Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

8.Вера в социальный  прогресс — общество находится  в состоянии непрерывного совершенствования,  возможное его умеренное реформирование.

9.Вера в силу  Разума, способного познать высшие  истины и регулировать весь  уклад жизни.

Социалистическая  идеология

Социалистическая  идеология имеет длительную историю. Теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

Опираясь на общечеловеческие идеалы, мыслители  социолизма объявили Свободу, Равенство  и Справедливость высшими ценностями жизни. Главными чертами нового общественного  устройства провозглашались общность имущества, обязательность труда для всех, равное распределение его результатов, реализация способностей личности. Представители утопического социализма исходили из того, что с установлением общественной собственности на смену индивидуализму придет ассоциативная деятельность людей, интересы которых не будут вступать в разрушающий общество конфликт.

Демократический социализм абсолютная ценность —  борьба за качество жизни

Особенностью  идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования  и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике.

Идея политической демократии основывается на принципах  свободы и равенства. Социал-демократы  признают возможность существования  различных форм демократии.

Давая обоснование  экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики.

Термином социальная демократия обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая  комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности.

Консерватизм

Важнейшим принципом  консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание  существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей.

Основные ценности консервативной идеологии:

1.Следование  традиционным устоям жизни авторитет,  семья, религия, национальное  единство, сильное государство, патриотизм, нравственность.

2.Приоритет  общества по отношению к государству  и индивиду общество необходимо защищать от разрушающего индивидуализма.

3.Зависимость  прав и свобод человека от  конкретно-исторических условий  естественные права человека  признаются до того предела,  пока они не противоречат историческому  праву — существующим традициям.

4.Сильное государство, прерогатива которого состоит в том, чтобы следить за выполнением людьми взаимных обязательств и сдерживать проявления негативных сторон человеческой натуры.

5.Права индивида  и права государства должны  уравновешивать друг друга, чтобы  общество не пострадало ни от одного из них.

6.Стабильное  равновесное эволюционное развитие  — острожное отношение к переменам,  отрицание революционных переворотов.

7.Социальное  неравенство стимулирует индивидуальную  активность, оно естественно, всегда  было и будет присуще обществу.

8.Скептицизм  в отношении возможностей познания  человеком закономерностей бытия.

Другим важнейшим  принципом консерватизма является традиционализм.

Неоконсерватизм главное — приоритет рынку, авторитарное гос-во.

В экономической  области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, принцип справедливости, принцип субсидиарности. В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции — демократия должна быть вертикальной, элитарной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Политические  кризисы и конфликты, их причины  и источники. Разрешение конфликтов  и управление ими.

Политический  конфликт — это столкновение уже  интегрированных интересов социальных групп, выраженных в виде политических ценностей, задач, требований, лозунгов и, как правило, связанных с борьбой за ресурсы власти. Непосредственными агентами политического противоборства выступают организованные субъекты: институты государства, политические партии, парламентские фракции, общественно-политические движения, СМИ. Политический конфликт — разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон групп, государств, индивидов, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Он возникает и развивается по поводу политической власти и ее функционирования в данном обществе. Таким образом, политический конфликт есть целенаправленное противоборство общественных субъектов с противоположными политическими интересами, ценностями и целями в системе отношений власти, политического господства и управления.

Источники конфликта  делят на внесоциальные например, особенности человека как вида и  социальные. К последним можно  отнести следующие:

- разнообразные  формы и аспекты общественных  отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функции с интересами и потребностью во власти, недостаток ресурсов и т.д.; — расхождения людей их групп и объединений в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. — процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе.

В политическом конфликте вместе, а точнее наряду с полярными силами действуют  центристские, не разделяющие противоположные  позиции полярных. В острых ситуациях  политической борьбы центристы большей частью либо ретируются из конфликтного поля, либо переходят в лагерь одной из враждующих сторон. Подлинно полярными на любой стадии конфликта выступают только носители основной его линии. Это — правые как защитники статус кво системы и левые, борющиеся за коренное изменение. Главная сила последних — оппозиция. При разнородности правых формируется правая оппозиция. Не бывает однородной и левой.

Причины конфликтов: 1Объективные — разнообразные  формы и аспекты общественных отношений, которые определяют несовпадение статусов субъектов политики, их политических ролей, функций, интересов, потребностей. 2Субъективные — расхождение людей, групп и объединений в базовых ценностях, оценки исторических или актуальных событий, политических идеалов. 3Идентификация — осознание гражданами своей принадлежности к государственным, социальным, религиозным, национальным и прочим принадлежностям, определяющих их место в политической системе.

В политологии  сформировался ряд типологий  политических конфликтов:

1.По источникам или по характеру: аконфликт интересов; бценностей; видентификации. 2 По уровню формирования конфликта: амежличностный; б групповой; в на уровне подсистем общества. 2.На региональном или глобальном уровне: амеждународные конфликты: региональные, государственные, межсистемные; бвнутриполитические: межнациональные, социальные, организационные, религиозные.

Обычно рассматривают  два основных варианта окончания  конфликта — достижение примирения сторон либо их непримиримость т.е. создание тупиковой ситуации, неразрешимости конфликта. Примирение участвующих в конфликте сторон может носить характер полного или частичного урегулирования т.е. изменения поведения одной или нескольких сторон конфликта без исчерпания предмета спорных отношений либо разрешения конфликта уничтожающего сам повод для такого взаимодействия сторон. Добиваться примирения необходимо через соглашение, компромисс, подчинение, уступку и разрыв с прошлым.

В целях мирного  разрешения конфликтов и кризисов желательно опираться на ряд факторов. Среди  них:

- институциональный  фактор — существование или  воссоздание в обществе института  для ведения переговоров: согласительные  комиссии, конституционный суд и  т.д.

- консенсуальный  фактор — наличие согласия  между сторонами по поводу  того, что должно собой представлять  совместное решение

- кумулятивный  фактор — чем меньше участников  конфликта, тем вероятнее шанс  его мирного урегулирования

- фактор исторического  опыта — привлечение на свою сторону сил и традиций мирного урегулирования конфликта, имеющихся в данной стране или других странах

- фактор равновесия  сил — обе стороны должны  иметь равные права и полномочия  решать конфликтную ситуацию

- психологический  фактор — учет субъективных особенностей участников конфликта

- социокультурный  и этнический факторы — учет  цивилизационной, национально-этнической  и социокультурной среды, в  которой происходит конфликт  и ее влияние на его специфику.

По окончании  конфликта важно так представить результаты переговоров компромиссов, соглашений, силового давления, чтобы массы восприняли их адекватно, не посчитав, к примеру, это унизительным миром, проигрышем и пр. Таким образом, будут исключены реакции, которые могли бы поставить под вопрос принятые решения.

 

 

 

 

 

46.Понятие  политического кризиса. Виды политических  кризисов. Сущность общенациональной  кризиса.

Наибольший  интерес для политологии представляют те конфликты, которые затрагивают  саму основу политической системы. Для  рассмотрения такого рода конфликтов нам потребуется новое понятие политический кризис. Политический кризис — это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Выделяют внешнеполитические кризисы, обусловленные международными противоречиями и конфликтами, и внутриполитические кризисы. Среди последних можно выделить следующие:

Правительственный кризис — выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами.

Парламентский кризис — это изменение соотношения  сил в органах законодательной  власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства  граждан страны. Результат — роспуск  парламента и назначение новых выборов. П

Конституционный кризис — связан с фактическим  прекращением действия Основного закона страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность, то есть правомочность, и требуется ее качественный пересмотр

Наиболее опасным  для власти оказывается социально-политический, общенациональный кризис. Он может включать почти всегда включает в себя и три предыдущих, демонстрируя кризис власти. Этот кризис затрагивает сам фундамент общественного здания и вплотную подводит к смене власти. На его основе может возникнуть и революция, и контрреволюция, и серия крупных реформ. Развязка кризиса зависит от степени его зрелости, от соотношения социально-политических сил

Политические  конфликты и кризисы — драматические  моменты в судьбах общества, однако их роль в общественном развитии амбивалентна: они дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно служат началом нового этапа развития при условии их благополучного разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Технология  урегулирования политических конфликтов. Роль компромиссов в урегулировании конфликтов. Механизм согласования политических интересов.

Урегулирование  конфликтов — довольно широкое понятие. Оно подразумевает: предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными  действиями войнами, массовыми беспорядками и др.; разрешение конфликтов путем устранения причин, вызывающих их; формирование нового уровня отношений участников снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы.

В политической практике существуют различные пути урегулирования конфликтов, т.е. снижение их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон.

Все их можно  свести к следующим четырем методам:

1. Отрицание,  замалчивание имеющихся конфликтов.

2. Применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам.

3. Осуществление  реформ, призванных частично устранить  предпосылки, приведшие к открытому  столкновению.

4. Попытки коренного  разрешения конфликтов путем  устранения их непосредственных  причин.

Выбор того или  иного метода в практической политике определяется многими факторами. Первые два метода весьма часто употребляются, особенно на ранних стадиях развития конфликтов. Однако в долгосрочной перспективе они едва ли приводят к положительным результатам. Конечно, замалчивание конфликта на первых порах сможет притормозить его развитие. Физическое принуждение также может на некоторое время сдержать действия сторон. Но при этом сохраняется угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как его глубинные корни оказываются незатронутыми. Раньше или позже для урегулирования конфликтов приходится прибегать к использованию третьего или четвертого метода.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"