Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

     Профилактика  также направлена на предупреждение конфликтов у проблемных подростков. Сегодня самый оптимальный способ предупреждения конфликтов в подростковой среде заключается в проведении уроков практической психологии, где наряду с общими психологическими понятиями разбираются вопросы взаимоотношений, правильного общения, разрешения, урегулирования и выхода из конфликтных ситуаций.

     Также, в свою очередь наряду с такими методами, как диагностика и профилактика, выделяют метод терапии.

      Одной из причин конфликтов является повышенный уровень тревожности и депрессивного  состояния подростков. Необходимо изучить  социальную работу по преодолению тревожности, депрессивных состояний подробнее.

     Работа  по преодолению тревожности, депрессивных состояний должна осуществляться на трех взаимосвязанных уровнях.

 

     

     На  первом уровне происходит обучение подростка  приемам и методам овладения  своим волнением.

     Второй  уровень направлен на формирование навыков, умений, знаний, ведущих к  созданию «запаса прочности».

     Третий  уровень заключается в перестройке  особенностей личности подростка, его  самооценки и мотивации и одновременном  проведении работы с семьей подростка и учителями [10.С.72].

     Рассмотрим  несколько приемов, направленных на предупреждение и разрешение конфликтов среди подростков.

     Первый  прием - переориентация симптомов тревоги. Часто подростки с повышенной тревожностью деморализуются первыми  признаками появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признак готовности действовать (признак активизации), их испытывает большинство людей, и они помогают ответить, выступить им как можно лучше. При определенной тренировке этот прием позволяет подростку выбраться из психологического круга.

     Второй  прием - настройка на определенное эмоциональное  состояние. Подростку предлагается связать взволнованное, тревожное, эмоциональное состояние с одной  мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; а спокойное, расслабленное - с другим; уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, а затем - второе, перейти к третьему, повторяя этот тренинг несколько раз.

     Третий  прием - «Приятное воспоминание». Подростку предлагается вспомнить ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно лучше, ярче стараться вспомнить все ощущения, представить эту ситуацию.

     Четвертый прием - «Исполнение роли». В трудной  ситуации подростку предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы в его образе.

 

     

     При этом большое значение имеет установление доверительных отношений между  подростком и специалистом. Когда между ними не возникает доверительных отношений, предъявление различных приемов может вызвать негативную реакцию. Такой результат определяется тем, что тревожность во многом выполняет защитную функцию. В работе с подростком важно способствовать выработке у него критериев собственного успеха [20.С.61].

     Таким образом, основополагающим принципом  в профилактике и разрешении конфликтов должен быть путь целенаправленного  изменения деструктивного к конструктивному, заложенного в самой природе  любого конфликта, которое способствует развитию взаимоотношений между людьми, обогащает опыт выхода из ситуации противостояния, стимулирует процесс самосознания участников конфликта. Основной путь разрешения конфликтов среди подростков лежит через системный подход, т.е. через синтез социально-психологических, психолого-педагогических и административно-правовых мер.

     В качестве ведущего метода преодоления  дезадаптивного или отклоняющегося поведения у проблемных подростков в социальной работе используется процедура  реабилитации и коррекции.

      В структуре социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов: ресоциализацию, коррекцию, реабилитацию, социальный патронаж.

      Ресоциализация - организованный процесс воспитания социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентации за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности социально организованной среды. Процесс ресоциализации проблемных подростков проходит, как правило, в несколько этапов:

  • Первый этап- период адаптации;
  • Второй этап- период частичной неустойчивой ресоциализации;
  • Третий этап- период полной ресоциализации [30.С.258].
  •  

     Ресоциализация - процесс индивидуальный, принимая во внимание названные этапы, можно выделить четыре группы подростков:

  1. активно включающиеся подростки, у которых адаптационный период 
    протекает быстро и безболезненно;
  2. подростки, занимающие позицию активного сопротивления, к таким 
    подросткам на первых порах проявляют значительную терпимость;

3. пассивные, ведомые, слабовольные, не имеющие устойчивых склонностей и 
интересов. Это затрудняет адаптацию, требует индивидуального шефства над 
подростком;

4. подростки с порочно сложившейся антиобщественной направленностью 
личности. Их необходимо брать под особый контроль.

     Составляющим  процессом ресоциализации выступает  процесс перевоспитания. Сочетание  процесса перевоспитания (внесение изменений  в ценностные ориентации, смысловые  установки и т.п.) с влиянием, предполагающими изменение в развитии личности, принято называть коррекцией, которая имеет ряд функций: [20.С.69].

  • воспитательную, предполагающую воспитание тех положительных качеств, 
    которые  преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, 
    обращение к памяти подростка о его добрых делах;
  • компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления 
    компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его 
    деятельности (в спорте, труде);
  • стимулирующую, направленную на активацию положительной общественно 
    полезной деятельности;
  • исправительную,   связанную   с   исправлением   отрицательных   качеств 
    подростка и предполагающую применение разнообразных методов коррекции 
    поведения (поощрения, убеждения, пример и т.д.) [27.С.23].

      Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка  со взрослыми и корректировку  позиций педагогов, родителей, которая  должна способствовать,

 

      

в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающимся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе, классе, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выяснение того, на сколько оправдываются его ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, поиск ее корней и причин, возможных путей ее преодоления [43.С. 173].

      Процесс ресоциализации может быть затруднен тем, что социальная дезадаптация далеко не всегда представлена в «чистом виде». Часто встречаются довольно сложные сочетания различных форм социальной, психической, патогенной дезадаптации. И тогда встает вопрос о реабилитации.

     Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения.

     Реабилитация  может быть стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окружающей средой на более или менее приемлемом для себя уровне. Процесс социальной реабилитации имеет длительный характер. Организованная реабилитация ставит своей целью сократить сроки восстановления социальной нормы, повысить качество самостоятельной работы личности за счет профессиональной помощи. Постановление о необходимости реабилитации несовершеннолетнего выносит специальная комиссия. Как правило, итогом ее работы выступает индивидуальная комплексная программа реабилитации, которая в себя включает: определение исходного реабилитационного потенциала; составление индивидуальной комплексной программы реабилитации; реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка; выдача рекомендаций воспитаннику [24.С. 182].

 

     

     Также для эффективной работы коррекции  личности подростка выделяют модели индивидуальной работы со случаем, включающие в себя различные методы (см. прил. В).

     Ряд специалистов в качестве одного из основных направлений реабилитации выделяют социально-педагогическую, которая возможна в индивидуальной и групповой форме работы с клиентом. Ее ведущий метод -создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта и агрессивного поведения у подростков. Основными ее направлениями являются [36.С.54]:

  • организация социального контроля за условиями воспитания и поведения 
    подростка;
  • социальная поддержка подростков, которые испытывают затруднения из за 
    неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении;
  • помощь   в   преодолении   внутриличностного   конфликта,   связанного   с 
    расстройствами средовой адаптации;
  • предупреждение и пресечение разного рода отклонений;
  • координация отношений подростка с первичным коллективом;
  • оздоровление;
  • психопрофилактика

      Таким образом, психосоциальная работа- часть  комплексных программ социального  оздоровления и воспитания населения. Для каждой категории клиентов в  зависимости от целей психосоциальной  работы разрабатываются свои психосоциальные  программы и технологии. Содержанием психосоциальных методов являются социальная диагностика, профилактика, реабилитация и коррекция, направленные на оказание помощи клиенту. Диагностика - важнейший компонент социальной технологии, реалистическая оценка и сформулированный диагноз служит основой для принятия решения, определения стратегии тактики деятельности. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»;

 

      

сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействия им в достижения поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. Применяя разнообразные меры социальной реабилитации и коррекции, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует отметить, что эффективность социальной реабилитации и коррекции достигается комплексом реабилитационных, коррекционных мер. Степень ее эффективности определяется уровнем социализации, ресоциализации подростка, его способностью адаптироваться в обществе.

     
     
     
    2.2 Деятельность социальных центров помощи подросткам

      В настоящее время можно констатировать, что в России создана разветвленная  сеть государственных социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и поддержку людям, находящихся  в различных кризисных ситуациях, и, прежде всего оказывающая комплекс психолого-медико-социальных мер детям групп риска.

      За  последние годы интенсивно формируется  сеть новых социальных 
учреждений в системе Министерства здравоохранения и социального развития 
РФ, которая включает такие новые для России учреждения, как социальные 
приюты, центры социально-педагогической реабилитации

несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры медико-социальной реабилитации для детей с ограниченными  возможностями и другие социальные учреждения, направленные, прежде всего, на поддержку семей и детей, находящихся в кризисной ситуации [5.С.95].

      В системе народного образования  наряду с существующими формами  государственной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних с девиантным поведением, создана сеть центров медико-социальной и психолого-педагогической поддержки, которые проводят

Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков