прил. И).

    Структурными  подразделениями Центра являются:

      - приемное отделение (где проводится первичное обследование и период 
адаптации);

      - отделение диагностики социальной дезадаптации   (где выявляют и 
анализируют    факторы,    обусловившие    его    социальную    дезадаптацию, 
особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются 
индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе данных 
создается индивидуальная программа реабилитации;

    - отделение разработки и реализации программ социальной реабилитации:

      а) отделение дневного пребывания, в котором ведется профилактическая 
работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, работа с 
неблагополучными семьями (рассчитанное на 15 мест).

      б) стационарное отделение (рассчитанное на 40 мест). В этом отделении 
проводится    работа    по    восстановлению    у    дезадаптированных   детей 
нравственных    ценностей,    возвращению    их    к    важнейшим    видам

 

      

жизнедеятельности, по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений  несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации.

     В Центре работают 28 специалистов различных  профилей: педагоги, медицинские работники, бухгалтера, специалисты по социальной работе. Все они имеют соответствующее специальное образование.

    Основные  цели и задачи учреждения:

- профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

- социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной 
жизненной ситуации.

      Для достижения указанных целей СРЦН осуществляет следующие виды деятельности:

- обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в 
трудной жизненной ситуации;

- принимает  участие   в   выявлении   и  устранении   причин   и  условий, 
способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

  разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной  ситуации;

   оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, в восстановлении социального статуса несовершеннолетнего в коллективе, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

- обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

  содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

- организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, 
находящихся в учреждении;

 

- содействует   несовершеннолетним  в  профессиональной   ориентации  и 
получении специальности;

- включает несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, 
проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом их возрастных и 
физиологических потребностей;

- проводит мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и 
правонарушений несовершеннолетних;

- осуществляет патронаж семей, находящихся в социально-опасном положении 
[63].

      Основной  деятельностью социально-реабилитационного  Центра для несовершеннолетних «Надежда» являются оказание различных видов помощи, к которым относятся:

    Во-первых, оказание социально-бытовой помощи:

  1. Предоставление     воспитанникам     помещений     для     организации 
    реабилитационных   и   лечебных   мероприятий,   учебной   деятельности, 
    культурного и бытового обслуживания;
  2. Предоставление    воспитанникам    в    пользование    мебели    согласно 
    утвержденным нормативам;
  3. Предоставление   воспитанникам   мягкого   инвентаря   (одежды,   обуви, 
    постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам;
  4. Приготовление пищи;
  5. Помощь в уходе за детьми, а также привитие навыков гигиены;

    Во-вторых, социально-медицинской помощи:

  1. Оказание воспитанникам первичной медико-санитарной помощи;
  2. Оказание воспитанникам первой доврачебной помощи;
  3. Содействие в прохождении воспитанниками диспансеризации;
  4. Госпитализация    при    необходимости    воспитанников    в    лечебно- 
    профилактические учреждения;
  5. Организация квалифицированного медицинского консультирования;
  6. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации;
  7.  
  8. Организация медико-оздоровительных мероприятий;
  9. Проведение санитарно-просветительной работы;
  10. Организация экстренной медико-психологической (психиатрической) помощи;
  11. Проведение в соответствии с назначением врача медицинских процедур;
  12. Обучение членов   семьи   основам   медико-психологических и социально- 
    медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в 
    домашних условиях.

12. Содействие в предоставление нуждающимся детям услуг оздоровления.

    В-третьих, социально-психологическая помощь:

  1. Социально-психологическое и психологическое консультирование;
  2. Психологическая диагностика и обследование личности;
  3. Психологическая коррекция;
  4. Психотерапевтическая помощь;
  5. Социально-психологический патронаж;
  6. Психологические тренинги;
  7. проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
  8. Экстренная    психологическая (в том числе по телефону) и медико- 
    психологическая помощь;

    В-четвертых, социально-педагогическая помощь:

1. Социально-педагогическое консультирование.  Социально-педагогическая 
диагностика и обследование личности;

  1. Педагогическая коррекция;
  2. Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты 
    художественной   самодеятельности,   праздники   и   другие   культурные 
    мероприятия);
  3. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: проведение 
    мероприятий   по   обучению   доступным   профессиональным   навыкам, 
    восстановлению личностного потенциала;
  4. Социально-педагогический патронаж.
  5. Обучение основам домоводства воспитанников (приготовление пищи,
  6.  

мелкий  ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.);

  1. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания. Поведения в 
    быту и общественных местах. Самоконтролю, навыкам общения и другим 
    формам жизнедеятельности;
  2. Организация обучения детей и подростков по школьной программе;

     В-пятых, социально-экономическая помощь:

1.Содействие в получении воспитанниками полагающих льгот, пособий,

пенсий,  алиментов и других выплат в соответствии с действующим

 законодательством;

2.Оказание  материальной помощи;

3.Обеспечение   воспитанников  при  отчислении  из  учреждения  одеждой,

Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков