Белорусско-российская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются этапы белорусско-российской экономической интеграции, начиная с создания Союзного государства до образования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Содержание

Введение 3

1.Понятие, сущность, предпосылки, цели международной экономической интеграции 5

1.1. Содержание, формы и цели международной экономической интеграции 5

1.2. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

2. Союзное государство как форма экономической интеграции Республики Беларусь и России 12

2.1. Исторические и экономические предпосылки формирования союза Беларуси и России………………..……………………………………………12

2.2. История создания, становления и развития Союзного государства

…………………………………………………………………........16

2.3. Организационно-правовые основы белорусско-российской экономической интеграции ………………………... 21

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза Беларуси и России. 32

3.1.Внутренняя и внешняя политика союза россии и Беларуси…….……...32

3.2.Перспективы экономической интеграции России и Беларуси…………………………………………………………………….….36

Заключение 39

Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

курс. работа 2.docx

— 187.83 Кб (Скачать)

Отдельный серьезный  вопрос – «несопряженность» хозяйственных  систем Беларуси и России, обусловливающая, в свою очередь, различные подходы к сотрудничеству субъектов микроуровня двух стран. Если в России реализуется, хотя и с серьезными оговорками, либеральная экономическая модель, основанная на свободной игре рыночных сил при ограничении государственного вмешательства в экономику, то в Беларуси – модель «рыночного социализма», где государство играет в экономике активную регулирующую роль. В России ведущую роль в экономике играют негосударственные формы собственности, на долю которых приходится ныне более 2/3 производимого ВВП и численности занятых, тогда как в Беларуси большую часть экономики контролирует государство: на долю государственных предприятий приходится более половины численности занятых и 3/4 ВВП.

Серьезные различия в правах и компетенции хозяйствующих  субъектов двух стран, уровнях их налогообложения и т.д. нередко  препятствуют их эффективному взаимодействию. Следует отметить, что белорусские  госпредприятия, играющие большую роль в выполнении социально ориентированной политики государства, едва ли заинтересованы во внедрении в республике либеральной рыночной модели, на чем настаивает Россия. «Шоковые» реформы по российскому образцу неизбежно привели бы к быстрому банкротству едва ли не большинства белорусских предприятий и, естественно, неприемлемы для них.

Разнородность экономических систем Беларуси и России заметно тормозит интеграцию, поэтому настоятельной необходимостью является их сближение на согласованных принципах. Здесь, следует действовать осторожно, осмотрительно, не стремясь к форсированию этого сложного и длительного процесса и безоговорочному заимствованию одной из сторон – Беларусью – далеко не бесспорной экономической системы более мощного партнера. Более правомерным представляется движение обеих сторон навстречу друг другу.

В последнее  время здесь намечается пока еще  очень осторожное сближение подходов двух стран. В России повышается роль государства в экономике, усиливается  социальная ориентация экономической  политики (что выражается, в частности, в начале реализации национальных проектов); в Беларуси введен более либеральный  порядок лицензирования предпринимательской  деятельности, намечается приватизация ряда крупных промышленных предприятий (прежде всего в нефтехимической  промышленности) и отмена института  «золотой акции», т.е права государства  вмешиваться в определенных случаях  в управление предприятием любой  формы собственности, ранее находившимся в собственности государства (в  отношении банков «золотая акция» уже  отменена).

У Беларуси и России имеется отработанный более чем за десятилетие союзного строительства механизм согласования экономических интересов на государственном уровне. В самое последнее время достигнут заметный прогресс в урегулировании некоторых сложных проблем белорусско-российского экономического взаимодействия на основе согласования  интересов его участников на различных уровнях. В частности, 23 марта 2007 года было подписано межправительственное соглашение о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, предусматривающее, в частности, отмену существующих ограничений во взаимной торговле. Таким образом, национальным интересам Беларуси и России, требующим устранения барьеров во взаимной торговле, был отдан приоритет над коммерческими интересами производителей отдельных товаров, требующими государственного протекционизма. В ноябре 2011 года подписанием соответствующего договора был урегулирован вопрос о продаже «Газпрому» оставшихся 50 процентов акций белорусской компании «Белтрансгаз», нерешенность которого в течение нескольких лет осложняла экономические отношения Беларуси и России.

 

3.4 Предложения и перспективы   дальнейшего развития белорусско-российской  интеграции

 

Достижение договоренностей по отдельным (хотя и весьма важным) вопросам белорусско-российского экономического взаимодействия отнюдь не исключает противоречий в будущем, поскольку сохраняется их основа – расхождение интересов участников сотрудничества (и шире – хозяйствующих субъектов, на интересы которых это сотрудничество, постоянно наращивающее свои масштабы, так или иначе влияет). Поэтому проблема согласования интересов в процессе белорусско-российской интеграции в обозримом будущем, очевидно, сохранит свою актуальность.

В этой связи  хотелось бы внести ряд предложений  по развитию белорусско-российской интеграции в контексте согласования экономических интересов:

1. Представляется  целесообразным временно «вынести  за скобки» решение вопросов, по которым у Беларуси и России есть принципиальные разногласия (введение единой валюты, принятие Беларусью российской системы хозяйствования), обусловленные значительными различиями интересов двух стран; установить более реальные сроки для решения задач, реализация которых может в краткосрочной перспективе серьезно ущемить интересы участников Союзного государства и их хозяйствующих субъектов, например, унификация Беларусью ставок своего таможенного тарифа с российскими (что уже практически сделано), полное устранение ограничений во взаимной торговле, и сосредоточить усилия на тех сферах экономического взаимодействия, где есть явный обоюдный интерес и где сотрудничество может быстро дать ощутимые результаты (взаимная торговля, производственная кооперация, совместные транспортные проекты, научно-техническое сотрудничество, взаимодействие на региональном уровне и др.).

2. Необходимо  избегать навязывания какой-либо  из сторон своих условий государству-партнеру  «с позиции силы». Такая политика, как показывает опыт белорусско-российских отношений, контрпродуктивна. Важно постоянно искать компромиссы по спорным вопросам, используя существующие механизмы согласования интересов, и находить по ним взаимовыгодные решения. Поиск компромиссов будет нелегким и достаточно продолжительным. Но иного пути обеспечения стабильности интеграционного союза двух стран нет. Необходимо исходить из того, что непрерывность интеграционного процесса более важна, чем его скорость.

3. Согласование  интересов участников белорусско-российского взаимодействия должно, очевидно, исходить, во-первых, из необходимости учета интересов всех субъектов хозяйствования без исключения, а во-вторых, из приоритетности долгосрочных национально-государственных интересов Беларуси и России над текущими.

4. Особое  значение в нынешних условиях  приобретает повышение заинтересованности  субъектов микроуровня Беларуси и России в интеграционном сотрудничестве. Нужно поддерживать интерес предприятий двух стран к сотрудничеству, используя принцип еще советских времен: «сделать то, что выгодно для государства, выгодным для предприятия», стимулировать взаимодействие субъектов микроуровня в приоритетных для государства сферах с помощью налоговых, кредитных и иных рычагов.

Важно также  стимулировать создание совместных белорусско-российских хозяйственных структур – межгосударственных финансово-промышленных групп (ФПГ), хозяйственных объединений, совместных предприятий. Объединяя предприятия двух стран, тесно связанные, «состыкованные» друг с другом, транснациональные структуры закрепляют эти связи отношениями собственности, создавая, таким образом, единый интернациональный интерес. Данное обстоятельство имеет для белорусско-российской интеграции особое значение, с учетом того, что решения, принимавшиеся на межгосударственном уровне, нередко оставались на бумаге именно потому, что не соответствовали интересам конкретных предприятий, призванных их выполнять.

Следует отметить, что, несмотря на существующие вопросы  в белорусско-российской интеграции, точек соприкосновения  в нашем  диалоге несоизмеримо больше. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.

Новым импульсом  в развитии Союзного государства  стало очередное заседание Высшего  Государственного Совета (ВГС), которое  состоялось в Москве 25 ноября 2011 года.  По итогам подписан весомый пакет двусторонних документов: два межправительственных соглашения и три коммерческих контракта в энергетической сфере, которые регулируют условия дальнейших поставок российского газа в Беларусь и транзита по территории Беларуси, а также приобретения ОАО «Газпром» второй половины акций ОАО «Белтрансгаз».

В 2012 году в Беларусь будут поставлены около 21,5 миллионов тонн нефти и 20 миллиардов кубометров газа по цене 165,6 доллара за тысячу кубометров (текущая  цена 268 долларов), а с 2013 года его  цена газа будет привязана к внутрироссийской. В итоге, за один 2012 год скидка в цене обойдется «Газпрому» в 2,7 миллиарда долларов США. Кроме того, российской стороне проданы оставшиеся 50 процентов акций «Белтрансгаза»  за 2,5 миллиарда долларов. 

        Другим важным направлением сотрудничества между двумя странами является взаимодействие в атомной энергетике. Большие перспективы здесь связываются с совместным проектом по сооружению в Беларуси АЭС, призванным вывести белорусско-российское сотрудничество на новый уровень. В октябре 2011 года сторонами было заключено контрактное соглашение, определяющее основные положения генерального контракта, который, наряду с другими важными документами, направленными на реализацию проекта, на сегодняшний день уже подписан. Беларусь получит   90 процентов (10 млрд. долл. США) кредитных средств от общей стоимости строительства АЭС. Белорусская АЭС предполагает строительство двух энергоблоков с вводом первого в 2017 году и второго – в 2018 году суммарной мощностью 2,4 тысячи МВт. Станция будет сооружаться по проекту санкт-петербургского института «Атомэнергопроект».

Таким образом, Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер.

Нельзя не отметить, что к формату «двойки» присоединился Казахстан. Заработал  Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. С 1 января 2012 года эти страны будут жить в едином экономическом  пространстве, а в перспективе  – Евразийском союзе.  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стратегическое  партнерство, развитие союзнических отношений  Республики Беларусь с Российской Федерацией обусловлены географической и культурно-исторической близостью наших стран и народов, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями белорусских и российских кампаний. За годы строительства Союзного государства стороны далеко продвинулись на пути интеграции во всех сферах жизни и успехи здесь очевидны.

Сегодня Беларусь и Россия эффективно координируют свои действия на международной арене. Удачной формой сотрудничества является Программа согласованных действий в области внешней политики, которая принимается каждые два года.

Значимые  результаты достигнуты в сфере обороны  и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Подписан ряд двусторонних документов в области военного и военно-технического сотрудничества.

Создана и функционирует региональная группировка  войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран. Проводятся совместные учения. Отрабатывается комплекс вопросов по оперативной и  боевой подготовке войск.

Совершенствуется  правоохранительная деятельность. В  Беларуси и России формируется единая нормативная база в области борьбы с преступностью. На территориях  наших государств проводятся согласованные  мероприятия по предупреждению, выявлению  и пресечению противоправных действий со стороны организованных преступных группировок, актов терроризма, торговли людьми. Совместными усилиями на западной границе Союзного государства создан надежный барьер наркотрафику и нелегальной  миграции.

В перечне  важных задач сохраняются вопросы  обеспечения равных прав граждан  двух стран, создания единой системы  социальных гарантий, сближения и  постепенной унификации внутреннего  законодательства в социально-трудовой сфере.

Сегодня граждане Беларуси и России имеют  практически одинаковые возможности  для трудоустройства, выбора места  жительства, получения образования, медицинской помощи и социального  обеспечения.

При пересечении  белорусско-российской границы белорусам  и россиянам не требуется прохождения  пограничного контроля, таможенного  досмотра, получения и заполнения миграционной карты.

Активно развивается двустороннее сотрудничество в области культуры. Одним из наиболее крупных и известных совместных проектов является фестиваль «Славянский  базар», ежегодно организуемый и проводимый в г.Витебске. Регулярно на взаимной основе проводятся международные фестивали  искусств, художественные выставки, кино- и театральные фестивали. 2009 год  был объявлен Годом культуры России в Беларуси, 2010 год – Годом  культуры Беларуси в России.

Заметным  является межвузовское взаимодействие. Специалисты научных и учебных  заведений, учреждений культуры участвуют  в семинарах, научно-практических конференциях, проводимых как в Беларуси, так  и в России.

Совместные  программы, охватывающие научную и  научно-техническую сферы, промышленность, строительство, инновации и новые  технологии, космос, ИТ-технологии продолжают оставаться эффективным механизмом углубления интеграции, стимулируя расширение кооперационных связей между белорусскими и российскими субъектами хозяйствования.

Практическая  реализация подобных проектов способствует выпуску конкурентоспособной продукции, загрузке производственных мощностей, созданию дополнительных рабочих мест, повышению экспортных возможностей предприятий двух стран.

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция