Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

- определение  результатов голосования.

Избирательная кампания — это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон — партий, различных общественных организаций, самих кандидатов.

Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими  силами, агитацию за них и т.п.

Избирательная кампания-весьма дорогостоящее мероприятие. В результате преимущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто  прав, а тех, кто богат. С целью  как-то смягчить это не украшающее демократию явление в некоторых странах  США, Великобритании, Японии, ЮАР закон устанавливает допустимую максимальную сумму предвыборных расходов, но проконтролировать его выполнение трудно. Кроме того, с целью создания равных условий соперничающим на выборах группировкам практикуется их государственное финансирование в виде субсидий или возмещения избирательных расходов, но предназначенные для этого суммы попадают опять-таки в руки более сильных и менее нуждающихся. В одних странах для получения государственной финансовой помощи партии необходимо собрать определенный минимум голосов в Швеции-2%, в ФРГ-0,5%, в другом — выдвинуть кандидатов в определенном числе округов Италия, Норвегия. Выделяемая сумма пропорциональна количеству собранных партией голосов ФРГ, Норвегия или выдвинутых ею кандидатов Швеция, Дания, Финляндия.

Избирательная кампания заканчивается за день до выборов чтобы дать возможность  избирателям определиться со своим  выбором.

Кульминацией  избирательной процедуры является день наборов. Во многих современных  государствах голосование — не только право, но и обязанность, за невыполнение которой полагается нaказание: в Бельгии, Нидерландах, Австралии — штраф, в Пакистане -даже тюремное заключение. Объясняются подобные строгости нарастанием aбcентизма от лат. Absentia — отсутствие — уклонения граждан от участия в выборах.

В широком плане  под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения  к политической жизни, обывательское  представление отдельных людей  о том, что от них в политике ничего не зависит, политика не мое  дело и т.п

Его причины  многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.

Избирательная процедура завершается подсчетом  голосов, определением и объявлением  итогов выборов.

 

 

 

39. Избирательная  система Республики Беларусь. Электоральное  поведение граждан Республики  Беларусь.

Белоруссия- президентская  республика, унитарное государство.

Конституция Республики Беларусь принята парламентом 15 марта 1994 года. В ноябре 1996 года 70,5 процентов избирателей высказались за президентский вариант новой Конституции, предусматривающей существенное расширение полномочий главы государства. В 2004 году в Конституцию Республики Беларусь также были внесены изменения и дополнения.

Президент Республики Беларусь является главой государства и избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет.

В соответствии с Конституцией парламент — Национальное собрание Республики Беларусь — высший законодательный  орган Белоруссии. Состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики, срок полномочий парламента — 4 года.

Палата представителей Национального  собрания Республики Беларусь белор. Палата Прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу  Рэспублікі Беларусь — нижняя палата парламента Белоруссии. Состав Палаты представителей — 110 депутатов.

Совет Республики Национального  собрания Республики Беларусь — верхняя  палата парламента Республики Беларусь. Состав Совета Республики — 64 сенатора.

Выборы Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной  системе абсолютного большинства — для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам.

Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Порог явки на выборах депутатов  Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь — более 50 процентов избирателей для первого тура и более 25 процентов — для второго тура. Если указанные пороги явки избирателей не достигнуты, то проводятся повторные выборы.

В соответствии с законодательством  возможно досрочное прекращение полномочий палат парламента. При прекращении полномочий одной из палат могут быть прекращены полномочия другой палаты.

Электоральное поведение  англ. voting behaviour или electoral behavior- процесс  принятия решений гражданами относительно своего участия в выборах и голосования за те или иные политические силы и кандидатов.

Электоральное поведение представляет собой одни из видов политического поведения, процесс определения политических предпочтений и решения об участии  в выборах и голосовании за определенных политических сил или кандидатов. Чаще всего в политической науке этот термин используется для обозначения формирования решения граждан о том, за кого голосовать. Для исследования активности избирателей на выборах используются понятия электоральное участие, электоральная активность и электоральный абсентеизм. Электоральное поведение — сложный процесс, предполагающий воздействие целой группы краткосрочных и долгосрочных факторов. К долгосрочным факторам относятся социальные факторы и политическая идентификация. Среди социальных факторов особое значение имеют следующие: пол, возраст, тип поседения, образование, доход, сфера профессиональной деятельности, религиозная и национальная принадлежность. К краткосрочным — экономическая конъюнктура, влияние средств массовой информации, воздействие политических лидеров, ведения избирательной кампании и ряд других.

Общая тенденция  последних десятилетий в странах  развитой демократии заключается в  снижении влияния долгосрочных факторов и возрастании значимости краткосрочных.

В политической науке сложилась традиция, согласно которой под электоральным поведением чаще всего понимается выбор избирателей  при голосовании.

В политической науке и политической социологии сформировались три основных подхода, по-разному трактующих факторы, определяющие электоральное поведение.

Первый подход, социологический, основан на признании  преобладающего воздействия социальных факторов: социального статуса и  социальной среды.

Он основывается на концепции о влиянии на политические предпочтения, электоральное поведение и структуру партийных систем западных стран социально-политических размежеваний четырех типов: между центром и периферией, между государством и церковью, между городом и селом, между собственниками и рабочими. Каждое из этих размежеваний обуславливает наличие поддержки и голосования за соответствующие партии: региональные, этнические, религиозные, аграрные, социал-демократические или коммунистические. Причем в первой половине — середине 20 века эта поддержка была достаточно устойчивой.

Второй, социально-психологический  подход основан на предположении  о том, что основной фактор, влияющий на голосование — это партийная  или идеологическая идентификация. Он основан на использовании модели — воронка причинности, модель, позволяющая  учитывать совокупное влияние на голосование различных факторов при доминировании партийной идентификации. Благодаря развитию этого направления в сфере изучения электорального поведения стали широко применяться панельные опросы, позволившие выявить временную динамику политических предпочтений.

Эти два подхода  продемонстрировали свою адекватность применительно к реалиям Западной Европы и США первой половины —  середины 20 века. В 1970-1980-х гг. наблюдалось  значительное ослабление социальных факторов электорального поведения и ослабление партийной идентификации. Ни социологический, ни социально-психологический подходы не смогли дать убедительного объяснения этому феномену.

В этот период широкое  распространение получили концепции  рационального поведения избирателей, основанные на теории рационального выбора. Их основная идея заключалась в том, что избиратели голосуют за ту политическую силу, которая, по их мнению, способна предоставить им выгод больше, чем любая другая.

В рамках этого  подхода выделяются следующие концепции, получившие наибольшее распространение. Концепция ретроспективного голосования[3] предполагает, что избиратель делает свой выбор на основе позитивных или негативных оценок прошлой деятельности политической силы. Концепция экономического голосования[4] основана на допущении, что в основе электорального выбора лежит оценка избирателями успехов в экономической сфере. При этом голосование может быть эготропным когда избирателя интересует преимущественно собственный карман или социотропным когда гражданин проявляет озабоченность положением дел в стране в целом.

 

40. Средства  массовой информации и коммуникации: признаки, типы, функции и роль  в современном политическом процессе.

Коммуникациями  называются процессы соц. взаимодействия, при кот. происходит обмен опытом, деятельностью, способностями, умениями и информацией.

Выделяют 3 вида коммуникаций: межличностная; публичная: формы — собрание, совещание, лекции, митинг. Они осуществляются через  гос. институты и общественные организации; массовые — задействованы группы людей, значительно превышающих количество участников уличного митинга

Информация  является многозначным понятием и включает в себя след. свойства:

информация  как сообщение, осведомление о положении  дел, сведения передаваемые людьми

инф. как уменьшаемая в результате получения сообщения неопределенность

инф. как данные, кот. служат основой для принятия решений

Между политикой  и инф. средой существует особый, тесный характер отношений. Политическая сфера  не может функционировать без  налаженной системы коммуникаций.

СМИ СМК представляет собой учреждения, созданные для  открытой, публичной передачи с помощью  специального технического инструментария различных сведений среди широких  масс населения. Виды СМИ: выделяют 2 больших  класса: печатные — газеты, журналы, книги, буклеты, листовки, афиши; электронные — кино, радио, видео, мобильная связь, электронные инф. сети интернет

Функции СМИ: 1 информационная — состоит в получение и  распространении сведений о наиболее важных для организаций и граждан  событий. Политическая инф. — сведения, кот. имеют общ. значимость и требуют внимания со стороны гос. органов или оказывают на них воздействие

2 образования  и социализация: образование проявляется  в сообщение гражданам знаний, позволяющих им адекватно оценивать  и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, а также правильно ориентируются в сложном и противоречивом потоке информации. Социализация предполагает усвоение, интернацилизацию человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Данная функция позволяет личности адаптироваться в той или иной пол. деятельности

3 артикуляции  и интеграции субъектов политики. Подфункция артикуляции интересов  предполагает: возможность публично  выражать мнение; находить единомышленников; сплачивать их общностью целей и убеждений; четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы; критика и контроль.

 

 

 

 

 

41. Политическая культура, её концепции, структура и функции. Типы политической культуры.

Термин политическая культура впервые был употреблен немецким философом-просветителем И. Г. Гердером 1744 — 1803. Как категория политической науки он введен американским ученым Г. Алмондом.

Политическую  культуру можно определить как исторически  сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а также модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая  культура предстает как единство социально-политических знаний, оценок, ориентаций людей, норм, навыков и  образцов их политического поведения.

В структуре  политической культуры можно выделить следующие элементы: познавательный; нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий.

Познавательный  элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее укоренившиеся представления о  разных аспектах политической жизни общества.

Нормативно-оценочный  элемент политической культуры образуют характерные для данного общества политические ценности, нормы, цели, идеалы.

Эмоционально-психологический  компонент — это чувства и  переживания, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни: стремление к справедливости, нетерпимость или терпимость к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы своего лидера на выборах и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"