Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма  преемственности власти. В современных  условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы.

Также, как в  тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее. Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется. Складывается режим личной власти. Роль лидера высока. На него распространяется представление об отчуждении от власти. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

Авторитарный  режим не стремится к формированию особой социальной структуры общества. Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.

Авторитарный  режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе.

Демократия: понятие, принципы и современные теории демократии. Предпосылки и пути перехода к  демократии.

При демократии пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политической оппозиции находятся вне прямого контроля со стороны власти, если они не нарушают закон.

Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.

Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.

Официальная идеология  существует, но сохраняется плюрализм  в идеологической сфере.

Характер политического  лидерства зависит от типа политической системы и традиций общества.

Разрешено все, что не запрещено законом.

Средства массовой информации свободны и независимы. Общество относится к ним как  к четвертой власти.

Права и свободы  граждан гарантированы законом. Закон же определяет механизм их реализации.

Социальная  структура общества соответствует  происходящим в обществе социально-экономическим  процессам.

Для демократического политического режима характерны наличие  многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.

Для этого режима характерен принцип взаимной ответственности  граждан и государства. Закон  защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан.

Прямая демократия — непосредственное участие населения  в политической жизни и в процессе принятия политических решений вече, референдумы, плебисциты, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни.

Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям парламенты и другие выборные органы и учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Характеристика демократического общества в РБ.

При демократии пределы власти устанавливаются  обществом в соответствии с законами. Экономическая, культурная, духовная жизнь  общества, деятельность политической оппозиции находятся вне прямого  контроля со стороны власти, если они  не нарушают закон.

Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.

Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.

Официальная идеология  существует, но сохраняется плюрализм  в идеологической сфере.

Характер политического лидерства зависит от типа политической системы и традиций общества.

Разрешено все, что не запрещено законом.

Средства массовой информации свободны и независимы. Общество относится к ним как  к четвертой власти.

Права и свободы  граждан гарантированы законом. Закон же определяет механизм их реализации.

Социальная  структура общества соответствует  происходящим в обществе социально-экономическим  процессам.

Для демократического политического режима характерны наличие  многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.

Для этого режима характерен принцип взаимной ответственности  граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан.

Прямая демократия — непосредственное участие населения  в политической жизни и в процессе принятия политических решений вече, референдумы, плебисциты, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни.

Представительная  демократия строится не на принципе прямого  волеизъявления народа, а на делегировании  полномочий через свободные выборы тем или иным представителям парламенты и другие выборные органы и учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Понятие политический институт.

В начале ХХ в. под  политическими институтами понимались государственные учреждения, партии, бюрократия. М. Вебер трактовал институты  как рациональные установления, на которые обязан ориентироваться  в своем поведении индивид.

Значение политических институтов заключается в том, что  они, обеспечивая стабильность и  порядок, снижают транзакционные издержки взаимодействий между политическими  секторами. В период формирования политологии  как науки основное внимание исследователей сосредоточивалось на анализе политических институтов. Негосударственные институты — элементы гражданского общества, не наделенные государственно-властными полномочиями, выполняющие функции посредников между государством и обществом в реализации интересов граждан во всех сферах жизни. Виды: политические партии занимают центральное место; социально-экономические и социально-культурные общественные объединения; массовые общественные движения.

Преимущественно акцент делался на государственных  политических институтах: парламенте, правительстве, бюрократии. Такой подход в дальнейшем получил название старого институционализма. Критики этого подхода обращали внимание на игнорирование старым институционализмом реальных проблем политики, формально-юридический и описательный характер исследований. В рамках структурно-функционального подхода понятие института было заменено структурой, под которой понимались стандартизированные отношения носителей ролей. Понятие института вернулось в теорию политики из социологии и экономики в 1970-1980-е гг. Согласно новой трактовке, институт определялся как правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Характеризуя роль институтов в общественной жизни, Д. Норт отмечает, что их основная функция заключается в снижении трансакционных издержек путем установления устойчивой хотя не обязательно эффективной структуры взаимодействия между людьми. Формальные институты представляют собой универсальные правила поведения в стандартных ситуациях, т. е. правовые нормы. Неформальные институты — это своего рода неформальные правила, которые регулируют отношения заинтересованных людей. Такого рода институты формируются в результате взаимодействия лицом к лицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Государство, теории происхождения, структура и признаки

Государство принадлежащее  государю — это объединение людей  под властью, высшей верховной для  данной территории страны. Государство  понимают в широком смысле как  управляемую страну в целом, а  в узком — как систему органов лиц и организаций, руководящих страной.

Основные отличительные  признаки они же основные структурные  элементы государства:

- суверенитет  независимость вовне и верховенство  внутри

-территория  земная поверхность + недра + территориальные воды + воздушное пространство

-население,  принадлежащее к государству  в силу гражданства или подданства

- власть особый  аппарат управления

-право обязательные  для исполнения и имеющие верховенство  внутри страны нормы поведения

- налоги.

Структуру государства описывают еще и так:

1 законодательная  и представительная власть

2 исполнительно-распорядительная  власть

3 судебная власть

4 органы надзора  и контроля

5 местное самоуправление.

ТЕОРИИ Происхождения  гос-ва:

1 .Теократическаябожественная:она  связывает возникновение гос-ва с божьим промыслом,базируется на положении о том,что источником любой власти является воля Бога.

2.Патриархальная-она  рассматривает гос.власть как  апекунскую,патриархальную,отеческую,которая  возникает в ходе исторического  развития рода в племя,а племя в общность.

3.Общественного  договорадоговорная-выводит го-во  из соглашения между правителями  и подданными,заключаемого в целях  организации общественной жизни.

4.Материалистическаямарксисткая-гос-во-это  есть машина для подавления  эк-ки господствующим классом остальных классово-соц.групп.

5.Психологическая  теория-гос-во рождается из идей.

6.Соц.-эк-кая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Форма государства: Форма правления и тип государственного устройства.

Форма правления  — это способ организации верховной власти, принципы взаимоотношения органов правления, степень участия населения в формировании органов власти.

Формы правления  делятся на монархии и республики.

Существует  несколько разновидностей монархической  формы правления:

абсолютная  монархия Саудовская Аравия, Катар, Омон — всевластие главы государства

конституционная монархия — государство, в котором  полномочия монарха ограничены конституцией. Подавляющее большинство современных  демократических монархий — парламентские  монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подчинено не монарху, а парламенту. В специфической форме монархия сохраняется сегодня почти в трети стран мира.

Существует  три основные разновидности республики: парламентская, президентская, смешанная.

Форма государственного устройства — это способ организации территориально-политического единства государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей

В современном  мире существуют:

а. унитарные государства, которые делятся лишь на административно- территориальные единицы, не имеющие права на собственную конституцию и законодательство Великобритания, Швеция, Дания, Беларусь

б. федеративные государства. Входящие в федерацию субъекты имеют собственное законодательство в рамках основных принципов федерации, правительство со своими полномочиями США, Россия, Канада, Мексика

в. конфедерация — союз государств, объединенных для решения совместных задач.

Таким образом, формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23-24 Правовое  государство и гражданское общество.

В современной  политологии правовым считается  государство, где налицо верховенство закона права во всех сферах жизни, где госвласть ограничена законами, а права и свободы граждан всесторонне защищены многочисленными нормативными актами.

Основные принципы правового государства:

- верховенство  права закона, то есть признаны  некие высшие принципы справедливого  мироустройства в том числе  неотъемлемые права личности, каковым должно соответствовать писаное право

- наличие эффективной  системы сдерживания государственной  тирании, а также эффективного  общественного контроля надзора  за соблюдением законодательства

- высокий уровень  правовой культуры и законопослушания.

В современной  политологии под гражданским  обществом понимают совокупность экономических, культурных, семейных, национальных, религиозных  и иных общественных отношений, развивающихся  автономно от государства и взаимодействующих  с ним. Поэтому гражданское общество считается существующим лишь там, где демократические права и свободы защищены надлежащим образом, а полное огосударствление общественных отношений считается явным признаком тоталитаризма.

Основами гражданского общества называют:

- рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности и индивидуальной заинтересованности

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"