Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

влияние должно быть постоянным

оно осуществляется по широкому кругу вопросов

влияние должно быть продолжительным

лидеры осуществляют свое влияние над экономической и социальной сферой, над внешней политикой, их влияние распространяется на культуру и на любую общественную программу.

Полит-е лидеры выполняют в общ-е ряд важнейших  ф-ций:

1 интегративная,  т.е. лидеры объединяют массовые  группы населения вокруг себя и вокруг общих национальных и социальных идей

2 ориентационная, т.е. лидер вырабатывает курс, учитывая интересы и потребности  различных групп общества и  тенденций мирового развития

3 инструментальная, т.е. лидер формирует специфическую  систему способов, методов решения задач, посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами

4 генерирующая, т.е. лидер должен принимать  оптимальные решения по вопросам, требующим разрешения в обществе

5 функция политической  интуиции,

В политологии  существуют различные типологии лидерства. Наиболее признанная типология М. Вебера, который выделяет 3 типа лидерства:

1 традиционное  лидерство — это лидерство,  основанное на вере и святости  традиций передача власти монарха  сыну

2 харизматичное  — основанное на сверхъестественных способностях вождя, основывается на культе его личности

3 рациональное  легальное лидерство — основанное  на лидерстве в соответствии  с законами, является лидером,  потому что он избран в соответствии  с законом

В политологии  выделяют несколько образов лидерства:

1 лидер-знаменосец  — эти лидеры производят наиболее  яркое эмоционально-психологическое  воздействие на массы, они введут  за собой людей во имя свободы,  равенства, счастья

2 лидер-служитель  — эти лидеры выражают интересы  тех слоев населения, которые выдвинули его в качестве лидера

3 лидеры-торговцы  — это те лидеры, которые умеют  убеждать в своей правоте

4 лидеры-пожарные  — лидеры, которые обладают особой  реакцией на следующие ситуации  и способны организовать необходимые  действия

5 лидер-государственный муж — лидер, которые не связан с конкретной партией, он обладает способностями вывести страну из сложной ситуации

6 собственно  политический лидер — лидер,  который обладает способностью  влиять на партийный аппарат  и одновременно осуществлять представительные функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Лидер как интегратор общества, как легитиматор политического строя.

Легитимность  от лат. легитимус — законный —  законность политической власти, ее общественное признание, одобрение большинством населения и согласие подчиняться власти.

Лидерство —  это влияние на других людей В. Кац, Л. Эдингер и др.. Однако, это  не любое влияние, а такое, для  которого характерны четыре особенности.

Во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К  политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако, было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

Во-вторых, руководящее  воздействие лидера должно осуществляться на всю группу организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

В-третьих, политического  лидера отличает явный приоритет  во влиянии. Отношения лидера и ведомых  характеризует ассиметричность, неравенство  во взаимодействии, однозначная направленность воздействия — от лидера к членам группы.

В-четвертых, влияние  лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж.Блондель, допускают использование принуждения.

политическое  лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Понятие, структура и типы политической системы общества.

Политическая  система представляет собой сложную, разветвленную совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.Под политической системой понимается все, имеющее отношение к политике и рассматриваемое в виде единой структуры, включающей в себя:

- госорганы  это основная часть институциональной  подсистемы или доминанта совокупности  политических субъектов

- партии и  иные общественные объединения,  имеющие отношение к осуществлению госвласти это вспомогательная часть институциональной подсистемы

- научные, образовательные,  информационные и иные учреждения, формирующие политические теории  и прикладные рекомендации это  теоретическое обеспечение институциональной  подсистемы

- политические  идеи, взгляды, мнения, сведения и  т.п. это идеологическая подсистема  или политическое сознание

- правовые нормы,  традиции и иные правила, осуществление  политической деятельности это  нормативно-правовая подсистема

- методики и  механизмы осуществления политической деятельности это методико-функциональная подсистема, или организационная подсистема

- средства связи  и взаимодействия это коммуникативная  подсистема

- материально-технические  ресурсы это материально-техническая  подсистема.

Типы политических систем:

- по политическому  режиму степени свободы: демократические  — недемократические авторитарные  и тоталитарные, либо отрытые  и закрытые общества, либо кемпинги  — концлагеря

- по формационно-классовым  марксистским критериям: первобытно-общинные  — рабовладельческие — феодальные — капиталистические — социалистические

- по динамичности  отношению к переменам: консервативные  — реформистские — революционные,  либо традиционалистские — трансформационные  — модернистские

- по связи  с другими странами: автономные — взаимосвязанные — интегрированные

- завершенные  — незавершенные;- централизованные  моноцентрические — децентр-е  полицентрические, плюралистические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Институциональный и системный подходы к анализу полит.системы. Функции политических систем.

В политологии  сложились следующие подходы  к определению политической системы:

Институциональный — рассматривает политическую систему  как совокупность политических институтов, с помощью которых осуществляется регулирование политической жизни  общества.

Системный подход рассматривает общество как единую социальную систему, состоящую из целого ряда подсистем: экономической, социальной, политической, духовной. Выполняя функции, каждая из них способствует реализации общей цели системы.

Структурно-функциональный — анализ политической системы рассматривает ее с точки зрения совокупности взаимосвязанных институтов, норм, ценностей, отношений, включая в себя институциональную, нормативную, коммуникативную, культурную подсистемы.

Функции:

- консолидация  общества, в том числе путем налаживания общественных коммуникаций

- мониторинг  отслеживания внутреннего и внешнего  состояния государства и общества

- определение  целей и задач, включая их  формулирование

- выявление  проблем и конфликтов

- выработка норм права, правил, программ и конкр-х решений

- организация  исполнения применения законодательства, правил, программ и решений

- контроль исполнения.

16. Политическая система РБ.

В политическую систему Республики Беларусь, помимо госорганов Парламент, Палата Представителей, Совет Республики, Правительство, судебная власть входят 15 политических партий, а также профсоюзы и иные общественные объединения среди которых особое место занимает республиканское общественное объединение Белая Русь.

Особенности белорусской  политической системы:

- она находится  в стадии формирования, поскольку  наше государство суверенно только 18 лет, а ныне действующей редакции  белорусской Конституции — 14 лет, да и белорусский этнос  народ нельзя считать окончательно  сформированным

- в советские  годы политическая самостоятельность БССР была мизерной, поэтому не вырабатывались навыки и традиции самостоятельной политики — в результате все в зачаточном состоянии и всем приходится действовать с чистого листа

- абсолютное  доминирование Главы государства

- низкая популярность политических партий, антипартийные настроения у подавляющего большинства белорусских граждан

- все попытки  налаживания диалога между властью  и оппозицией закончились провалом  или близки к этому.

 

 

 

 

 

17. Политический режим. Типы политических режимов.

Политический  режим от латинского regimen — управление — образ правления, общая характеристика системы правления.

К понятию режим  политологи всегда добавляют прилагательное словосочетание, призванное подчеркнуть  характерную особенность того или иного вида правления. Например: коммунистический режим, нацистский режим, террористический режим, мягкий режим и т.п. Здесь возможны любые варианты.

В качестве же основного  критерия разграничения классификации  политических режимов в современной  политологии используют уровень политических свобод соотношение позволительного — позволяемого — непозволенного. При этом оценивается политическая система в целом, а особое внимание обращается на жесткость властвования и объем предоставляемых гражданам прав и свобод. При этом политические режимы делят на 1 либеральные, 2 ограниченно либеральные и 3 нелиберальные. Первый вид режимов многие политологи склонны называть демократическими, вторые — авторитарными, третьи — тоталитарными.

Однако таким  делением дело не ограничивается. В дальнейшем, чтобы подчеркнуть ту или иную разновидность политического режима, политологи, не жалея слов, составляют примерно такие комбинации: авторитарно-демократический, анархо-демократический, охлократический, олигархическо-клановый, опекунско-демократический, модернистски-олигархический, тотально-автократический и т.п.

 

18. Исторический опыт и формы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии.

Тоталитарный  политич.режим-политич.режим,основанный на полномтотальномконтроле и жесткой регламентации со стороны гос-ва над всеми сферами жизнедеятельности об-ва,опирающейся на ср-во прямого,вооруженного насилия.ХАР-НЫЕ ЧЕРТЫ:

-высокая степень  концентрации,централизация политич.власти  и её проникновение во все  сферы жизнедеятельности об-ва

-формирование власти,осуществляющейся бюракратическим путем и неподконтрольно об-ву,управление осуществляется закрытым,правящим слоем-наменклатурой

-существует  единственная правящая партия  с харизматическим лидером

-партийные ячейки  пронизывают все организационные стр-ры об-ва

-демократич. права  и свободы носят декларативный  хар-р.

-господствует  одна идеология

-полное подчинение  власти СМИ, информация используется  для манипулирования

-власть имеет  особые полномочия для осуществления  соц.контроля,принуждения и запугивания населения

-власть осуществляет  жесткий контроль над эк-кой,обладая  высокой способностью концетрации  и мобилизации эк-ких ресурсов

-территориально-гос-венное  устройство стремится к унитарной  форме.

Авторитарный  режим название происходит от латинского autoritas — власть, влияние характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже  есть сферы, не контролируемые властью: экономика иногда частично, религия, культура, частная жизнь граждан.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"