Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

     Еще одной формой проявления конфликтности  подростков является конфликтность  в  семейной сфере, где можно выделить следующие виды противостояний: подросток-родители и подросток-младшие.

       Конфликт «подросток-родители» вписывается  в вечную тему «отцы и дети».  Этот вид конфликта является  наиболее распространенным. Как  уже было сказано выше, резко  сокращается общение подростков  с родителями в процессе совместных  занятий, прогулок и т.д. К  мнению взрослых отношение критическое. Наиболее частыми причинами ссор подростков с родителями считаются: непонимание со стороны родителей, плохая учеба детей, плохое поведение, грубость подростков, отстаивание ими своей точки зрения, несовпадение интересов, проблемы с братьями и сестрами, несправедливость по отношению к ним. Чаще всего подростки не идут на открытое столкновение с родителями, но если они считают себя правыми или их очень сильно задели, тогда они готовы пойти на него. Вступая в конфликт, подростки хотят добиться справедливости, они стремятся к пониманию со стороны взрослых, хотят, чтобы их самих считали взрослыми, стремятся доказать свою правоту. В конфликтах с родителями подростки стремятся доказать, что родители неправы, ищут справедливого исхода [28.C.69].

     Конфликт  «подросток-младшие» - самый малочисленный из всех рассматриваемых видов конфликтов. Общение с младшими ребятами весьма ограничено. Подростки по отношению к младшим ощущают себя взрослыми людьми и реализуют известные им из собственного опыта модели поведения взрослого по отношению к ребенку. При этом, не обладая опытом позитивной коммуникации, подростки могут избирать крайние варианты поведения, переступать допустимые границы [13.C.43].

     Основными причинами конфликтов с младшими, по мнению подростков, выступают: непослушание, вредность малышей, родители заставляют с ними нянчиться; у них глупые выходки; они выводят из себя, раздражают подростков; иногда старшие подростки и младшие не могут что-то поделить. Как и в вышеописанных случаях, большинство подростков в этом виде конфликтов хотят добиться справедливости, а такие самоутверждения, подчинения младших, их перевоспитания, а иногда они хотят, чтобы малыши просто отстали от них.

     Наиболее  распространены следующие формы  поведения старших в конфликтных ситуациях с младшими: соперничество, уклонение от контактов, реже сотрудничество. При разрешении конфликтов с малышами подростки используют следующие средства: стремятся доказать малышам, что те не правы; иногда уступают немного ради поддержания отношений, стараются перехитрить [1.C.95].

     Следующая форма конфликтности подростков проявляется в публичной сфере, где наиболее типичен конфликт «подросток - другие взрослые». Это конфликты со взрослыми, которые окружают детей в повседневной жизни. Среди них мужчины, женщины разных возрастов, знакомые родителей, соседи, работники транспорта, пассажиры в городском транспорте, просто прохожие. Причины этого вида конфликтов похожи на предыдущие: отстаивание своей точки зрения: плохое поведение подростков; они не хотят, чтобы их воспитывали и делали им постоянные замечания. На открытое столкновение со взрослыми подростки предпочитают не идти, а если и идут, то в тех случаях, когда их оскорбляют, вынуждают и если они полностью уверены, что правы. Вступая в конфликт со взрослыми подростки стремятся доказать, что они не хуже, хотят добиться справедливости, понимания.

     Подростки часто агрессивно реагируют на любые замечания и какие-то действия со стороны взрослых, даже незнакомых им. Они часто не хотят ни в чем уступать старшим, идти им навстречу. Конфликты и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка [39.C.130].

     Роль  и значение конфликта в жизни  в целом и в школе, в частности, понимается неоднозначно. В последние годы большинство исследователей склоняются к мысли о неизбежности конфликтов и необходимости формирования в обществе культуры их разрешения. К сожалению, наиболее часто дети в конфликтных ситуациях используют стратегию соперничества, приспосабливания, подавляют свои негативные эмоции или делают вид, будто все в порядке. Реализация творческих и неординарных решений конфликтов, при которых учитываются интересы всех участников конфликта, осуществляется поиск решения, является социальной редкостью. В научной литературе описаны различные технологии регулирования конфликтов (см. прил. Б).

     Таким образом, конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций отдельно взятого индивида, связанных с острыми эмоциональными переживаниями. Чаще всего конфликтные ситуации возникают у подростков на межличностном уровне.     Исследователи выделяют различные причины конфликтности среди подростков. Среди них отмечают особую роль сексуальной мотивации, защитных механизмов и особенностей развития потребности в межличностных отношениях, ведущую роль эмоций перед интеллектом, отставание в развитии, наличие психических расстройств и акцентуаций, затрудненную социализацию. Конфликтность подростков в основном проявляется в отношениях с родителями, преподавателями, сверстниками и более младшими детьми. Не составляют исключение и посторонние люди из числа взрослых.

     Не  обладая опытом позитивной коммуникации, подростки часто избирают крайние  варианты поведения и переступают допустимые границы. 
 
 

1.3. Подростковая агрессивность 
 

      Рост  агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер [62].

     В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако до сих пор не имеется четкого описания понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий.

      К настоящему времени различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Представляется возможным выделить следующие трактовки этого понятия.

      Во-первых, под агрессией понимается сильная  активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [2.C.105].

      Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [17.C.39].

      В то же время многие авторы объясняют понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

      Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

      Таким образом, определяя агрессию, некоторые  исследователи игнорируют коренные различия в поведении человека и животных. При этом приводимые ими определения носят формальный характер.

      В настоящее время вес больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям. В этом плане заслуживает внимания различение агрессии инструментальной и преднамеренной. Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или по субъективному сознанию «было необходимо» действовать.

      Некоторые психологи, как, например, Лазаруc считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Следует, однако, отметить, что далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. Вместе с тем в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка — весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. От этого понимания зависит само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознание своего бессилия [2.C.60].

      Исключительно важен и эмоциональный компонент  агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяется гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния: при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, совсем неверно было бы считать каждый гнев провоцирующим агрессию. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.

      Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается  гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы. уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм [17.C.48].

      Серьезное значение имеет и такой компонент  агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Дело в том, что агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств.

      Целесообразно понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). По прямому смыслу слова - это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

      Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

      Типичное  состояние агрессии характеризуется  острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной  активностью, злостностью, в ряде случаев  желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах).

      Агрессивные действия выступают в качестве:

      1)  средства достижения какой-нибудь  значимой цели (инструментальная  агрессия);

      2)  как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

      3)  как способ удовлетворения потребности  в самореализации и самоутверждении [27.C.20].

      Что касается агрессивного поведения, то это  не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями, хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью.

     В процессе социального развития человека, агрессивность сильнее всего  проявляется в подростковом возрасте. Сложившаяся в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.

     Подросток стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.

Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков