Белорусско-российская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются этапы белорусско-российской экономической интеграции, начиная с создания Союзного государства до образования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Содержание

Введение 3

1.Понятие, сущность, предпосылки, цели международной экономической интеграции 5

1.1. Содержание, формы и цели международной экономической интеграции 5

1.2. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

2. Союзное государство как форма экономической интеграции Республики Беларусь и России 12

2.1. Исторические и экономические предпосылки формирования союза Беларуси и России………………..……………………………………………12

2.2. История создания, становления и развития Союзного государства

…………………………………………………………………........16

2.3. Организационно-правовые основы белорусско-российской экономической интеграции ………………………... 21

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза Беларуси и России. 32

3.1.Внутренняя и внешняя политика союза россии и Беларуси…….……...32

3.2.Перспективы экономической интеграции России и Беларуси…………………………………………………………………….….36

Заключение 39

Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

курс. работа 2.docx

— 187.83 Кб (Скачать)

Так, Высшим Государственным Советом  на заседании 3 февраля 2009 года одобрен  План совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, подписанный главами правительств Беларуси и России 30 января 2009 года в ходе заседания Совета Министров Союзного государства.

Это комплексный документ, который  продолжает действовать и сегодня. Он предусматривает мероприятия:

в области применения российского  рубля во взаимных расчетах по внешнеэкономическим  сделкам;

по развитию взаимной торговли и  взаимодействия субъектов хозяйствования реального сектора экономики, включая  координацию действий по реализации антикризисных мер, содействие развитию производственной кооперации, созданию совместных объединений, корпораций и  холдингов, обеспечение национального  режима доступа товаров на внутренние рынки государств Сторон, а также  равного доступа хозяйствующих  субъектов Беларуси и России к  участию в государственных закупках и к банковскому кредитованию;

в области развития банковского  сектора, проведения курсовой и денежно-кредитной  политики, в том числе проведение унификации нормативных правовых актов  в сфере валютного регулирования  и валютного контроля, согласованных  действий по регулированию инфляции;

по улучшению параметров платежного баланса;

в области совершенствования условий  ведения предпринимательской деятельности;

по совершенствованию условий  взаимной торговли и таможенно-тарифного  регулирования, включая активизацию  работы по завершению формирования Таможенного  союза; перенос всех контрольных  функций, осуществляемых на белорусско-российской границе, на внешнюю границу Союзного государства; разработку соглашения о  порядке торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и  нефтепродуктов; реализацию Плана мероприятий  по формированию и функционированию объединенной транспортной системы  Союзного государства; разработку концепции  единой аграрной политики Союзного государства; выравнивание условий в сфере  производства и торговли лекарственными средствами и ряд других.

Также высшими союзными органами намечены направления и даны соответствующие  поручения по активизации взаимодействия в финансово-кредитной сфере, по расширению сотрудничества в топливно-энергетической сфере и подготовке соответствующей  программы на долгосрочную перспективу, по развитию сотрудничества в области  обороны и военно-технического сотрудничества.

Безусловное выполнение всех намеченных мер является залогом не только успешного  преодоления нашими государствами  негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, но и выхода на качественно  новый, более высокий уровень  экономической интеграции в самое  ближайшее время.

В настоящее время существенно  сближены количественные параметры  денежно-кредитной политики Беларуси и России, такие как темпы инфляции и девальвации национальных валют, процентные ставки.  В значительной степени унифицированы принципы монетарного и валютного регулирования, банковского надзора, бухгалтерского учета в банковских системах двух государств.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

3.1. Оценка состояния экономического развития Союзного государства в докризисном 2008 году. 

В последние докризисные годы торгово-экономические  отношения Беларуси и России развивались  высокими темпами.Результаты работы по сближению двух государств отражаются в показателях объемов взаимной торговли. По итогам 1999 года, с которого Беларусь и Россия начинали строительство  Союзного государства, взаимный товарооборот составлял немногим более 5 млрд. долларов США.По итогам 2008 года (самый показательный  год) он превысил  34 млрд. долларов США. Таким образом, товарооборот взаимной торговли между нашими странами за период с начала создания Союза Беларуси и России вырос в 2008 году почти  в  7 раз. Причем, следует отметить, что темпы роста основных макроэкономических показателей Беларуси в 2008 году опережают российские (рис.1). Так, в Беларуси рост валового внутреннего продукта составил 110,7 процентов,  в России – 107,7; рост промышленного производства в Беларуси – 112,8 процента, в России – 105,3; рост производства сельскохозяйственной продукции – 108,1 процента и 105,6 соответственно; рост инвестиций в основной капитал – 123 процента и 113,4; розничного товарооборота –122,9 процента и 115,2 процента соответственно[14].

Рис.1. Основные показатели развития экономик Беларуси и России  2008 года, в % к 2007 году

 

При этом динамика экономического роста стран Союзного государства имела разнонаправленные  тенденции. Если в России происходило  замедление темпов роста основных макроэкономических показателей, за исключением продукции  сельского хозяйства, то в Беларуси, наоборот, наблюдается их рост (рис. 2.). 

Рис. 2. Динамика основных макроэкономических показателей России и Беларуси в 2007-2008гг.

 

 В  итоге сложившаяся в 2008 году  благоприятная внешнеторговая конъюнктураоказала положительное влияние на экономический рост стран Союзного государства. Экспорт товаров Беларуси увеличился на 56,1 процента, России – на 53,2 процента по сравнению с 2007 годом.

К сожалению, в 2009 году вследствие негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса и снижения внутреннего спроса в обоих государствах объем взаимной торговли сократился до 24,4 млрд. долларов США.

3.2. Социально-экономическое развитие Союзного государства в 2009-2011 гг.

 

Сценарии  социально-экономического развития Союзного государства на 2009-2011 гг. были разработаны на основе инновационнго варианта развития обоих государств. Вместе с тем в нем учтены прогнозные оценки мировых цен на нефть – умеренное снижение средней цены на нефть «Urals» с 112 долл. США за баррель в 2008 году до 88 долл. США в 2011 году.

Изменение цен на топливно-энергетические ресурсы  оказывает неодинаковое влияние на динамику развития экономик Союзного государства. В 2009-2011 гг.  «условия торговли» для российской экономики стали ухудшаться вслед за снижением цены на нефть. Это снизило значение положительного сальдо торгового баланса.

Для белорусской  экономики умеренное снижение роста  цен на нефть (а, соответственно, и  замедление увеличения цен на газ) имело бы своим следствием благоприятные изменения «условий торговли», выступило одним из основных факторов, обеспечивающих превышение темпов роста экспорта над импортом.

При разработке госбюджета и прогноза на 2009-2011 гг. в Беларуси исходили из возможности увеличения цен на газ до  
160 долл. США за 1 тыс.м. куб., что является основной предпосылкой достижения важнейших параметров социально-экономического развития страны. С другой стороны, сближение (или хотя бы сохранение сложившихся расхождений) цен на энергоресурсы для субъектов хозяйствования двух стран обеспечивало бы возможность для белорусских потребителей (по отношению к российским) поэтапного выхода к 2011 году на равнодоходность поставки российского газа на внутренний и внешние рынки с учетом стоимости других видов энергоресурсов. В конечном счете создавались бы условия для укрепления кооперационных связей (особенно при производстве машиностроительной продукции) между промышленными предприятиями двух стран, а также для наращивания взаимовыгодного товарооборота. Все это способствовало бы сближению важнейших показателей социально-экономического развития двух стран (в части производства ВВП на душу населения, доходов и заработной платы, соотношения обменных курсов белорусского и российского рубля, инфляции, процентных ставок, рентабельности и т.д.) и, соответственно, углублению интеграции национальных экономик.

К сожалению, в обозначенный период российская сторона  пошла по пути существенного увеличения цен на энергоресурсы и, прежде всего, на газ (до 240 долл. США за 1 тыс. м. куб.), что привело к дальнейшему перераспределению выгод от взаимной торговли в пользу Российской Федерации. Данная ситуация стала сдерживать темпы экономического роста в Республике Беларусь и негативно сказалась на отдельных параметрах (сальдо внешнеторгового баланса, рентабельности, инфляции), а также способствовала усилению отклонения (вместо сближения) отдельных показателей по отношению к российским. Все это привело в итоге к торможению интеграционных связей, сокращению взаимовыгодного товарооборота. К примеру, в 2009 году объем взаимной торговлисократился до 24,4 млрд. долларов США.

 Вместе  с тем в сценарии социально-экономического  развития Союзного государства  на 2009-2011гг. предусматривалось тесное  взаимодействие и координация  усилий двух стран в части  определения приоритетов во внутренней  экономической политике.

 Так,  перед Беларусью и Россией  ставилась задача, направленная  на  дальнейшее повышение реальных денежных доходов и заработной платы. В результате  реальные денежные доходы населения в Республике Беларусь выросли на 15 процентов, реальная заработная платы – на 17 процентов, в Российской Федерации соответственно на 10,5 процента и 13,8 процента. При этом в обоих государствах продолжает проводиться однонаправленная политика, ориентированная на  сокращение необоснованной межотраслевой и межрегиональной дифференциации оплаты труда, сближения уровня заработной платы в отдельных отраслях и бюджетной сфере.

Совершенствование налоговой системы в странах  Союзного государства направлено преимущественно  на развитие технологического обновления. В то же время налоговая политика Республики Беларусь ориентирована  на снижение давления на экономику  за счет отмены ряда платежей, в Российской Федерации налоговая политика предусматривает  изменения структуры налоговых  отчислений.

Основными приоритетами в области бюджетной  политики Республики Беларусь в обозначенный период оставались и остаются улучшение качественного уровня жизни населения, социальное и экономическое развитие страны при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, для чего продолжается их концентрация на выполнении важнейших государственных программ.

В 2009-2011гг. в России осуществлялось увеличение бюджетного финансирования секторов НИОКР, образования и здравоохранения, а также  инновационных технологий.

Ценовая политика в обоих государствах направлена на сокращение инфляции: в 2009 году в Республике Беларусь до 9-11 процентов, в Российской Федерации – до 7-8,5 процента, с последующим сокращением к 2011 году до 5-7 процентов. При этом методы ценовой политики государств различаются. В Республике Беларусь преимущественно используются методы административного регулирования с последующим сокращением сферы ценового регулирования. Это обстоятельство, в итоге, стало одной из причин того, что инфляция в Беларуси в течение 2011 года составила практически 100 процентов.

Регулирование инфляции в Российской Федерации  осуществляется преимущественно методами косвенного регулирования, исключение составляют цены на продукцию естественных монополий, которые устанавливаются  в соответствии с решением Правительства  Российской Федерации.

В 2009-2011гг. в обоих государствах продолжалась реализация мероприятий по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства.

В 2009-2011гг. структурные сдвиги в экономиках Союзного государства  определялись повышением доли услуг при некотором понижении доли промышленного производства в ВВП.

В белорусской  экономике в 2009-2011гг. обеспечивалось повышение конкурентоспособности промышленности и расширение производства промышленной продукции на основе приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных отраслей машиностроительного и химического комплексов, имеющих относительно низкую материало- и энергоемкость, а также отраслей, работающих преимущественно на местных сырьевых ресурсах (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая, промышленность строительных материалов), на основе модернизации производства, стимулирования инвестиционно-инновационных процессов и внедрения в производство современных технологий с учетом энерго- и ресурсосбережения, основанных на этих разработках технологий, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, активизации маркетинговой деятельности и кооперационных связей, финансового оздоровления и перепрофилирования неэффективных производств, диверсификации ресурсного обеспечения, принятия мер по адаптации промышленности к требованиям и последствиям вступления в ВТО. Рост промышленного производства ежегодно составил 10-12 процентов при соответствующем сокращении доли промышленности в ВВП до 24,2 процента.

Темп  прироста промышленного производства Российской Федерации в 2009-2011гг. с  учетом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификацию экономики, закрепился на 5,2-6 процентов. Произошли интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов. Динамично развиваются сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос: производство пищевых продуктов; текстильное и швейное производство. Наиболее высокими темпами развиваются производство электрооборудования, производство машин и производство транспортных средств. В структуре производства ВВП Российской Федерации опережающим темпом повышаться доля обрабатывающих секторов, что связано с улучшением их конкурентоспособности, а также высокой динамикой инвестиционного и потребительского спроса. В целях развития высокотехнологичных секторов экономики и обеспечения прогнозных темпов роста производства Правительством Российской Федерации утверждены и реализуются федеральные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики (авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная промышленность, судостроение, а также оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплекс).

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция