Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

- развитую систему  самоуправления: независимых муниципалитетов  и влиятельных общественных организаций

- численное  преобладание среднего класса, позволяющее  ему быть самой влиятельной общественной и политической силой

- многопартийность  и свободу участия в политике

- влиятельные  СМИ, представляющие весь спектр  общественных мнений

- идеологический  плюрализм

- равенство  перед законом, беспристрастный  суд и иные эффективные средства защиты личных прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Конституция — правовая основа политической системы бел. общества. Осн. институты власти.

Конституция Республики Беларусь РБ — это основной закон  государства, который закрепляет государственную  власть. Конституция РБ появилась при советской власти и первая из них была обнародована в 1918г. На протяжении многих лет Конституция неоднократно менялась, что говорит о незрелости общества. В конституции решаются 2 осн. вопроса:1Система государственной власти.2Права свобод и обязанностей граждан. Государственные политические институты власти: парламент, правительство, бюрократия

Любая конституция  должна выполнять не только юридические, но и политические и идеологические задачи. Политическая сторона связана  с ориентирами развития государства и общества. Конституция содержит нормы и цели, которые определяют направления развития государства. Конституция является идеологическим документом ибо она является мировоззренческим документом, поскольку способствует распространению и утверждению определенных политических целей.

Согласно нашей  Конституции Республика Беларусь —  унитарное демократическое социальное правовое государство, наделенное суверенитетом, то есть верховенством и полнотой власти на своей территории, неотъемлемым правом самоопределения и самостоятельного осуществления внутренней и внешней политики. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации закреплены в качестве высшей ценности и цели общества и государства. Установлено верховенство права. Признано равенство перед законом и приоритет общепризнанных принципов международного права.

Статус личности:Важнейшим  аспектом в правильном понимании  прав и свобод человека является то, что государство в лице своих  органов может лишь устанавливать  пределы свобод человека, предоставляя определенный комплекс прав и свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Законодательная власть…

Законодательная власть представлена парламентом, который  является высшим законодательным органом  государства. Впервые был образован  в XII веке в Англии.

При характеристике парламента обычно применяют термин: высший законодательный и представительный орган. Представительный означает, что  в этом органе заседают представители различных социальных групп и классов. Законодательный означает их действие представителей — принятие законов.

Место и роль парламента, как правило, закрепляется в конституции. Понять роль, сущность, цели и задачи парламента лучше всего  через его классификацию.

Парламенты  — делятся на однопалатные и двухпалатные. Однопалатные парламенты и нижняя палата 2-х палатных парламентов всегда формируются путем выборов. Верхняя палата образуется по-разному:

по принципу наследования Великобритания

по принципу назначения главой государства Канада, Иордания

- по принципу  избрания США, Италия, Индия, Франция.

В Беларуси верхняя  палата — Совет Республики, формирующийся  по принципу территориального представительства  по 8 человек от каждой области и  Минска и 8 человек назначает Президент.

Нижняя палата, как правило, ответственна за решение  всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя.

Конституционный парламент по устройству высшей государственной  власти:

парламенты, работающие по принципу парламентского ответственного правления. Этому парламенту предоставлено право формировать правительство и право отправлять правительство в отставку Великобритания, Италия, Германия, Венгрия и др.

парламент с  президентской формой правления. Здесь  существует жесткий принцип разделения властей и принцип сдержек и противовесов. Парламент не может объявить вотум недоверия правительству

парламент, где  существует смешанная форма правления. Имеет место реальный институт парламентской  ответственности правительства. Президент  наделён правом роспуска парламента Франция

в ряде стран  парламент играет декоративную роль. Их иногда называют консультативные  парламенты. Такие парламенты предусмотрены  конституциями некоторых исламских  странах Кувейт, Бахрейн, Объединённые Арабские Эмираты к этой группе относятся парламенты, где сохранились социалистические системы Куба, КНДР, Вьетнам.

Для успешной работы парламента создаются комиссии или  комитеты. Они образуются из депутатов, проводят подготовительную работу по созданию и оценке законопроектов.

Партийные объединения в парламенте называются партийными фракциями или парламентскими группами. Фракции участвуют в формировании руководящих органов палат, участвуют в направлении хода прений и дебатов, влияют на исход голосования.

Главной функцией парламента является законотворчество, обсуждение, изменение поправок, согласование интересов партийных фракций.

Представительская функция означает защиту депутатами интересов своих избирателей.

Формирование  бюджета предполагает его утверждение  и определение финансовой политики.

Парламент может  выполнять внешнеполитические функции: утверждение военной доктрины, ратификация  международных договоров, объявление войны, заключение мира и др.

Пределы деятельности законодательной власти ограничены принципами права, естественными правами человека и находятся под контролем народа и специальных конституционных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Исполнительная власть в политической системе бел.общества.

Конституция возлагала  на впервые созданный институт президентства, который пользуется широкой популярностью во всем мире. Кстати сказать, более 130 стран мира имеют в своей политической системе институт президентской власти. Согласно ст. 95 Конституции Президент являлся не только Главой государства, но и главой исполнительной власти. В силу этого он должен был выполнять функции, обязанности двух должностей, которые имели разные цели, задачи и уровни властности. К тому же обязанности Главы государства не были обеспечены должным объемом правомочий.

Принятые на референдуме 24 ноября 1996 года изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь существенно обогатили теорию и конституционную практику разделения властей. Президент Республики Беларусь перестал быть главой исполнительной власти, что, однако не превращает его в некий государственный символ.

В результате последовательного  закрепления в Конституции принципа разделения властей, усиливается исполнительная власть, а Совет Министров становится сильным институтом государственной  власти, единственным органом, возглавляющим  и осуществляющим исполнительную власть, а равно выступающим в качестве центрального органа государственного управления.Статус Совета Министров и его Премьер-министра получает в главе пятой Конституции четкое, детальное закрепление, что свидетельствует об их значимости, роли в системе органов государственной власти, и в практике государственного управления. В частности, Правительство Республики Беларусь:

-руководит системой  подчиненных ему органов государственного  управления и других органов  исполнительной власти

-разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации

-разрабатывает  и представляет Президенту для  внесения в Парламент проект  республиканского бюджета и отчет  об его исполнении

-обеспечивает  проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда

-принимает меры  по обеспечению прав и свобод  граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

-выступает от  имени собственника в отношении  имущества, являющегося собственностью  Республики Беларусь, организует  управление государственной собственностью

-обеспечивает  исполнение Конституции, законов  и декретов, указов и распоряжений  Президента

-отменяет акты  министерств и иных республиканских  органов государственного управления

-осуществляет  иные полномочия, возложенные на  него Конституцией, законами и актами Президента

-с обретением  Советом Министров самостоятельного  статуса усиливается его ответственность  перед Парламентом , хотя депутаты  Палаты представителей могут  быть одновременно членами Правительства

-Ответственность  Правительства перед Парламентом, участие Палаты представителей в процессе формирования Совета Министров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Понятие, происхождение и функции политических партий. Политическая партия- добровольно организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных соц слоев и стремится к реализации своей цели путем борьбы за власть и ее использование.

Социальная база партии-это  те слои общества, интересы которых  партия выражает. Как правило, в этих слоях партияпользуется наибольшим влиянием, и они поддерживают ее на протяжении длительного времени.

Электорат -избиратели, голосующие за партию на выборах. Члены партии — лица, формально состоящие и  участвующие в деятельности партии. Если не все члены партии являются единомышленниками, это может приводить к образованию внутри партии фракций — групп, выдвигающих программы, отличные от общей программы партии. Ф-ции:

1.Борьба за завоевание  и исп-ние полит власти в  интересах поддерживающих партию  групп населения.

2.Представительская: выражает  соц интересы

3.Соц интеграция заключается  во включении различных соц.  групп в политическую систему  и примирение их конфликтных  политических интересов.

4.Отбор и рекрутирование  призыв политических лидеров  и элит для всех уровней  политической системы.

5.Полит социализация граждан, формирование у них качеств и навыков участия в отношении власти

6. Идеологическая — разработка  теоретических концепций и ведение  политической агитации и пропаганды.

7.Углубление связей и  отношений между различными ветвями  власти.

Партийные системы и их типология. Партийная система — это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти. Типы ПС: Беспартийные, Однопартийные, Двухпартийные, многопартийные.Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах Катар, Кувейт. Двухпартийные системы США, Барбадос характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов.В многонартийных системах ни одна из партий, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными и тоталитарными режимами.

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Характеристика  политических партий РБ.

Процесс становления  многопартийной системы в Беларуси практически начался в середине 80-х годов, когда стали организованно  оформляться новые общественно-политические движения. К этому времени были созданы определенные экономические, социально-политические и правовые условия. В 1991 г. в Беларуси принят закон Об общественных объединениях. В нем определен порядок создания и деятельности различных политических партий и общественных объединений.

В настоящее  время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией ст. 4,5, законом О политических партиях 1994 г., законом Об общественных объединениях 1994 г..

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"