Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

      Несовершеннолетние  содержатся в Центре на полном государственном  обеспечении в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Центр ведет бухгалтерский учет и предоставляет  информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, учредителю и иным лицам в соответствии с законодательством РФ, Читинской области и своим Уставом.

      Финансирование  Центра осуществляется в установленном  порядке за счет средств бюджета  Читинской области и спонсорской помощи.

    Основными направлениями деятельности данного  учреждения являются:

  • Охрана детства;
  • Предупредительная профилактическая работа с неблагополучными детьми 
    через    совместную   деятельность   с   правоохранительными   органами, 
    наркослужбой, педагогическим коллективом школы, в которой обучаются 
    воспитанники, администрация области.

      В социально-реабилитационном центре работает социальный педагог, который работает по следующим направлениям:

 

      

  • работа  с воспитанниками (профориентационная работа с воспитанниками, 
    помощь в обустройстве дальней шей жизни выпускников и контроль за их 
    дальнейшей учебой и т.д.);
  • работа с родителями;
  • работа с документами (помощь в оформлении пенсий, пособий, проводят 
    приватизацию и закрепление жилья за детьми, подготовка документов на 
    лишение родительских прав и т.д.);
  • сотрудничество с правоохранительными органами (помощь в воспитании, 
    поиске родителей (опекунов) или близких родственников воспитанников) 
    [64].

      Социальный  педагог работает согласно плану, составленному  на год. Согласно данному плану социальный педагог участвует в следующих мероприятиях:

  • Изучение личных дел вновь прибывших воспитанников, составление на 
    каждого плана социальной защиты на весь период пребывания в детском 
    доме;
  • Текущее планирование и учет работы;
  • Работа с органами опеки и отделом социальной защиты района;
  • Работа по профилактике правонарушений, преступлений, и бродяжничества 
    среди воспитанников;
 
  • Защита  прав воспитанников (помощь в подготовке выпускников из детского 
    дома), работа с судебными приставами по взысканию задолжностей по 
    алиментам и т.д.;
  • Профориентация и работа по подготовке к выпуску [64].

      Деятельность  работников центра связана с воспитанием  детей и привитием им ценностей  и норм, которые нужны детям  при вступлении во взрослую самостоятельную  жизнь.

      На  протяжении уже трех лет творческая группа педагогов дополнительного  образования помогает воспитателям организовывать свободное время  детей, развивать их творческие способности. В детском доме

 

      

77

созданы «хореографический» и театральные  кружки, спортивные секции, кружки изо. Благодаря созданным кружкам воспитанники участвуют в районных, областных конкурсах, проявляя свои творческие и артистические способности, также дети помогают в организации праздников своего родного поселка.

     Благодаря полной занятости воспитанников Центр решает одну из важных задач: дети становятся организованными, расширяется круг общения, в свободное время от уроков время занято полезными и интересными делами, дети отвлечены от улицы, в результате резко сократилось число побегов из дома.

      Одно  из ведущих направлений занимает работа по профилактике бродяжничества и правонарушений среди воспитанников. Методическая и педагогическая службы в социально-реабилитационном центре осуществляются по следующим направлениям:

  1. Профилактическая работа;
  2. Коррекционная работа;
  3. Консультативная работа.

      Профилактическая  работа включает в себя деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников, создание благоприятных  условий для этого развития. Для  этого проводят: обследование детей, вновь прибывших в детский дом; консультирование педагогов по проблемам саморазвития, самоконтроля, общения; просвещение педагогов по вопросам возрастных особенностей детей; работа с личными делами воспитанников; разработан цикл мероприятий по предупреждению нарко-алкогольной зависимости; также разработаны мероприятия по обучению детей и подростков гигиеническим навыкам.

      Коррекционное направление подразумевает под  собой проведение: • работы   по   определению   индивидуальных   особенностей   психического

развития   воспитанников,   выявление   причин   трудностей   обучения   и

воспитания  отдельных детей;

 

  • коррекционно-развивающие  занятий для детей с ЗПР;
  • индивидуальной работы с «трудными» подростками.

      Консультативное направление включает в себя работу, направленную на оказании помощи педагогическому коллективу в вопросах развития, воспитания и обучения воспитанников, для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку [64].

      С каждым годом увеличивается количество подростков с асоциальным поведением, которые уклоняются от учебы, употребляют спиртные напитки и наркотические вещества. Среди факторов, создающих эти тенденции, следует выделить увеличение числа подростков, оказавшихся без надлежащего родительского контроля. Ощущая свою ненужность обществу, родителям, недоступность многих форм досуга, часть подростков, имея слабую моральную закалку и низкий уровень воспитания, пополняют ряды подростков с улицы, попадают в так называемую «группу риска». Наличие беспризорных детей сдерживает интеллектуальное развитие общества. Эти люди не станут созидателями, они изначально не могут иметь такую цель, т.к. привыкли довольствоваться малым.

     Все это остро ставит вопрос о разработки системы мер по преодолению и  профилактике подобных явлений. С этой целью в 2004 году сотрудники «Социально-реабилитационного центре для несовершеннолетних» округа Муром Владимирской области разработали программу уличной социальной работы «Выбор за тобой». На учете в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» состоит 425 социально неблагополучных семей, в которых проживают 1010 несовершеннолетних детей и подростков [48.С.8].

     В этом центре реализуется не «силовой», а системно-целевой подход к решению  проблемы, основанный на следующих  гуманистических принципах: во-первых соблюдение интересов подростка; во-вторых принцип добровольности.

     Насильно  вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, необходимо его  желание. Значит, приступая к оказанию помощи, социальный работник

 

     

заключает с подростком вербальный контакт, т.е. получает согласие на сотрудничество, в противном случае он ограничивает свою роль наблюдением.

     Опыт  работы с уличными детьми широко используется в Москве и Санкт-Петербурге. Но общественные организации и фонды, которые  занимаются донной проблемой, работают в основном с подростками, утратившими связь с семьей и оказавшимися вовлеченными в уличную среду, т.е. беспризорниками.

      В округе Муром такая категория  подростков практически отсутствует (точнее не имеет массового характера), поэтому основным направлением работы по программе является профилактическое предупреждение.

      Объектом  внимания являются подростки из материально  бедствующих, неблагополучных семей, попавшие в трудные жизненные  условия, замеченные в правонарушениях, иных видах асоциального поведения.

      Стратегическая  цель программы - оказание социально-психолого-педагогической помощи детям и подросткам, укрепление их связей со здоровой социальной средой через создание единого реабилитационного пространства, содействие процессу их социализации.

      Одна  из основных задач при решении  проблемы подростковой безнадзорности, как следствие подростковой конфликтности иагресивности-обеспечение согласованности действий всех организаций, занимающихся этим вопросом, в том числе и общественных. Поэтому программа носит комплексный характер, к ее реализации подключены: комитет по проблемам семьи и молодежи, ОДН УВД, Управление здравоохранения, Комитет территориального самоуправления, в том числе и студенты-волонтеры из учебных заведений по специальности социальная работа.

      Совместно с инспекторами ОДН УВД были разработаны маршруты рейды для работы волонтеров в микрорайонах округа. В ходе рейдов уличные социальные работники решают следующие задачи:

• собирают  данные  о  подростке  с  целью  составления  индивидуальной программы  реабилитации;

 

• информируют    подростков    о    возможностях    социальной   поддержки, 
предлагают различного рода помощь;

• осуществляют посредническую роль между подростком и социальными 
службами;

• оказывают   срочную   помощь   в   экстренных   случаях   (аптечка   первой 
медицинской помощи, набор продуктов питания) [53.С.74].

      Действия  уличных социальных работников не сводятся только к тому, чтобы оказать им первую медико-социальную помощь. Как  показывает опыт, любая акция получения  несовершеннолетними гуманитарной помощи из рук как профессиональных, так и добровольных социальных работников, должна носить экстренный характер, то есть быть кратким промежуточным звеном в цепочке профессиональных действий по их возвращению к нормальной жизни. Важнее — сформировать у подростков положительные качества характера развить у них видение жизненных перспектив, интересов, разбудить творческие способности. В поле зрения сотрудников центра находятся те аспекты девиантного поведения у несовершеннолетних, которые в первую очередь приводят к утрате ими прежних социальных связей, «выталкивают» их на улицу. В данном случае работа строится по следующим направлениям:

  • профилактика употребления алкоголя и наркотиков;
  • приобщение несовершеннолетних «группы риска» к общественно полезному 
    труду, организация временной занятости подростков в каникулярное время;
 
  • организация  развивающего  досуга  несовершеннолетних  «групп  риска», 
    приобщение к занятиям в кружках, клубах, студиях, спортивных секциях.
  • организация летнего отдыха, направление подростков в летние лагеря;
  • профессиональная ориентация несовершеннолетних «групп риска», помощь в 
    получении специальности через центр занятости, помощь в поиске места 
    работы;
  • оказание   социально-экономических   услуг,   организация   и   проведение 
    благотворительных акций, материальная и натуральная помощь, помещение 
    детей в отделения социального приюта.
  •  

     Реализуя  направления программы, важно исключить  появление у несовершеннолетних потребительского отношения, социального  инфантилизма. Поэтому основные усилия направлены на содействие в формировании у подростков мотивации на активную позицию в решении собственной судьбы.

     Осенью 2005 года сотрудниками центра, в рамках этой программы была начата реализация нового проекта социально-ориентирующей  игры «Диалог непохожих». Его участники - дети и подростки от 8 до 16 лет из социально неблагополучных семей [48.С.9].

      Главный принцип проекта состоит в  том, что обеспечить полноценное  развитие детей и подростков «группы  риска» можно лишь с помощью двустороннего  диалога, побуждающего их раскрыть себя и «самоутвердится». В ходе проекта делается все возможное, чтобы уйти от традиционных методов, и в то же время помочь несовершеннолетним действительно преодолеть коммуникативный барьер, чувство отчаяния, эмоционального отчуждения и замкнутости, создать атмосферу доверительности, дружелюбия. Проект ориентирован на преемственность социально полезного опыта в формировании коллективистских отношений.

      Главным итогом работы является создание группы волонтеров из числа «проблемных» несовершеннолетних. Основными результатами этой работы по программе явились:

  1. налажено тесное сотрудничество с ведомствами, занимающимися данной 
    проблемой, социально-реабилитационный центр стал методической базой 
    для специалистов различных учреждений по работе с безнадзорными 
    детьми;
  2. психологом и социальными работниками центра составлены программы 
    индивидуальной реабилитации подростков, в том числе комплекс мер 
    воздействия на их семьи;
  3.  
  4. согласно программе студенты- волонтеры совместно со специалистами 
    центра и инспекторами ОДН УВД раз в неделю проводят рейды в 
    неблагополучные семьи, места молодежных тусовок;
  5. увеличилась активность и заинтересованность родителей из семей «группы 
    риска» в решении своих проблем, они почувствовали поддержку со стороны 
    различных учреждений, стали чаще обращаться к специалистам [53.С.75].

Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков