Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат

Описание работы

Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

        Для этого в самом начале   необходимо заключить трехсторонний  договор между детским домом,  принимающей семьей,  органами опеки. (договор семейного центра ).

Четко определить цели сопровождения детей  и семьи в зависимости от статуса  ребенка. Если ребенок  экстренно  изъят из семьи ( особенно впервые), или направлен в реабилитационный центр по заявлению родителей или ближайших родственников , то в этом случае в задачу службы сопровождения входит работа с семьей по решению вопросов по созданию условий ( материальных через оказание помощи в трудоустройстве, постановке на учет в специальные службы, оформлении документов на получение субсидий, пособий и тому подобное , жилищно-бытовых, восстановления  утраченных взаимоотношений  и тому подобное) для возвращения ребенка в  кровную семью. Ребенок на период работы с семьей или оформления документов может проживать в семейной воспитательной группе. Тогда работа службы ведется уже с принимающими родителями и через них с ребенком.В случае невозможности возвращения ребенка к кровным родителям ( смерть ,  лишение по суду свободы с отбыванием срока в тюрьме,  жестокое обращение с ребенком и возбуждение  дела о лишении родительских прав, тяжелое заболевание , требующее постоянной госпитализации или ухода) специалистами службы рассматриваются варианты дальнейшего жизнеустройства ребенка , в первую очередь семейные формы ( опека или усыновление ближайшими родственниками, знакомыми, приемные семьи или определение в государственное учреждение, что предполагает  передачу ребенка на сопровождение в службу детского дома). В этом случае  специалисты службы сопровождения детского дома  также подбирают форму жизнеустройства для ребенка: патронатная семья, приемная , усыновление. При подборе кандидатов работа ведется параллельно и с ними, а в случае положительного решения о передаче ребенка в новую семью, идет плановое сопровождение.

   Из вышесказанного ясно, что цели  и задачи служб сопровождения  различны в зависимости от  целей  и задач  учреждений ( реабилитационный центр для  несовершеннолетних, детский дом).

             Нами рассматривалась  модели :

  • модель взаимодействия  окружного  детского дома,  органа опеки и попечительства и замещающих семей;
  • модель  реабилитационного центра с семейно-воспитательной группой и кровных семей;
  • модель организации  реабилитационного пространства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

     Различие содержания и направлений  работы  в моделях взаимодействия  учреждения и  замещающих семей  в целях работы с детьми  и семьями граждан ( кровными  и принимающими)  и , следовательно, в конечном результате.

    В первой модели (служба сопровождения при детском доме, дети со статусом сироты)  :

      Цель: определение ребенка-сироту  в семью и создание условий   для  выполнения воспитательной, коррекционной и социализирующей  функции этой семьи

Задачи  службы сопровождения детских домов  и школ-интернатов:

  • поиск, учет семей, желающих взять на воспитание детей-сирот, участвующих в программах «На каникулы в семью», « Семейный патронат воспитанников детских домов»;
  • решение вопроса о дальнейшем устройстве ребенка в  замещающую семью ( через договор о социальном патронаже);
  • организация патронатных семей, (долгосрочный патронат до совершеннолетия);
  • мониторинг замещающих семей;
  • собеседование  и подготовка ( учеба) кандидатов;
  • организация краткосрочного патроната (до 6 месяцев) для демонстрации модели социально-здоровой семьи;
  • защита прав и интересов детей-сирот в инстанциях, органах власти, ведомствах по предоставлению льгот, жилья и так далее ;
  • организация мероприятий по интеграции детей-сирот в общество, определение выпускников в  семейные центры для проживания и адаптации к условиям самостоятельной жизни выпускников детского дома;
  • подготовка детей к проживанию в  семье, формирование образа семьи, семьянина.

В зависимости  от  категории клиентов службы сопровождения меняется и содержание работы. Так главным в работе :

1.С детьми:

    • определение актуального уровня развития ребенка, состояния здоровья, сбор данных о ближайших родственниках;
    • соблюдение статуса ребенка;
    • подготовка ребенка (через специальные занятия) к самостоятельной жизни;
    • подготовка ребенка к проживанию в замещающей семье( через специально организованные занятия, консультирование у специалистов службы);
  1. С потенциальными родителями:
    • предоставление информации о конкретном ребенке ;
    • подбор кандидатов( детей и взрослых);
    • учеба;
    • консультирование;
    • оказание поддержки;
  1. Со СМИ:
    • формирование общественного мнения в регионе, в районе;
    • поиск кандидатов из числа взрослого населения ;
  1. С администрацией детского дома:
    • решение нормативно-правовых вопросов;
    • обучение и консультирование сотрудников;
    • подбор кандидатов из числа детей.

       Для  реализации содержания  указанных направлений разработаны  программы подготовки детей и  родителей, программы  сопровождения  замещающих семей.(Приложение)

Результатом работы является – создание и становление семьи и закрепление ребенка в ней.

      Особо следует отметить так  называемые круги заботы службы. К ним относятся :

  1. Дети-сироты, находящиеся в детском доме или передаваемые из реабилитационного центра ( адаптация детей к учреждению, коррекция нарушений в развитии  ребенка , полученных в следствии неправильного обращения в семье, формирование представлений , позитивного образа семьи, подготовка к самостоятельной жизни после выпуска , профессиональное и жизненное самоопределение, подготовка к передаче в замещающие семьи. Данная работа проводится специалистами службы с привлечением сотрудников детского дома: воспитателей, педагогов. Планы и программы,  их корректировка  в зависимости от полученных результатов, индивидуальные образовательные маршруты (при необходимости) обсуждаются на заседаниях службы (консилиумах (Приложение положение), результаты могут быть представлены на педсоветах учреждения. Здесь же организуется и проводится работа с администрацией и воспитателями.
  2. Патронатные семьи. (адаптация детей в семье, мониторинг результативности прохождения программ работы с детьми, консультирование и плановое обучение патронатных родителей, привлечение к планированию по коррекционо-развивающей работе с ребенком в условиях семьи.)
  3. Приемные семьи.  Семьи особой заботы службы сопровождения, так как в отличии от патронатных, родители не являются сотрудниками детского дома и дети, принятые в семью также могут быть взяты из других учреждений, привезены из других областей, что , соответственно не гарантирует их предварительную подготовку (адаптация  всех членов семьи и ребенка к новым условиям проживания, консультирование детей и родителей по возникающим вопросам , периодическая учеба ( участие в семинарах, тренингах, мониторинг результативности пребывания ребенка в семье и работы с семьями).
  4. Опекуны  и усыновители (открытые) (консультирование, участие в обучающих семинарах, тренингах).

   В первой модели взаимодействие с органами опеки  предусматривает решение  вопроса о получении заключения на передачу ребенка-сироты на воспитание в замещающую семью ( сбор документов претендентами, рассмотрение заявления и принятие окончательного решения). 

     Во второй модели  ( служба сопровождения при реабилитационном центре детей без статуса сироты):

Цель: возвращение  ребенка в кровную семью или  при отсутствии   такой возможности  решение о дальнейшем жизнеустройстве  ребенка.

Задачи  службы сопровождения :

           - работа с кровной семьей (социальный  патронаж);

  • работа по восстановлению детско-родительских отношений, налаживание отношений с кровными родственниками ;

  - решение  вопроса о дальнейшем устройстве  ребенка (возвращение в   

    кровную семью или оформление  статуса сироты и передача  в 

   учреждение);

              - организация семейно-воспитательных групп ;

              - мониторинг  семейных воспитательных  групп        В зависимости  от  категории клиентов службы  сопровождения меняется и содержание  работы. Так главным в работе :

        1. С кровной семьей:
  • консультирование родителей;
  • оказание помощи в трудоустройстве, решении жилищно-бытовых вопросов, сборе документов на получение пособий, льгот;
  • обучение;
        1. С  семейной воспитательной группой:
    • предоставление информации о конкретном ребенке ;
    • подбор кандидатов( детей и взрослых);
    • учеба;
    • консультирование;
    • оказание поддержки;
    • планирование воспитательной работы в зависимости от нужд и потребностей конкретного ребенка;
    • мониторинг результативности работы.

          3.С детьми:

    • определение актуального уровня развития ребенка, состояния здоровья, сбор данных о ближайших родственниках;
    • подготовка ребенка (через специальные занятия) к возвращению в семью;
    • коррекция отклонений в развитии ребенка, развивающие занятия (специально организованные занятия, консультирование у специалистов службы);

4.С детски домом:

  • передача ребенка  (в случае принятия такового решения) службе сопровождения;
  • предоставление информации о ребенке ;

5.С органами  опеки и попечительства, комиссией  по делам несовершеннолетних, другими  учреждениями по работе с семьей :

  • решение нормативно-правовых вопросов;
  • консультирование;
  • обращение за помощью в решении вопросов, не входящих в компетенцию службы сопровождения и реабилитационного центра;

6. С  администрацией учреждения:

    • решение нормативно-правовых вопросов;
    • обучение и консультирование сотрудников.

      Для реализации содержания службой  разрабатываются и внедряются  программы социального патронажа  семьи, программы воспитательной  работы семейных воспитательных  групп.

     Результатом такой работы должно  стать:   возвращение ребенка  в кровную семью или определение дальнейшего жизнеустройства ребенка В данной модели  в зависимости от причин помещения ребенка в реабилитационный центр можно следующие группы детей и в зависимости от этого определить направления работы с ними: 

       Первое направление в работе  - (семейный патронат) помещение в семью  детей, нуждающихся на время   в попечении (до определения статуса, оформления документов, определения дальнейшего жизнеустройства, на время болезни, отъезда родителя (обоих), из-за болезни ребенка и тому подобные). Цель: создание атмосферы заботы, буферной зоны между прежней жизнью в семье и новыми условиями жизнеустройства.

      Второе направление- (реабилитационное) экстренное изъятие ребенка из  неблагополучной семьи. 

Цель : изоляция на время ребенка от неблагоприятного влияния семейной обстановки, профилактика бродяжничества и безнадзорности, нормализация семейной атмосферы через воздействие и коррекционно вспомогательную работу с семьей.

      Третье направление – (профилактическое) принятие детей из семей, испытывающих временные трудности (семьи беженцев, попавших в трудные жизненные ситуации из-за потери кормильца, работы, жилья и тому подобное).

Информация о работе Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей