Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

 

2. Основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками

     
    2.1 Основные методы  психосоциальной  работы с проблемными

подростками

      Под социальной работой понимается вид  деятельности, содержанием которой  является восстановление нарушенных взаимодействий человека (группы людей) с социумом. Социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую в себя такие компоненты, как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. В соответствии с выделенными элементами осуществляется дифференциация технологий. Под Технологией принято понимать систему знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Социальные технологии -система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов. И главным здесь является учет специфики объектов и видов социальной работы, интеграция первого и второго оснований. Как известно, объекты социальной работы разнообразны. Это - старики, пенсионеры, инвалиды, подростки с девиантным поведением, безнадзорные и т.д. [33.С.45]. Деятельность специалиста по социальной работе включает в себя некоторые элементы психосоциальной работы: первичное консультирование, диагностику и посредническую деятельность.

      Как новая отрасль практической психологии, психосоциальная работа, возникла в  конце 1990-х годов. Задача ее преодоление  социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т.е.

 

      

жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы - здоровая психика обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека и, наоборот, деструктивные изменения в жизни ведут к деструктивным изменениям психики. В психосоциальной работе выделяют источники и внешнего социально-психологического неблагополучия человека: потеря работы, инвалидность, смена жительства и привычных условий, адаптация после возвращения из мест лишения свободы, психологические последствия различных конфликтов и.др.

     Психосоциальная работа- часть комплексных программ социального оздоровления и воспитания населения. Для каждой категории клиентов в зависимости от целей психосоциальной работы разрабатываются свои психосоциальные программы и технологии. Методы психосоциальной работы заимствованы из практической психологии и адаптированы к задачам и условиям социальной работы с населением [13.С.52]. Метод- способ достижения какой-либо цели, способ действия. Методика - сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать типовые задачи [29.С.78].

      Таким образом, сущность психосоциальных методов - это воздействие на психику клиента с целью оптимизации самоуправления в трудной жизненной ситуации. Содержанием психосоциальных методов являются социальная диагностика, профилактика, реабилитация и коррекция, направленные на оказание помощи клиенту.

      Одним из методов, психосоциальной работы с проблемными подростками является диагностика. Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или явлении. Социальная диагностика- анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии [17.С.26]. Субъектами социальной работы в сфере подростковой конфликтности и

 

      

агрессивности   выступают:   социальные  работники,  социальные  педагоги, имеющие право  осуществлять психолого-педагогическую помощь.

      Диагностика - важнейший компонент социальной технологии (цель -диагноз прогноз - программа - внедрение - анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:

  • ознакомление   с   клиентом,   постановку   задач,   выделение   предмета 
    диагностики, выбор основных показателей или критериев;
  • измерение и анализ показателей;
  • формулирование    и    оформление    выводов,    заключение,    постановку 
    социального диагноза.

      Одним из объектов диагностики выступает  личность конфликтных и агрессивных  подростков. В рамках социальной диагностики  личности необходимо:

• выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и 
поведения;

  • уточнение социальной ситуации развития;
  • определение степени развитости или деформации различных свойств и 
    качеств, обусловленных, прежде всего включением подростка в различные 
    социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адоптации и 
    социализации,       коммуникативные       способности,       психологическая 
    совместимость);
  • ранжирование,    описание   диагностируемых   особенностей    подростка, 
    построение «социального портрета» личности.

    Диагностика включает следующие методы:

Наблюдение- метод познания и исследовании, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности [42.С.154]. Психосоциальное наблюдение требует

 

определенной  подготовки: чтобы успешно изучать  поведение, необходимо выработать умение точно наблюдать все внешние проявление (действия, движения, речь, мимика), а главное, научится правильно истолковывать их социальное значение. Изучение поведения подростка в микросоциуме — систематическая тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний, которая может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.

     Наблюдения  обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда это необходимо, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются.

1. Наблюдение - в диагностике подростков является ведущим методом.

  1. Беседа - метод получения и корректировки информации на основе 
    вербальной коммуникации, являющийся важным способом проникновения во 
    внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит 
    от    предварительного    установленного    контакта;    от    степени    его 
    подготовленности; от умения специалиста ее выстраивать [38.С.58];
  2. Анкетирование - метод множественного сбора статистического материала 
    путем опроса испытуемых. Применение анкетного метода ограничено в 
    изучении эмоциональной и волевой сферы подростка, так как словесные 
    высказывания   об  эмоциях   и   желаниях  не   есть   еще   эмоциональные 
    переживания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое 
    значение  имеют  нормальное  самочувствие  испытуемого,  определенный 
    интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю;
  3. Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные 
    каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется 
    таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям 
    отвечающего.   Интервью   бывает:   свободным  (проводится   без   заранее 
    подготовленного опросника или разработанного плана), фокусированным (его 
    целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации), 
    формализованное   (строго   регламентировано   детально   разработанными
  4.  

вопросниками  и инструкциями), стандартизированное (преобладают закрытые вопросы), интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования);

5. Метод экспертных оценок основан на анкетировании или интервьюировании, 
с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, 
ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, 
явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та 
или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц- экспертов; 
[13.С.104].

  1. Параметрический   метод   состоит   в   сопоставлении   двух   ключевых 
    параметров:  прежнего  состояния  социальной  единицы  («на входе») и 
    нынешнего   состояния   («на   выходе»),   разница   между   этими   двумя 
    параметрами   представляет   «социальный   эффект»   (реабилитационный, 
    коррекционный)   или  результат,   свидетельствующий   об   эффективности 
    использования средств, методик, уровне квалификации персонала;
  2. Тестирование - исследовательский метод, в основе  которого лежит 
    определенные стандартизированные задания, используются различные тесты, 
    для исследования несомненную значимость имеют заключения, на основе 
    которых строятся выводы по изучаемой проблеме;

8. Биографический метод один из наиболее часто используемых. Предпочтение 
отдается «социальным биографиям», которые позволяют на основе анализа 
личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. 
Фиксируются личные отношения человека к тем или иным процессам, в 
которые он был включен [24.С.131].

      Также среди методов, применяемых в психосоциальной работе с проблемными подростками, наряду с диагностикой выделяют метод профилактики. Профилактика (предупреждение, превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на

 

      

предотвращение  возможных физических, психологических  или социокультурных коллизий у  отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и  защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействия им в достижения поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. Выделяют три уровня социальной профилактики:

  1. Общесоциальный   уровень   (общая   профилактика)   предусматривает 
    деятельность  государства,  общества,  их институтов,  направленную на 
    разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в 
    нравственно-духовной сфере.
  2. Специальный    уровень    (социально-психологическая    и    социально- 
    педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на 
    негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или 
    проблем.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет 
собой  профилактическую  деятельность  в  отношении  конкретных лиц, 
поведение которых имеет черты отклонения или проблемности [36.С.163].

      В социальной профилактике нуждается  все население, и, прежде всего подростки  «группы риска». Однако подходы к  этим категориям различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.

      Несоответствие  социопсихологического и психофизиологического  статуса подростка требованиям  современного общества приводят к дезадаптации. Под девиантным поведением понимают поведение, отклоняющееся от нормы, нестандартное поведение. Дезадаптация подростка нарушение процессов взаимодействия человека с социальной средой. Как правило, различные поступки и асоциальные проявления у подростков объясняются не незнанием, непониманием или непринятием общепринятых моральных и правовых норм, а неспособностью тормозить свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих. Эти подростки могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса.

 

      

Ключевыми факторами должны стать доверие, опора на полезные интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, а также перестройка на более эмоционально теплое отношение с учителями и одноклассниками [42.С.214].

     Среди основных направлений профилактики дезадаптивного поведения выделяют:

  • Ранняя диагностика детей «группы риска»;
  • Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
  • Мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными 
    группами несовершеннолетнего, в том числе семей;
  • Организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от 
    уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к 
    помощи специализированных учреждений, центров, служб;
  • Патронаж дезадаптированных подростков;
  • Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на 
    профилактику и коррекцию нарушений поведения [36.С.174].

Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков