Белорусско-российская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются этапы белорусско-российской экономической интеграции, начиная с создания Союзного государства до образования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Содержание

Введение 3

1.Понятие, сущность, предпосылки, цели международной экономической интеграции 5

1.1. Содержание, формы и цели международной экономической интеграции 5

1.2. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

2. Союзное государство как форма экономической интеграции Республики Беларусь и России 12

2.1. Исторические и экономические предпосылки формирования союза Беларуси и России………………..……………………………………………12

2.2. История создания, становления и развития Союзного государства

…………………………………………………………………........16

2.3. Организационно-правовые основы белорусско-российской экономической интеграции ………………………... 21

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза Беларуси и России. 32

3.1.Внутренняя и внешняя политика союза россии и Беларуси…….……...32

3.2.Перспективы экономической интеграции России и Беларуси…………………………………………………………………….….36

Заключение 39

Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

курс. работа 2.docx

— 187.83 Кб (Скачать)

В соответствии с Договором об образовании  Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 года было решено создать политически  и экономически интегрированное  сообщество в целях объединения  материального и интеллектуального  потенциалов двух государств. 2 апреля 1997 года в г.Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о  Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза  Беларуси и России. В 1997-1998 годах происходило формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществлялись разработка и реализация первых союзных программ. 25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. 8 декабря 1999 года в г.Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. 26 января 2000 года после ратификации Договора парламентами двух стран он вступил в силу.

В настоящее время сформирована и действует система органов  Союзного государства. В соответствии с Договором о создании Союзного государства с 2000 года функционируют  Высший Государственный Совет(Председатель Высшего Государственного Совета – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко), Совет Министров(Председатель Совета Министров – Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин), а также Постоянный Комитет Союзного государства(Руководитель – Государственный секретарь Союзного государства Рапота).

С 2000 года состоялось 15 заседаний Высшего Государственного Совета Союзного государства, рассмотрено более 150 вопросов, принято около 120 постановлений, директив и  декретов, в которых даны соответствующие поручения органам Союзного государства, правительствам, министерствам и ведомствам Беларуси и России по развитию интеграционного процесса между нашими странами.

Широкий круг интеграционных проблем  рассматривается и решается союзным  Правительством. За прошедший период состоялось 36 заседаний Совета Министров Союзного государства, на которых рассмотрено около 650 вопросов по различным направлениям союзного строительства. Принято более 380 решений в виде постановлений, директив и резолюций. Абсолютное большинство принятых высшими органами Союзного государства решений выполнено.

Образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. Эти органы состоят из представителей соответствующих республиканских и федеральных органов Беларуси и России и периодически собираются на свои заседания, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующих сферах.

По другим направлениям работа ведется  через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России. Ряд министерств и ведомств государств-участников взаимодействуют путем проведения заседаний соответствующих комитетов, комиссий, советов, рабочих групп.

Как показывает практика, министерства и ведомства государств-участников на совместных (объединенных) коллегиях  успешно решают вопросы по выполнению положений Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Это  дает возможность оперативно согласовывать  вопросы, которые вносятся на заседания  союзного правительства.

Эффективно работают объединенные коллегии отраслевых органов Союзного государства: Пограничного Комитета, Таможенного  Комитета, Комитета по гидрометеорологии  и мониторингу загрязнения природной  среды. На регулярной основе проводятся заседания совместных белорусско-российских коллегий министерств и ведомств: внутренних дел, КГБ и ФСБ, обороны, юстиции, иностранных дел, МЧС и  ряда других.

Функции Парламента Союзного государства  сегодня выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России(Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России – Председатель Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлов; Ответственный Секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России С.Г. Стрельченко).

Парламентское Собрание образовано в  соответствии с подписанным 2 апреля 1996 года Договором об образовании  Сообщества России и Белоруссии и  Соглашением о Парламентском  Собрании Сообщества России и Белоруссии от 29 апреля 1996 года. В соответствии со статьей 70 Договора о создании Союзного государства до выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства  функции Парламента Союзного государства  выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание состоит из депутаций, формируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием  Российской Федерации: по 36 представителей от каждого государства-участника  Союзного государства.

Парламентское Собрание для осуществления  своих полномочий образует из числа  своих депутатов комиссии, временные  комиссии и рабочие группы, взаимодействующие  с соответствующими комитетами и  комиссиями палат парламентов государств-участников по вопросам своего ведения, и определяет основные направления их деятельности. Комиссии, временные комиссии и рабочие  группы формируются на основе принципа равного представительства сторон. Каждый депутат Парламентского Собрания имеет право состоять в одной  комиссии. Члены комиссий имеют равные права.

В настоящее время в Парламентском  Собрании действуют восемь комиссий: по законодательству и Регламенту; по экономической политике; по бюджету  и финансам; по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам; по вопросам внешней политики; по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий; по информационной политике.

Союзные парламентарии активно  используют парламентские формы  деятельности. Белорусские и российские депутаты встречаются и обмениваются мнениями во время парламентских  слушаний, научно-практических конференций, «круглых столов». Упрочилась практика организации и ежеквартального  проведения заседаний постоянно  действующего семинара при Парламентском  Собрании по вопросам строительства  Союзного государства. Участники семинара обсуждают актуальные проблемы российско-белорусской  интеграции не только в столицах наших  государств, но и в других городах  и регионах Беларуси и России. Благодаря  подобной практике идеи союзного строительства  находят понимание и поддержку  на региональном уровне, вовлекают  местную общественность в процесс  интеграции.

Контроль целевого расходования союзных  средств обеспечивают Счетная палата Российской Федерации и Комитет  государственного контроля Республики Беларусь.

Проведена большая работа по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. В настоящее время многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Правовые нормы Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере.

Важную роль в становлении Союзного государства играет бюджет Союзного государства, который является эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России.

Бюджет Союзного государства имеет  устойчивую тенденцию к ежегодному  росту. Впервые общий бюджет Союза Беларуси и России был сформирован в 1998 году за счет отчислений средств из национальных бюджетов государств-участников в пропорции: Россия – 65 процентов, Беларусь – 35 процентов в общем объеме 585 млн. российских рублей.В 2011 году доходная часть бюджета Союзного государства составила почти 4,9 млрд. российских рублей, т.е. его номинальный объем увеличился более чем в 8 раз.

В 2012 году в бюджет Союзного государства также будет направлено около 4.9 млрд. российских рублей. В частности, предусмотрены такие направления бюджетных расходов как: фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь, информатика; военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства; социальная политика, здравоохранение и физическая культура, экология, ликвидация чрезвычайных ситуаций, образование, культура, СМИ.

2.3. Организационно-правовая основа  белорусско-российской экономической  интеграции

Приоритетным направлением Союзного строительства является формирование единого экономического пространства. Особую актуальность это направление приобрело в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

За прошедшие 15 лет многое сделано по выработке согласованной экономической политики и созданию единого экономического пространства Союзного государства. Вошла в практику ежегодная разработка и реализация прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, прогнозных балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции, а также балансов топливно-энергетических ресурсов Союзного государства.

Достаточно полно сформирована российско-белорусская нормативно- правовая база в экономической сфере: в 1992 году между Республикой Беларусь и Российской Федерациейзаключено  Соглашение о свободной торговле, в1995 году правительствами двух государств подписан Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь иСоглашение о Таможенном Союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. 29 января 2001 года подписано межправительственное Соглашение о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве. Подписаны также некоторые другие, сопутствующие этим основополагающим соглашениям, документы, регламентирующие интеграцию двух государств в экономической сфере.

Таможенным Комитетом Союзного государства, начиная с момента  его создания, также проводится работа по унификации таможенного законодательства Беларуси и России, а в условиях отсутствия таможенного контроля на белорусско-российской границе в  отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь, обеспечения таможенного  контроля в отношении товаров, происходящих из третьих стран.

Кроме того, Таможенным Комитетом  Союзного государства в период 1997-2007 годов проведена большая работа по обустройству таможенной инфраструктуры на белорусском участке внешней границы Союзного государства, имея ввиду, что действующие автопереходы должны во всех отношениях соответствовать международному уровню со стороны Евросоюза.

Начиная с 2003 года под патронажем Таможенного  комитета Союзного государства осуществляется поэтапное создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного  Комитета Союзного государства (ЕАИС ТК СГ) в рамках реализации двух союзных  программ.

В настоящее время завершается  работа по переносу всех видов контроля на внешнюю границу Союзного государства. Стороны реализуют План мероприятий  по упрощению перемещения товаров  и транспортных средств на территории Союзного государства, утвержденный постановлением Совета Министров Союзного государства  от 27 февраля 2009 года  № 3 Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства.

Планом определены мероприятия  по переносу таможенного и транспортного  контроля с белорусско-российской границы  на внешнюю границу Союзного государства, формированию общего рынка автомобильных  транспортных услуг Союзного государства, переносу ветеринарного и фитосанитарного  контроля на внешнюю границу Союзного государства.

На сегодняшний день мероприятия  Плана в части компетенции  таможенных служб Беларуси и России, предусматривающие упрощение перемещения транзитных товаров, унификацию требований к документам и сведениям, используемым при перевозке товаров, взаимное признание мер обеспечения, средств таможенной идентификации и таможенных перевозчиков, а также ряд других, выполнены полностью.

24 февраля 2010 года в г. Москве  подписано Соглашениемежду Правительством  Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о временном ввозе и вывозе транспортных средств, которое направлено на  упрощение таможенного оформления и таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь и таможенными органами Российской Федерации транспортных средств, временно ввозимых на таможенные территории  Беларуси и  России.

С 25 февраля 2010 года для граждан Республики Беларусь отменена необходимость оформления удостоверения временного ввоза транспортного средства (УВТС) и белорусские водители получили право беспрепятственного въезда на территорию Российской Федерации.

Новым форматом интеграции между нашими странами стало решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, который начал функционировать уже в 2011 году. Это стало возможным благодаря той большой работе, которая была проведена в рамках строительства Союзного государства.

Следует отметить большое значение для выхода на более высокий уровень  экономической интеграции решений, принятых на состоявшихся в 2009 году заседаниях Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция