Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

Указанные выше изменения в обществе придали  динамику процессу образования политических партий.

В 1991 г. в республике действовало 15 политических партий, в 1995 г. — 34, в 1997 г. — 46 партий, более тысячи общественных объединений, фондов. После  проведения в 1999 г. перерегистрации, их численность значительно сократилась  и к началу 2010 года осталось только 15:

Белорусская аграрная партия, Белорусская партия Зелёные, Белорусская партия объединённых левых  Справедливый мир, Белорусская патриотическая партия, Белорусская социал-демократическая  партия Громада Левкович А.И, Белорусская социально-спортивная партия , Коммунистическая партия Белоруссии , Консервативно-Христианская Партия — БНФ ,Либерально-демократическая партия Гайдукевич С.В. , Объединённая гражданская партия , Партия Белорусская социал-демократическая Громада , Партия БНФ Янукевич А.А. , Республиканская партия ,Республиканская партия труда и справедливости , Социал-демократическая партия Народного согласия .

К партиям левой  ориентации необходимо отнести Партию коммунистов Беларуси, Коммунистическую партию Беларуси, Белорусскую патриотическую партию.

Левоцентристский  политический блок составляют Аграрная партия, Республиканская партия труда  и справедливости, Либерально-демократическая  партия.

Правоцентристские партии Беларуси: социал-демократическая  партия Народная Грамада, Белорусская социал-демократическая Грамада.

Правый спектр политической шкалы составили Партия белорусского народного фронта, Объединенная гражданская партия и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Общественные организации и движения: цели, структура, типы функции. Новые соц.движения.

Общественные  объединения — это добровольные объединения граждан некоммерческие организации, ориентированные на достижение определенной общественно значимой цели и, как правило, имеющие индивидуальное и или коллективное членство.

Анализируя цели общественных объединений, политологи делят их на политические цель непосредственно связана с политикой и ее реализация подразумевает активную политическую деятельность и неполитические участие в политике необязательно и несущественно.

классификация общественных объединений:

- по социально-классовой  принадлежности: буржуазные — рабочие  — крестьянские — интеллигентские  — - по профессиональному признаку: научные — медицинские — учительские  — писательские — фермерские

- по конфессиональному  признаку: христианские — мусульманские — буддистские — т.п.

- по демографическому  признаку: молодежные — студенческие  — женские феминистские — ветеранские

- по отношению  к переменам: консервативные —  реформистские — революционные  — реакционные

- по целям  борьбы: национально-освободительные  — антифашистские — антивоенные  — т.п.

- по методам  способам и условиям деятельности: легальные — нелегальные, или  формальные — неформальные, или насильственные — ненасильственные

- по масштабам  движения: локальные — региональные  местные, муниципальные — гос-е  — международные

- по увлечениям, интересам, пристрастиям и т.д.

Во всех странах  самыми массовыми общественными  объединениями являются профсоюзы, Цель профсоюзов — защищать трудовые и социально-экономические права трудящихся — своих членов, а в нек. случаях и не членов.

Общественные  движения — это форма согласованной  активности широких народных масс. В каждом движении задействовано несколько общественных объединений и множество лиц, не состоящих в объединениях. Движения обычно не имеют единой программы и четкой организационной структуры. Их цели формируются стихийно и достаточно общо, зато пользуются массовой поддержкой. В рамках политического движения нередко вырастают крупные партии и общественные объединения — в качестве ядра или развитого продолжателя соответствующего движения.

Функции общественных объединений и движений:

- теоретическое  обоснование и практическая защита соответствующих общественных целей и или интересов

- формирование  общественного мнения, политическое  просвещение населения

- осуществление  общественного контроля.

Общественные  объединения и движения оказывают  значительное влияние на функционирование политической системы в целом. Наиболее распространенные способы воздействия общественных объединений на власть:

- продвижение  своих представителей в органы  власти и на государственную  службу

- участие в  работе государственных органов  через парламентские комиссии, рабочие группы, общественные комитеты и т.п.

- установление  и поддержание личных контактов  с представителями власти и  госаппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Место и роль общественных организаций в политической системе бел.общества.Типология и динамика развития общественных движений

Общественные  орг-ции — это добровольные объединения  граждан некоммерческие организации, ориентированные на достижение определенной общественно значимой цели и, как  правило, имеющие индивидуальное и  или коллективное членство.

Среди массовых общественных организаций Беларуси необходимо отметить профсоюзы, объединяющие на добровольных началах трудящихся с общими интересами по роду деятельности. Самым многочисленным профсоюзным  объединением в республике является Федерация профсоюзов Беларуси. Она представлена в Международной организации труда, поддерживает связи с рядом профсоюзов за рубежом.

Как альтернатива традиционным профсоюзам в республике возникли новые независимые и  свободные профсоюзы, объединенные в Белорусский независимый профсоюз. В 1993 г. в результате ряда интегративных процессов возникает Белорусский Конгресс демократических профсоюзов.

В республике создана  широкая система организаций, объединяющая различные группы предпринимателей.

Обострение  в республике экологических проблем стало причиной создания целого ряда новых общественных организаций: Белорусский экологический союз, Международная академия экологии, Щит Чернобыля

В современной  Беларуси особая роль отводится молодежным движениям и объединениям. Самым  многочисленным и социально активным является БРСМ — Белорусский республиканский союз молодежи.

Общим для всех общественных объединений и организаций  является то, что они активно участвуют  в политической жизни и заметно  влияют на политику государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Сущность  и структура политического процесса, его стадии и субъекты. Виды  политических процессов.

ПОЛИТИЧ.ПРОЦЕСС-это  последовательная внутренне связанная  цепь политич.событий и явлений,а  также сов-ть последовательных действий различных субъектов политики направленных на завоевание,удержание,укрепление политич.власти в об-ве. Считается общепризнанным,что категория политич. Пр-с отражает не формальное,а реальное взаимодействие субъектов политики,кот.складываются не столько в соответствии с намерениями властных политич.групп,или программными документами,а в р-те складывающихся разнообразных внутренних и внешних факторов.Поскольку стимулы и мотивы политич. Поведения индивидов и властных групп постоянно изменяются,категория политич.пр-са отражает сопративление изначальной заданности,предсказуемости развития событий и явлений.

СУЩНОСТЬ политич.пр-са выражается в:

1.производстве  и воспроизводстве различных  компонентов политич.с-мы,стр-р,нинститутов,а  также чел-ка ,политич.и средств  и норм политич.властвования и политич.участия.

2.пр-ве посредством  политич.с-мы определ.соц.порядка  и соц.изменений.

3.осуществление  политич.воли об-ва через принятие  и выполнение политич.решений,кот.интегрируют  в себе разнообразные интересы  граждан и выражаются в сложенной с-ме общенациональных целей.

СТРУКТУРА политич.пр-са

Политический  процесс состоит из следующих  компонентов:

субъекты политики институциональные, социальные, функциональные

объекты политики то, что должно быть создано или  достигнуто в ходе протекания политического процесса

средства и  методы политической деятельности, при  помощи которых достигаются обозначенные цели процесса

исполнители они  должны отвечать поставленным перед  ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками

ресурсы процесса знания, наука, технические средства, финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение

СТАДИИ: Политический процесс можно условно разделить  на следующие стадии:

- формирование  вызревание политических приоритетов

- выдвижение  политических приоритетов на авансцену повестка дня

политического процесса

- формирование  политических проблем, требующих  принятия решений политическая  инструментализация

- оценка результатов  политических решений.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

1.По масштабам, характеру преобразований, составу участников, продолжительности: мировые глобальные, национальные, общегосударственные, региональные, межклассовые, внутриклассовые, межпартийные, внутрипартийные политические процессы.

2,По характеру,  значимости и формам протекания конфликтов: базовые по проблемам развития всего общества, периферийные и эволюционные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, долговременные и кратковременные. Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накопившихся противоречий. Для революционного типа политического процесса характерно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр Конституции, стихийные формы массовых политических движений.

3,С точки  зрения устойчивости основных  форм взаимосвязи социальных и политических структур: стабильные и нестабильные политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан. Здесь существует отработанный механизм принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти, осложнения международных отношений.

В политологии  различают демократические и  недемократические политические процессы. В демократических политических процессах сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические политические процессы характеризуются существованием стандартной политической культуры и соответствующего менталитета граждан.

 

33. Процесс  принятия политических решений и его этапы.

Главное в политическом процессе — это управление, которое  предполагает сознательную деятельность политических институтов, организаций, индивидов и сводится к принятию политических решений.

Принятие политических решений предполагает выявление социальной проблемы, рассмотрение и выбор альтернативных вариантов, реализацию и контроль.

Выявляются  политические проблемы посредством  системы выборов, функционирования политических партий и общественных решений, средств массовой информации, различных форм участия масс в политике. Сформированные и обоснованные требования предстают в виде альтернатив, т. е. обращены к различным институтам законодательным, исполнительным, судебным.

На этапе  разработки и рассмотрения возможного решения обсуждаются альтернативные варианты посредством открытых дебатов, трансляции заседаний парламента, выступления экспертов, конференций, совещаний, круглых столов и т. д.

На этапе  принятия решения происходит выбор  одной из возможных альтернатив  посредством компромисса, консенсуса. Однако решение может быть принято методом гегемонии, когда правящая группа навязывает своё решение другим социальным группам.

Все решения, воплощённые  в директивную, правомочную форму, предусматривают ответственность  конкретных лиц за исполнение, соответствующий контроль определённых юридических и политических органов; предполагается корректировка действий политической системы в ходе реализации принятого решения и сбор информации о результатах, достижениях и просчётах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Политическое развитие и политическая модернизация. Модернизация переходных обществ.

Политическая  модернизация — это процесс изменения  политической системы при переходе от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.

Теория модернизации строится на допущении о социальном прогрессе как общем направлении развития человечества.

С процессами модернизации преобразуются все сферы жизни  общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"