Белорусско-российская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются этапы белорусско-российской экономической интеграции, начиная с создания Союзного государства до образования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Содержание

Введение 3

1.Понятие, сущность, предпосылки, цели международной экономической интеграции 5

1.1. Содержание, формы и цели международной экономической интеграции 5

1.2. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

2. Союзное государство как форма экономической интеграции Республики Беларусь и России 12

2.1. Исторические и экономические предпосылки формирования союза Беларуси и России………………..……………………………………………12

2.2. История создания, становления и развития Союзного государства

…………………………………………………………………........16

2.3. Организационно-правовые основы белорусско-российской экономической интеграции ………………………... 21

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза Беларуси и России. 32

3.1.Внутренняя и внешняя политика союза россии и Беларуси…….……...32

3.2.Перспективы экономической интеграции России и Беларуси…………………………………………………………………….….36

Заключение 39

Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

курс. работа 2.docx

— 187.83 Кб (Скачать)

Наиболее  зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно  развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском  регионах. А в Латинской Америке  и, особенно, в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество.

Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы – евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции (к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания). Нет единства среди стран Евросоюза и по вопросу оказания финансовой помощи Греции, переживающей в настоящее время глубочайший экономический кризис.

К тому же функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров.

 

 

 

1.2. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный  комплекс, где отдельные части  были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда  отнюдь не всегда было оправданным  с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после  распада Советского Союза был  очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах – членах СНГ в 1992-1995 гг. связывалось с последствиями от разрушения этих связей).

Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских  республик. На первом этапе они проявлялись  в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и  в первую очередь в областях, где  прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и  т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996-1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.

Россия – естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

Интеграционные  тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными  факторами:

- разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

- длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

- технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако  интеграционные процессы наталкивались  на противоположные тенденции, определявшиеся, прежде всего, стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран – членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к  интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том  случае, если эти страны не будут  «торопиться» с интеграцией. Нежелание  в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь  часто встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации[5, c.73].

Различия  в характере системных реформ временами создавали трудности  в налаживании взаимных связей, например, в функционировании платежного механизма  и банковской системы. Интеграционные меры нередко требовали средств  и целеустремленности. Часто и  то, и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах – членах СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит обратимой валюты, повсеместным явлением.

Готовность  бывших советских республик к  интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько  политическими и даже этническими  факторами. С самого начала прибалтийские  страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью  упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в  поддержании и развитии экономических  связей со странами – членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное – со стороны Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана.

 Поэтому  многие из них рассматривали  СНГ прежде всего как механизм  «цивилизованного развода», стремясь  осуществить его и укрепить  собственную государственность  таким образом, чтобы неизбежные  потери от нарушения сложившихся  связей были минимальными. Задача  реального сближения стран – членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых  Государств (СНГ) было принято руководителями России, Беларуси и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 года.В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ – открытая организация для присоединения других стран.В последствии на постсоветском пространстве появились другие интеграционные формирования: ЕврАзЭС, ОДКБ, ГУУАМ, Союз Беларуси и России, Союзное государство, Таможенный союз.

2. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО  КАК  ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИИ

 

2.1.Исторические и экономические  предпосылки формирования Союза Беларуси и России

 

История учит: государства легко распадаются, но очень трудно восстанавливаются. XX век дал этому много примеров: распались Югославия, Чехословакия, Советский Союз. Обратных примеров, примеров собирания, практически нет. С другой стороны XX век – это век интеграции. Самым ярким примером является Европейский союз. Этот пример интересен, прежде всего, тем, что, помимо чисто экономической интеграции, удалось создать элементы интеграции политической. У Европы есть свое правительство–Европейская Комиссия, распоряжающаяся многомиллиардным бюджетом, Европарламент, имеющий право принимать общеобязательные для стран Европейского союза законы, есть Европейский суд с довольно широкой компетенцией. Что касается интеграции экономической, то введение евро – единой европейской валюты – самый яркий результат, признак ее глубины.

Советский Союз распался быстро. Надежды на СНГ  как на замену СССР не оправдались. Содружество не заменило Союз. Государства, входящие в него, последние годы ведут самостоятельную, часто несогласованную  друг с другом и с Россией политику, углубляется процесс дезинтеграции  их экономик. Грузия заявляет о своем  намерении войти в НАТО, Украина  балансирует между Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом и Россией. Существуют попытки найти модели безопасности без России в рамках СНГ.

Парадокс  ситуации, предшествовавшей образованию  Союза, состоял в том, что именно президенты Беларуси и России оказались в своем стремлении к интеграции единомышленниками, хотя первоначально были на противоположных позициях.

Главы Беларуси и Россиипонимали, что объединение – долгий процесс. Годы уходят на интеграцию законодательств, создание единого бюджета и единой валюты. Перед ними стоял пример европейской интеграции. Европа создавала и вводила единую валюту около 10 лет. Страны доводили свои бюджеты до определенного уровня дефицита, экономики до определенного уровня инфляции, чтобы можно было объединяться на равных условиях. Также на долгие годы может затянуться построение политической, законодательной и экономической систем Союза. И только после этого можно будет перейти к более глубокой интеграции – сокращению полномочий органов власти Беларуси и России, постепенной передаче их союзному Президенту, Правительству и Парламенту.

Но чтобы  этот процесс начался, надо было сделать  первый шаг. Договор должен был стать  стартом трудного марафона. И если участники окажутся профессионалами, готовыми пройти долгий путь с минимальными ошибками и потерями, результат удовлетворит всех – и тех, кто критиковал Союз, и тех, кто принимал его безоговорочно, а главное – простых граждан Беларуси и России.[7,с.8-9]

Участие в  процессах региональной интеграции является одним из ключевых способов самоидентификации страны в современном  мире. Выбор направления интеграции означает не только определение четкой геополитической стратегии, но и  экономической модели развития.

В современных  условиях безопасность каждой страны напрямую зависит от ее интегрированности  в систему мирового хозяйства. Нарастание взаимозависимости государств во всех сферах общественной жизни способствует тому, что как внешнеэкономические  факторы, так и внутрихозяйственные  аспекты играют значительную роль.

С каждым годом  в мире набирают обороты глобальные интеграционные процессы. Способность  страны участвовать в них, несомненно, становится не только ключевым показателем  эффективности ее внешнеэкономической  деятельности, но и определяющим внешним  фактором обеспечения национальной экономической безопасности. Россия и другие постсоветские страны пока не всегда в состоянии эффективно защитить свои интересы при подключении  к мировым интеграционным процессам, прежде всего из-за внутренней экономической  слабости и разрозненности между  собой. Их стратегическим ориентиром должна служить интеграция в мирохозяйственные  отношения таким образом, чтобы  занять экономически выгодное положение  в глобальной экономической системе. [8]

Проблемы  в белорусской и российских экономиках, начавшиеся до образования Союза, продолжались и принимали драматические формы. Президент Беларуси отмечал в то время, что экономика республики находится в «свободном падении».

Глубокая  экономическая депрессия, отбросившая  Беларусь на 116 место по уровню платежеспособности – дальше Казахстана, Украины и Узбекистана, – имели объективные и субъективные причины. Объективные заключались, прежде всего, в полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с некоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которые Беларусь была не в состоянии оплачивать.

Кроме того, Республика Беларусь имела специализацию «советского сборочного цеха» и в высшей степени была включена в систему разделения труда между республиками СССР. Как следствие, после установления таможенных границ между странами СНГ белорусский экспорт в Россию резко сократился с более чем 80 процентов 1991 года до 53 процентов 1996 года, и заключенный позднее таможенный союз с Россией скорее способствовал экспорту из России в Беларусь, чем наоборот. Таким образом, Беларусь до конца 1996 года имела дефицит внешнеторгового баланса в 1.4 млрд. долл. США, из них только в торговле с Россией – 624 млн. долл. США. В то же время из-за низкой конкурентоспособности белорусской продукции возможна была лишь ограниченная переориентировка на западные рынки.

В результате этих, а также иных неблагоприятных  факторов можно проследить непрерывное  ухудшение экономических показателей  Беларуси до создания Союза.

Еще один впечатляющий пример распада экономик двух стран – взаимные задолженности предприятий, которые к концу 1995 года достигли 57 процентов ВВП. [9]

Исходя из приведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Беларуси. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в виде стратегического выхода к западным границам и доступа на белорусский интеллектуальный рынок труда.

Понимая значимость экономических реформ для создания благополучного будущего своих народов, Беларусь и Россия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой – рыночнойоснове, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере. [10,с.261]

 

2.2. История создания,  становления и развития Союзного государства 

В середине 90-х годов Беларусь и  Россия одними из первых государств–участников  СНГ осознали необходимость тесной двусторонней интеграции. 6 января 1995 года они заключили Соглашение о Таможенном Союзе. 21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 26 мая 1995 года у белорусской деревни  Речка был убран символический  пограничный знак, что ознаменовало ликвидацию границы между двумя  странами. Точкой отсчета нового этапа  единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года, когда  президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция