Белорусско-российская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются этапы белорусско-российской экономической интеграции, начиная с создания Союзного государства до образования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Содержание

Введение 3

1.Понятие, сущность, предпосылки, цели международной экономической интеграции 5

1.1. Содержание, формы и цели международной экономической интеграции 5

1.2. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

2. Союзное государство как форма экономической интеграции Республики Беларусь и России 12

2.1. Исторические и экономические предпосылки формирования союза Беларуси и России………………..……………………………………………12

2.2. История создания, становления и развития Союзного государства

…………………………………………………………………........16

2.3. Организационно-правовые основы белорусско-российской экономической интеграции ………………………... 21

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза Беларуси и России. 32

3.1.Внутренняя и внешняя политика союза россии и Беларуси…….……...32

3.2.Перспективы экономической интеграции России и Беларуси…………………………………………………………………….….36

Заключение 39

Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

курс. работа 2.docx

— 187.83 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

1.Понятие, сущность, предпосылки,  цели  международной экономической  интеграции 5

1.1. Содержание, формы и цели международной  экономической интеграции 5

1.2. Экономическая интеграция на  постсоветском пространстве 

2. Союзное государство как форма  экономической интеграции Республики  Беларусь и России 12

2.1. Исторические и экономические  предпосылки формирования союза  Беларуси и России………………..……………………………………………12

2.2. История создания, становления  и развития Союзного государства 

   …………………………………………………………………........16

2.3. Организационно-правовые основы  белорусско-российской экономической  интеграции      ………………………...                                                                                                           21

3. Основные направления сотрудничества  и перспективы развития союза  Беларуси и России. 32

3.1.Внутренняя и внешняя политика  союза россии и Беларуси…….……...32

3.2.Перспективы экономической интеграции  России и Беларуси…………………………………………………………………….….36

Заключение 39

Список использованных источников 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Союз  Беларуси и России – новое проявление общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Человечеством накоплен опыт политического и культурного сотрудничества, в том числе и через создание союзов. Вызовы времени – борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией, распространением наркотиков, экологическая безопасность – придают этой тенденции особую актуальность и значимость. Идя в ногу с мировыми интеграционными процессами, Беларусь и Россия дополняют общеевропейскую идею единения славянским компонентом.

Поиски  путей наращивания экономического и военного потенциала республик  постсоветского пространства, недостаточная  эффективность СНГ и отсутствие реальных союзников в Европе создали  крайне неустойчивую ситуацию «геополитического  вакуума», чреватую дальнейшими осложнениями международной обстановки.

На европейском  континенте происходят тщательно маскируемые  и достаточно серьезные геополитические  сдвиги, способные создать потенциальную  угрозу нашим государствам. В этих напряженных условиях Беларусь оказывается на стыке западной и восточнославянской цивилизаций, на «лезвии бритвы» обостряющегося противостояния.

Сохранение  восточнославянской цивилизации, подлинного суверенитета Беларуси и России, недопущение  образования «санитарного кордона» вокруг России и сохранение белорусского «окна в Европу» – вот геополитический  смысл нашего объединения.

Взаимовыгодное  сотрудничество двух наших стран своим примером способно привести к расширению Союза, базисному закреплению его в качестве межгосударственного объединения. Интеграция Беларуси и России может предопределить возникновение политических договоренностей о расширении числа государств-участников Союза за счет других стран СНГ.

В настоящее  время уровень интеграции Беларуси и России очень высокий, партнеры выходят на решение таких задач, которые и по существу, и по содержанию являются на постсоветском пространстве уникальными. Ведь, хотя на постсоветском пространстве за последние несколько лет был создан целый ряд объединительных организаций, именно белорусско-российские интеграционные отношения получили наибольшее развитие и приобрели динамичный характер. Например, топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный – на 85, сельскохозяйственный – на 65, строительная индустрия – на 80 процентов.[2]

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется реалиями сегодняшнего дня: именно экономическая интеграция Республики Беларусь и России способна не только упрочнить уже имеющиеся экономические  отношения, но и дать мощный импульс  экономическому росту в наших  государствах в условиях глобального  финансового кризиса.

Цель  курсовой работы – рассмотреть вопросы  белорусско-российской экономической  интеграции, ее целей, особенностей, инструментов, проблем и перспектив развития.

Основными задачами курсовой работы являются:

- изучение  понятия, сущности, предпосылок и  целей международной экономической  интеграции;

- рассмотрение  истории создания и функционирования  Союзного государства как формы  экономической интеграции Республики  Беларусь и Российской Федерации; 

- изучение  основных проблем и перспектив  развития белорусско-российской  интеграции, а также сценариев  (возможных перспектив) социально-экономического  развития Союзного государства. 

 

1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕЛИ И ЭФФЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ИНТЕГРАЦИИ

 

1.1. Содержание, формы, факторы, а также цели и эффекты международной экономической интеграции

В настоящее  время в мировой экономике  действуют две тенденции. С одной  стороны, усиливается целостность  мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических  связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных  систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. 

С другой стороны, происходит экономическое сближение  и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся  в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость  межгосударственного (а в ряде случаев  надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и  рабочей силы между странами в  рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной  политики. В результате создаются  целостные региональные хозяйственные  комплексы единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими «задачами, финансовыми  фондами, общими наднациональными или  межгосударственными органами управления[3, c.384].

Самая простая  и наиболее распространенная форма  экономической интеграции – зона свободной торговли,  в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание  зон свободной торговли усиливает  конкуренцию на внутреннем рынке  между национальными и зарубежными  производителями товаров, что, с  одной стороны, увеличивает опасность  банкротств, а с другой – является стимулом для совершенствования  производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении  сельскохозяйственных товаров либерализация  импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в  Североамериканском регионе и Латинской  Америке. Другая форма – таможенный союз – предполагает наряду с функционированием  зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих  стран[4, c.3-10].

В обоих случаях  межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы  обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный  союз часто дополняется платежным  союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной  формой является общий рынок, который  призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей  и единым внешнеторговым тарифом  свободу передвижения капитала и  рабочей силы, а также согласование экономической политики.

При функционировании единого рынка формируются общие  фонды содействия социальному и  региональному развитию, создаются  наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической  интеграции является экономический  и валютный союз, совмещающий все  указанные формы интеграции с  проведением общей экономической  и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической  интеграции прошел все указанные  этапы.

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди  которых важнейшее место занимают[4, c.3-10]:

- глобализация  хозяйственной жизни;

-углубление  международного разделения труда;

-общемировая  по своему характеру научно-техническая  революция;

-повышение  открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.

 Развитию  межгосударственной экономической  интеграции способствует наличие  целого ряда предпосылок. Так,  интеграционные процессы наиболее  продуктивно происходят между  странами, находящимися примерно  на одинаковом уровне экономического  развития и имеющими однородные  хозяйственные системы.

Другая, не менее  важная предпосылка – географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу.

Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между  странами исторически сложившихся  и достаточно прочных экономических  связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными  усилиями может быть значительно  эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в  Европейском союзе.

Цели международной  экономической интеграции конкретизируются в зависимости от той формы, в  которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной  торговли и таможенного союза (эти  формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы  стремятся обеспечить расширение рынка  и создание благоприятной среды  для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок  конкурентов из третьих стран.

Римский договор (1957 г.), провозгласив создание общего рынка Европе, по существу явился правовой основой для формирования зоны свободной торговли и в дальнейшем – таможенного союза. Реализация этой глобальной цели была конкретизирована Единым европейским актом (1986г.).Предполагалось[6, c.84]:

- создание  «зоны без внутренних границ»  со свободным движением всех  факторов производства;

- проведение  общей отраслевой и научно-технической  политики в приоритетных сферах  хозяйственной деятельности;

- проведение  единой региональной политики  с целью выравнивания социально-экономического  развития как стран-участниц, так  и отдельных административных  регионов;

- выработка  общей внешней политики, политического  сотрудничества.

Европейский союз – высшая на данный период времени форма интеграции – имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

Развитие  экономической интеграции, несомненно, имеет положительные эффекты  для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно  усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота  и коперационно-производственных связей.

Кроме того, экономическое сближение стран  в региональных рамках создает благоприятные  условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая  их в определенной степени от конкуренции  со стороны фирм третьих стран.

Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую  политику, что характерно для стран – членов ЕС.

Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с  разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко  в отдельных регионах.

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция