Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат

Описание работы

Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

    В Приморском крае   новая форма  семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения (патронатное воспитание) осуществлялось в рамках проекта «Семейный очаг» Некоторые детские дома России начали работу по организации патронатного воспитания с передачи ребенка в семью на летний отдых, на каникулы или на выходные дни (г. Питкяранга Республики Карелия, г. Печоры Псковской области, г. Старая Русса Новгородской области, г. Калининград, г. Пермь г. Железногорске Ямало-Ненецкого автономного округа и Газ-Салинским Домом детства Южно-Сахалинска г. Смоленске  г. Владивостоке Приморского края и другие).

    Как видно из примеров регионов, везде  при введении новых форм семейного  жизнеустройства детей кроме  перечисленных этапов присутствовало еще одно непременное условие  успешности работы – наличие специально организованных служб, группы специалистов: психологов, социальных педагогов, медицинских работников, которые занимались как подбором кандидатов, подготовкой, так и участвовали в  дальнейшем  сопровождении состоявшихся семей, в том числе и гостевых. В Новосибирске, например,  специалисты учреждения совместно с органами опеки и попечительства, социальной защиты населения по месту жительства воспитателя осуществляют систематический контроль над условиями проживания, воспитания, развития и состоянием здоровья воспитанника, а также за выполнением воспитателем семейной группы своих обязанностей по отношению к ребенку и рекомендаций специалистов учреждения. Так в приюте "Милосердие"  Санкт-Петербурга  работает Школа приемных родителей, организованная благотворительной организацией "Врачи мира" совместно с приютами "Альмус" и "Дом милосердия»[193].

        Цель проекта - подготовка родителей,  готовых принять на воспитание  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей. На  первом этапе привлекаются заинтересованные семьи, проводится психологическое тестирование, отбор и обучение приемных родителей. На втором - путем психологического подбора детей и родителей происходит формирование семейно-воспитательных групп (приемных семей), которые в дальнейшем получат психологическую, медицинскую, юридическую и педагогическую поддержку.

         За два года существования  проекта обучение прошли 157 человек.  Из выпускников последней школы  14 человек получили сертификаты  об окончании, пять семей берут детей в гостевую семью, которая в будущем может перерасти в другую форму опеки и попечительства. Школа работает круглогодично по мере формирования групп.

          Даже  при помещении ребенка  в гостевую семью  в Смоленске   с  воспитателями   проводятся  так называемые тренинги, чтобы они смогли  объяснять, что значит для детей сходить в гости в незнакомую семью, как себя там вести и почему потом надо вернуться в детдом. С детьми работают штатные психологи,  тринадцать специалистов, и в основном это профессиональные психологи из СахГУ. Сначала идет коррекция психики ребенка. Есть в штатном расписании юрист, менеджер по социальному маркетингу и, в обязательном порядке, педиатр, который учит будущих наставников приемам первой медицинской помощи. Специалисты составляют на воспитанников детских домов подробные психологические карты (портреты), где содержится информация о способностях, навыках и желаниях ребенка.

Работа  в детском доме по проблеме адаптации  ребенка и усыновителя ведется не только с будущими опекунами, но и с детьми. Дети, поступающие в детский дом, имеют чаще всего отрицательный опыт поведения в семье, смутно представляют, какой должна быть настоящая семья. Поэтому перед коллективом стоит задача формирования позитивного образа семьи у воспитанников . в Иркутской области привел к созданию социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних с наличием в его структуре социального приюта, социальной гостиницы, семейной воспитательной группы и других подразделений. 
 
 
 
 

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать ряд выводов.

  1. Учеными-психологами доказано, что сам факт помещения ребенка в детский дом в силу переживаемого им стресса отбрасывает его в психическом развитии, как минимум, на полгода, и чем раньше по возрасту ребенок туда направляется, тем больше возникает проблем в становлении его как личности. Воспитать хорошим семьянином человека, не знающего, что такое семья, сложно. Важным направлением работы детского дома является формирование позитивного образа семьи у воспитанников. Дети должны знать, что в семье отношения складываются на основе уважения и любви взрослых и детей друг к другу, к старшим и пожилым. В семье всегда можно найти поддержку и взаимопонимание. В семье рождаются и воспитываются дети, старшие помогают младшим, сильные — слабым. Нужна особая атмосфера терпения и определенная работа педагогического коллектива по формированию позитивного образа семьи.
  2. Если есть хоть какая-то возможность восстановить родственные связи и определить ребенка в родную семью, то необходимо вести работу в этом направлении. Если же поддержание таких связей невозможно, то следует проводить работу по подготовке  детей к возможной жизни в условиях приемной семьи.  Для этого важно, чтобы у ребенка сформировалась позитивная мотивация на возможных приемных родителей. В этих направлениях стараются вести подготовку ребенка к жизни в приемной семье, а также формируют у них необходимые для этого умения, навыки, отношения, чувства  многие детские дома .
  3. Программа  помещения детей в гостевые семьи  является естественным первым шагом, «запускающим» в  субъектах  РФ реализацию общей программы «Право ребенка на семью», направленной не только на семейное (временное или постоянное) устройство детей-сирот, но также и на создание действенной системы профилактики детской безнадзорности и сиротства, превентивного разрешения конфликтов и других угрожающих ребенку и его семейной среде ситуаций, восстановлению утраченных связей ребенка с его родителями.
  4. Приобретенный опыт социализации в принимающей семье благотворно влияет и на морально-психологический климат в детском коллективе после возвращения детей в учреждение, способствует повышению успеваемости и активности детей в разнообразных видах деятельности.
  5. Мероприятия, осуществляемые в рамках программ,  носят  не одномоментный характер, а предполагают  создание в детских сиротских учреждениях постоянно действующих Служб семейного устройства, в задачи которых входит работа с населением, подбор и профессиональное консультирование принимающих семей. В перспективе, по мере развития семейного патронатного воспитания детей   интернатных учреждений, эти службы смогут выполнять также и функции уполномоченных служб органа опеки и попечительства как по семейному устройству детей временно или постоянно отобранных у родителей, так и по социально-профилактической работе с семьями риска без изъятия ребенка из семьи (социальный патронат).
  6. Поскольку государственное учреждение – детский дом является опекуном ребенка и несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей, процесс передачи воспитанников на патронат, опеку или усыновление, в приемные семьи предполагает как одно из основных и обязательных условий наличие спланированной и четко организованной системы отбора и подготовки претендентов с последующим окончательным принятием решения о передаче ребенка или отказе.
  7. Работа по внедрению новых форм жизнеустройства в России ведется во многих регионах, накоплен богатейший опыт. В ряде областей завершена экспериментальная, проектная деятельность, получившая широкое признание и положительные результаты. Отработан механизм внедрения форм, начиная с формирования общественного мнения через СМИ и заканчивая разработкой долгосрочных программ сопровождения выпускников.

         Вместе с тем, на региональном  уровне, в каждом конкретном учреждении, городе и области создаются свои , с учетом специфики , модели.

 

     Тяжелейшим проявлением кризиса  современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.  Переход к рыночной экономике и связанные с ним процессы имущественного расслоения населения, кризиса моральных ценностей, последовательного разрушения института семьи еще в большей степени усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей.

    К началу XXI в. беспризорность и сиротство детей в России приобрело угрожающие  масштабы.

    Отвечая на вопросы граждан в декабре 2001 г., Президент России В.В. Путин  назвал  социальное сиротство одной  из трех-четырех сложнейших приоритетных проблем, находящихся под неослабным вниманием руководства страны, а в марте 2002 г. он, выступая в Кремле на совещании руководителей детских учреждений, высказал тезис о трех сокрушительных валах беспризорности в России, в том числе о нынешнем третьем, когда абсолютное большинство беспризорных детей – при живых родителях.

      Такое общественное явление, как  детский дом, на протяжении  многих лет, считавшееся временным,  обусловленным объективными причинами  проявления массового сиротства  послереволюционной и послевоенной  разрухи, к сожалению,  не изжило  себя и в наши дни, более того, на территории  России и Костромской области, в частности,  возникло много новых детских домов, причем наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению их числа. В сороковые годы на территории Костромской области было 120 детских домов, приютивших детей из блокадного Ленинграда, Москвы, других городов. К концу восьмидесятых годов в области осталось только два детских дома. В конце девяностых годов, особенно в последние 5-7 лет, снова один за другим открывались детские дома. Их сегодня в области 9 и еще 16  школ-интернатов для детей-сирот (в том числе 9 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии; 2 оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении), два реабилитационных центра для несовершеннолетних с временным пребыванием. 1679 детей воспитываются в школах- интернатах, 290 – в детских домах. Причем, социальных сирот в 6 раз больше детей, потерявших своих родителей.  В последние годы на демографическом фронте Костромской области наблюдается следующая картина: уровень рождаемости неуклонно падает, а количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, напротив, увеличивается. Только в городе Костроме  в 2004 г. официально зарегистрировано 324 ребенка, оставшегося без попечения родителей (для сравнения в 2003 г. эта цифра была равна 294 чел.).  А  всего по области  на 01.01.2005  выявлено  и учтено детей и подростков 804. Для сравнения : в 2002 году в области было выявлено 650 детей, оставшихся без попечения родителе, в 2003-м – их стало уже 702, в 2004 – 703.[62]

    Каждый  год в Костроме  лишают родительских прав около 100 человек. (2001г. – 132 человека, 2002 – 98, 2003 – 99).

    Известно, что даже самое лучшее учреждение не может обеспечить ребенку полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Проблемы социальной адаптации этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных (М.И.Буянов, И.А.Залыгина, А.И.Захаров, Е.М.Рыбинский, Г.В.Семья, Е.О.Смирнова и других), так и зарубежных (У.Боулби, М.Раффер, С.Броу и другие) ученых. Дети, воспитывающиеся в  условиях детского дома, испытывающие дефицит родительского тепла, отличаются отставанием в интеллектуальной (ограниченный кругозор, недостаточное развитие некоторых форм мышления : образного, логического и так далее) и  эмоциональной ( отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональных привязанностях; трудности в общении с окружающими детьми, которые выражаются в редком проявлении сочувствия, сопереживания, повышенной агрессивности, потребительском отношении к жизни) сферах.

      Одна из принципиальных задач,  стоящих перед специализированными  учреждениями для детей, нуждающихся  в социальной реабилитации и поддержке, - по возможности компенсировать ребенку недостающий опыт семейной жизни. На начальном этапе функционирования этих учреждений компенсацию пытались осуществить за счет приближения  условий жизни детей к домашним, организации для них подобия семейной жизни, что выражалось в содержании занятий, традициях, формах поощрения и порицания, доверительном и конфиденциальном общении со взрослыми, участии детей в обустройстве дома, предоставлении возможности создать свой уголок, выбрать одежду и обувь, в соответствии с личным вкусом, внимании окружающих к личным датам, значимым событиям для каждого ребенка. Процесс освоения жизненно важных умений и навыков (гигиенических, трудовых, досуговых) строился  как сотрудничество взрослых и детей, в ходе которого взрослый давал ребенку образец действия, поддерживал и сочувствовал в затруднительных ситуациях, создавал условия для успеха, радовался вместе с ним удаче. Наконец, не менее значимой для благополучного самочувствия детей являлась система отношений с ребенком, направленная на воссоздание у него чувства достоинства и убежденности в собственной ценности, которые не были сформированы или оказались разрушенными в его  предшествующей жизни. Однако, имеющийся опыт и результаты работы  вполне убедительно доказывают, что даже самая лучшая программа и условия, приближенные к домашним, не смогут заменить семью, дом,  а теоретические знания так и станутся знаниями, которые не бут применены на практике.

       Для  объективного определения  феномена современного сиротства необходимо представлять общую картину того, как складывается дальнейшая судьба выпускников сиротских учреждений.

    В последние годы усиливается интерес  общественности к проблемам детских  домов. Принят ряд правительственных  документов, защищающих права ребенка, разработаны программы (в области «Дети Костромской области» до 2006 года, подпрограммой которой является «Дети-сироты»),  появились публикации в печати, в которых внимание авторов, к сожалению, сосредоточены в основном на материальных проблемах воспитания сирот. Серьезнейшей проблемой детских домов является слабая научно-методическая оснащенность педагогического процесса. Наблюдается острый дефицит специализированных методических разработок. Как показала практика обследования воспитанников ряда учреждений интернатного типа

(Ченцовский  детский дом, Островский детский  дом,  Ковалевский, Волжский, Галическая  школа-интернат, детский дом №1  города Костромы, городской реабилитационный  центр для несовершеннолетних,  Николо-Поломский реабилитационный  центр),  в детских домах города и области  проживает неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического  и речевого развития; дети, пережившие тяжелые эмоциональные стрессы (убийство, алкоголизм родителей, сексуальное насилие) и имеющие опыт бродяжничества. К тому же  детдомовские группы – разновозрастные. Для работы в них нужны педагоги, не только обладающие общепедагогической компетентностью, но и владеющие основами дефектологии, психологии и патопсихологии. К сожалению, в настоящее время ни в одном вузе или педагогическом колледже России  учебный процесс не ориентирован на подготовку специалистов для работы с детьми-сиротами.

Бесспорно, что  положение детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, остается неудовлетворительным. Об этом свидетельствуют как научные исследования (социологические, психологические, педагогические ), так и  многолетний опыт воспитания.

    Именно  поэтому столь актуальна идея активизации работы по развитию альтернативных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таких как замещающие профессиональные семьи: семейный детский дом, приемная семья, патронат.  

Помочь  выстроить правильную картину мира, где сам ребенок выступал бы ответственным создателем своей судьбы, значимой составляющей всего общества – вот задача, которую призваны решить  люди, взявшие на себя нелегкий труд воспитания приемного ребенка. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности и идеалы.

Информация о работе Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей