Белорусско-российская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрываются этапы белорусско-российской экономической интеграции, начиная с создания Союзного государства до образования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Содержание

Введение 3

1.Понятие, сущность, предпосылки, цели международной экономической интеграции 5

1.1. Содержание, формы и цели международной экономической интеграции 5

1.2. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

2. Союзное государство как форма экономической интеграции Республики Беларусь и России 12

2.1. Исторические и экономические предпосылки формирования союза Беларуси и России………………..……………………………………………12

2.2. История создания, становления и развития Союзного государства

…………………………………………………………………........16

2.3. Организационно-правовые основы белорусско-российской экономической интеграции ………………………... 21

3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза Беларуси и России. 32

3.1.Внутренняя и внешняя политика союза россии и Беларуси…….……...32

3.2.Перспективы экономической интеграции России и Беларуси…………………………………………………………………….….36

Заключение 39

Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

курс. работа 2.docx

— 187.83 Кб (Скачать)

Опережающий рост инвестиций в странах Союзного государства предопределяет высокие  темпы роста строительства.

Так, темпы роста строительства в белорусской экономике составили 10 процентов, с увеличением доли строительства в структуре ВВП до 9,4 процента. Наращивание объемов жилищного строительства происходят на основе расширения внебюджетных источников финансирования (средств населения и организаций, кредитов банков), преимущественного направления бюджетных средств на строительство объектов коммунальной инфраструктуры, социального жилья и компенсацию банкам потерь по льготным жилищным кредитам, развития новых форм финансирования жилищного строительства, сдерживания роста стоимости осуществляемого с господдержкой жилищного строительства посредством реализации комплекса мер по ресурсо- и энергосбережению в строительстве и промышленности строительных материалов и изделий, сокращения сроков строительства.

Доля  строительства в ВВП России в 2011 году увеличится до 7,7 процента против 5,5 процента в 2008 году.

Следует отметить одинаковую тенденцию на ускорение темпов роста производства сельскохозяйственной продукции в странах Союзного государства. В 2011году в Беларуси он составил 6 процентов, в Российской Федерации –3,9 процента.

Повышение эффективности сельскохозяйственного  производства происходит на основе совершенствования региональной специализации и дальнейшего создания зональных систем земледелия, изменения структуры посевных площадей в пользу выращивания высокодоходных и урожайных культур, повышения плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель, активизации селекционной работы, развития крупнотоварного сельскохозяйственного производства (при одновременном стимулировании развития фермерских и личных подсобных хозяйств), кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных продуктовыхобъединений (агрофирм, агрокомбинатов, союзов и др.), реконструкции и технического переоснащения животноводческих комплексов и ферм, обновления машинотракторного парка, развития инфраструктуры по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и реализации продукции, переоснащения предприятий перерабатывающей промышленности, внедрения энергосберегающих технологий, активизации маркетинговой политики по сбыту продукции АПК,  переориентации финансовых и других ресурсов к эффективно работающим хозяйствам, строительства агрогородков и развития сферы услуг в сельской местности.

В аграрном секторе России ускорение роста сельскохозяйственного производства связана с результатами реализации национального проекта «Развитие АПК» и новой «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

В Республике Беларусь осуществляется опережающее развитие сферы услуг (информационных и телекоммуникационных, мобильной связи, программного обеспечения, транспортных, бытовых, туристических, нематериальных услуг в сфере здравоохранения, образования, услуг в области рыночной инфраструктуры (банковских, финансовых, страховых и других).

В структуре  ВВП России продолжается повышение доли финансовой деятельности и операций с недвижимым имуществом.

Структурные сдвиги со стороны спроса определяются опережающим ростом внутреннего спроса как инвестиционного, так и потребительского, который в 2009-2011гг. характерен для обоих государств, а также разнонаправленной динамикой чистого экспорта: в России – в сторону значительного снижения, в Беларуси – в сторону увеличения. Такое движение элементов структуры позволит сблизить структуры ВВП по элементам конечного использования.

Что касается импорта, то в Российской Федерации  наблюдается процесс переориентации внутреннего спроса на товары отечественного производства. Это происходит в пищевой промышленности, производстве бытовой техники, автомобилестроении. Импорт же будет ориентирован на приобретение высокотехнологичной продукции.

В Беларуси наращивание экспорта осуществляется наряду с дальнейшей его диверсификацией в дальнее зарубежье, постепенным увеличением доли высокотехнологичной продукции и услуги на основе развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности и товаропроводящих сетей, открытия центров сервисного обслуживания и сборочных производств, использования местной сбытовой и дилерской сети, выстраивания технологических цепочек с зарубежными компаниями, стандартизации и сертификации продукции, ее маркировки и получения брендов, внедрения современных системуправления качеством, улучшения информационного и рекламного обеспечения внешней торговли, государственной поддержки экспортных производств, развития системы кредитования и страхования экспортных контрактов, снятия ограничительных мер в отношении белорусских экспортеров (прежде всего с Российской Федерацией на основе заключения соответствующих соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству), активизации внешнеэкономической деятельности СЭЗ, развития торгово-экономического сотрудничества на уровне регионов с Российской Федерацией и сопредельными странами. В структуре импорта товаров прогнозируется увеличение долей промежуточного и инвестиционного импорта. 

Динамика темпов экономического роста Беларуси и России, несмотря на мировой финасово-экономический кризис, позволила обоим государствам постепенно наращивать объем взаимной торговли. В 2010 году он  составил  27,9 млрд. долл. США. Предполагается, что в 2011 году товарооборот между Беларусью и Россией существенно возрастет (до 40 процентов) и составит  около 40 млрд. долл. США. Республика Беларусь в общем объеме товарооборота России занимает сейчас пятое место среди основных торговых партнеров Российской Федерации и первое – во внешнеторговом обороте России со странами СНГ.

 

 

 

3.3. Проблемы белорусско-российской интеграции

 

В последнее время, как известно, развитие белорусско-российской интеграции сталкивалось с серьезными трудностями. Интеграционный процесс «забуксовал», его перспективы оказались туманными. «Нефтегазовый» кризис в отношениях двух стран дал дополнительные аргументы скептикам, утверждающим о крахе интеграционного проекта Беларуси и России. В этих условиях очень важно объективное, не зависящее от конъюнктурных моментов научное исследование всей совокупности факторов, влияющих на развитие белорусско-российской интеграции, и выработка на основе такого исследования оптимальной «линии поведения», позволяющей продвигать интеграционный процесс, несмотря на возникающие трудности.

Ключевое  значение имеет исследование интересов (прежде всего, экономических) участников интеграционного процесса, важнейших  направлений и механизмов согласования этих интересов: «пробуксовка» интеграционного  процесса, несмотря на привлекательность  идеи интеграции и ее соответствие коренным национальным интересам обеих  стран, связана, прежде всего, с «нестыковкой»  интересов его участников по конкретным аспектам и направлениям взаимодействия Беларуси и России. Эти интересы имеют сложную структуру, включающую интересы населения каждой страны в целом (т.е. национальные интересы, которые призвано выражать государство), интересы конкретных предприятий-участников взаимных связей и других субъектов белорусско-российских отношений. На макроуровне каждое государство имеет политические и экономические интересы, которые, хотя и являются взаимосвязанными, могут иметь разнонаправленные векторы.

Особую роль в системе интересов участников интеграционного взаимодействия Беларуси и России играют экономические интересы. Многообразие участников взаимных экономических отношений (к которым относятся, в частности, центральные государственные органы и ведомства, конкретные предприятия различных форм собственности, корпорации, финансово-промышленные группы, индивидуальные предприниматели и др.) обусловливает и многообразие их экономических интересов, нередко противоречащих друг другу. Поэтому первостепенное значение приобретает согласование всех этих интересов, от которого в решающей мере зависит успех белорусско-российской интеграции.

При исследовании проблемы согласования интересов участников интеграционного процесса методологически  и практически важно исходить из иерархичности этих интересов, имея в виду, что интересы целого важнее интересов части. Практически это  означает, прежде всего, недопустимость подмены национальных интересов  интересами отдельных (хотя и крупных) корпораций, что, в частности, проявилось во время «нефтегазового» кризиса  конца 2006 – начала 2007 годов. Следование принципу «что хорошо для Газпрома, хорошо и для России», нанесло ощутимый удар по белорусско-российской интеграции и тем самым – по коренным национальным интересам обеих стран, которым интеграция, безусловно, соответствует. Россия весьма заинтересована в поставках в Беларусь продукции ТЭКа, химической промышленности, черной металлургии, машиностроения и ряда других отраслей. Интеграция с Беларусью, предполагающая в том числе режим свободной торговли, способствует росту таких поставок. Кроме того, она позволяет России получать из страны-партнера по относительно низким ценам и без расчетов в СКВ многие необходимые ей товары – в частности, грузовые автомобили, сельскохозяйственные машины и оборудование, холодильники, мебель, одежду, обувь, продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности, которые благодаря своей относительной дешевизне и вполне приемлемому качеству пользуются значительным спросом на российском рынке.

Для Беларуси взаимодействие и интеграция с Россией  важны, прежде всего, с экономической  точки зрения. Россия – главный  торговый партнер Беларуси (на ее долю в 2010 году приходилось 47,9 процентa внешнеторгового оборота республики), практически единственный поставщик в нашy страну энергоресурсов – прежде всего нефти и газа, основной рынок сбыта продукции многих отраслей белорусской экономики, особенно обрабатывающей промышленности. Многие виды продукции, производимые в Беларуси, предназначены почти исключительно для российского рынка. Так, на Россию приходится, по имеющимся расчетам, почти 100 процентов вывозимого из Беларуси сахара, более 98 процентов мясных и молочных продуктов, около 83 процентов дорожной техники, около 70 процентов металлообрабатывающих станков, более 75 процентов тягачей, около 70 процентов грузовых автомобилей, почти 90 процентов – телевизоров и обуви [12]. Крупнейшие белорусские предприятия – МАЗ, БелАЗ, МТЗ и др. – большую часть своей продукции поставляют в Россию.

Развитие  интеграции позволяет Беларуси укрепить свои позиции на российском рынке, способствует увеличению притока инвестиций из России, в которых остро нуждается  республика, что, в свою очередь, является важным фактором устойчивого роста  белорусской экономики и модернизации ее производственной структуры. Особое значение для Беларуси имеет возможность  получать по льготным ценам российские энергоносители, прежде всего газ. Льготные цены на энергоресурсы – едва ли не главный экономический интерес  Беларуси в интеграции с Россией.

В политической сфере подходы Беларуси и России к интеграции (обусловленные, прежде всего, интересами политических элит обеих стран) существенно расходятся. Беларусь выступает за интеграцию «на равных», не желая поступаться своим суверенитетом. Россия, чей экономический потенциал многократно превышает белорусский (ВВП России в 2010 году достиг 1607816 млрд. долл. США, а ВВП Беларуси составил 60302 млрд. долл. США) [13], претендует на ведущую роль в формируемом Союзном государстве. Нестыковка интересов двух стран в этом фундаментальном вопросе осложняет и решение ряда проблем экономической интеграции: так, введение единой валюты тормозится, прежде всего, различием представлений о едином эмиссионном центре: Россия, исходя из своего экономического «веса», видит в роли такого центра свой Центральный банк, а Беларусь – систему национальных банков двух стран во главе с формируемым на паритетной основе Межбанковским валютным советом.

 Вместе с тем очень важно, что Беларусь и Россия имеют во многом идентичные внешнеполитические и стратегические интересы. Обе страны неизменно рассматривают друг друга как стратегических союзников; выступают за равноправное международное сотрудничество в Европе и мире в целом, за развитие взаимодействия в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и укрепление этих организаций, членами которых они являются, против попыток установления «однополярного мира» под эгидой США. Появившиеся в последнее время под влиянием «нефтегазового» кризиса в белорусско-российских отношениях рассуждения о возможной стратегической переориентации Беларуси с России на Запад являются необоснованными. В данном случае идентичность стратегических интересов двух стран в значительной мере нивелирует различия политических интересов правящих элит.

На более  низком уровне экономического взаимодействия – уровне конкретных хозяйствующих  субъектов – расхождение интересов  усиливается. В углублении экономической  интеграции заинтересованы, прежде всего, предприятия-экспортеры, а также  предприятия и производства высокотехнологичных  наукоемких отраслей Беларуси и России; однако среди субъектов микроуровня есть и те, корпоративным интересам которых интеграция не соответствует.

Во-первых, это  крупные корпорации российского  ТЭК («Газпром», «Роснефть» и др.), в  значительной мере определяющие ныне внешнеэкономическую политику России. Они не заинтересованы в преференциальных ценах на энергоносители для Беларуси и других стран СНГ и выступают  за одинаковый подход ко всем странам-импортерам энергоресурсов, исключающий какие-либо льготы. Именно эти корпорации были инициаторами нефтегазового конфликта, нанесшего сильный удар по белорусско-российской интеграции, и руководство России, к сожалению, во многом пошло у них на поводу. Между тем, преференциальные условия сотрудничества – это неотъемлемая черта экономической интеграции, и отказ от этих условий (предусмотренных, как известно, в ряде белорусско-российских интеграционных документов) фактически означал бы отказ от интеграции.

Во-вторых, это  белорусские и российские предприятия, опасающиеся конкуренции со стороны  предприятий страны-партнера и лоббирующие  поэтому введение различного рода ограничений  на ввоз продукции конкурентов, несовместимых  с режимом свободной торговли без изъятий и ограничений, который  предусмотрен интеграционными документами. Беларусь, в частности, в последние  годы вводила ограничения на ввоз из России пива, табачных изделий, кормов, рыбы, овощей, изделий бытовой химии, а Россия – на ввоз из Беларуси сахара, ликероводочных изделий, лекарственных  средств. Иногда позиция предприятий, выступающих за введение ограничений, имеет вполне разумную мотивацию (например, требование ограничить ввоз в Россию белорусского сахара было обусловлено  прежде всего тем, что этот сахар, во-первых, часто производился из импортного (кубинского) сырья, и, во-вторых, при  субсидировании со стороны государства)[14].

Однако нередко  эта позиция была продиктована обычной  боязнью конкуренции. По некоторым  оценкам, вторжение белорусских  товаров в Россию наносит российским производителям экономический ущерб, исчисляемый миллиардами долларов в год. Из Беларуси в Россию поступает 76 процентов возимого сухого и концентрированного молока, 37 процентов масла, 20 процентов сыра и творога, что, по оценке Минсельхоза России, ставит под угрозу реализацию национального проекта «Развитие АПК»[15]. Аналогичным образом белорусские производители ряда товаров (в частности, пива, табачных изделий, бытовой химии, сельхозтехники) выступали за введение ограничений на ввоз более качественной, а нередко и более дешевой продукции их российских конкурентов. Введенные белорусской стороной защитные меры обходятся российским производителям, по имеющимся оценкам, в 500 млн. долл. США ежегодно[16].

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция