Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат

Описание работы

Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 337.50 Кб (Скачать)
e="1" start="17">
  • Контроля  за условиями жизни воспитанников  в приёмной семье осуществляется органами  опеки и попечительства и основываться  на доверии принимающей  стороне, что порой приводит к  искажению фактов, к несвоевременному оказанию помощи в защите прав ребенка.
  •  
    1. Дети не могут быть объектом сугубо материально-бытовой, медико-социальной или экономической  помощи в привычном ее понимании, а прежде всего нуждаются в  хорошо организованной системной и  комплексной работе  по реабилитации возникших у ребенка  отклонений в образе мышления, поведения и в целом – образе жизни. Для чего осуществляется сопровождение семей, включающее обучение родителей и консультации по проблемам.
     
    1. Создание  среды обитания детей, способствующей решению задач социальной реабилитации и удовлетворяющей потребности в домашнем тепле и уюте, персонифицированном внимании, общении и уединении, в разносторонней деятельности, обеспечение возможности для самостоятельного выбора детьми вида досуговой деятельности, развитие содружества, сотворчества детей и взрослых во всех видах досуговой деятельности - одна из основных задач при помещении ребенка в  семью.
    2. Процессом социализации, по определению М. Кле, является «постепенное включение ребенка в мир взрослых», то есть это процесс постоянный, происходящий на протяжении всей жизни. Поэтому, ставя перед собой задачу успешной социализации,  нужно работать  с детьми-сиротами в течение всего их пребывания в детских домах  и школах-интернатах. Патронат  и  гостевые  семьи в данном направлении работы являются наиболее предпочтительной формой по отработке и закреплению навыков семейного проживания и взаимодействия детей и взрослых.
     
    1. Сложный процесс социализации предполагает решение 3-х главных проблем в  обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.
     
    1. Проблемы, которые нередко возникают в  процессе принятия ребенка в семью, в определенной степени обусловлены, с одной стороны, закрытостью  семьи для общества, с другой – недостаточной готовностью принять ребенка, которая начинает проявляться уже после оформления ребенка, изменения исходной ситуации в семье 
     
    1. Как приёмная семья, так и патронатное воспитание - это формы временного устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это конкретная профессиональная работа, требующая специальных знаний и умений, регулируемая договором между работником и органами опеки и попечительства.
     
    1. Тщательный  отбор кандидатов, подготовительная работа с детьми и родителями, включающая и практическую отработку навыков взаимодействия  детей и взрослых, всех членов семьи, дальнейшее социально-психолого-педагогическое сопровождение  замещающих семей позволит снизить  напряженность в устройстве детей-сирот, и сократит или вообще исключит возможность вторичного возврата детей – сирот в интернатное учреждение из принимающей семьи.
     
    1. Только  семейные воспитательные группы, так  как они организуются при приютах   получают регулярную поддержку от профессионалов - специалистов (систему поддержки, организационное и методическое обеспечение).
     
    1. Организация самостоятельных центров, занимающихся подготовкой родителей-воспитателей менее продуктивна. Поскольку на местах специализированные учреждения в состоянии не только провести отбор  и организовать обучение будущих родителей, но и, что не менее важно, подобрать ребенка, который подойдет данной семье, совместно с кандидатом в приемным родители подготовить ребенка к переходу в новую семью, а в дальнейшем своевременно корректировать методы воспитания и оказывать необходимую помощь. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что специалисты знают ребенка и постепенно узнают будущего родителя, что одни и те же люди работают с ребенком и с семьей, которая хочет принять ребенка.
     
    1. В Семейном Кодексе, принятом в 1996 году,  зафиксированы  только следующие традиционные формы воспитания и устройства детей, лишенных родительского попечения: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. Если деятельность приёмных родителей регламентируется действующим Федеральным Законодательством, то передача детей на  патронат осуществляется в отдельных регионах в рамках эксперимента, организованного Министерством образования Российской Федерации в 1995 году.
     
    1. Только  комплексный подход к проблеме социальной адаптации воспитанников  детских домов и их успешной  интеграции в социуме как адекватных членов Российского общества  может дать  стабильный положительный результат в выстраивании  у детей-сирот правильной   картины мира, где сам ребенок выступал бы ответственным создателем своей судьбы, значимой составляющей всего общества,   и позволит  разорвать порочный круг «воспроизводства» социального сиротства в стране.
     

    Проблеме  целенаправленного, педагогически  оправданного общения педагога и  воспитанника детского дома посвящено исследование С.Я. Скибинского. Автор рассматривает задачу подготовки специалистов для работы в условиях детского дома как обучение их «помогающему взаимодействию», под которым понимается особый тип взаимодействия, способствующий личностному развитию ребенка. Основой «помогающего взаимодействия» является успешная реализация духовной потребности человека при общении с другим человеком. Ребенок в данном случае имеет возможность установить глубокие и постоянные привязанности к другим людям, является субъектом права, который свободен от чрезмерной опеки взрослых. Для реализации «помогающего взаимодействия» необходимы особые знания и подготовка воспитателя, формирование которых возможно только при соблюдении следующих условий:

    • если будут учтены социокультурные особенности ситуации развития детей, оставшихся без попечения родителей, и сущностные характеристики взаимодействия этих детей и взрослых;
    • если найдут разрешение действительные противоречия такого взаимодействия;
    • если будет иметь место многоуровневый и вариативный характер подготовки;
    • если в отношении ее субъектов реализуется  ценностный, эмоциональный и информационный обмен. [171]

    Практика  же помещения детей в семью, действующая  до недавнего  времени  в области, не предполагала целенаправленной помощи семье, в том числе и серьезной подготовки как потенциальных родителей, так и детей. В большинстве случаев отсутствовал и систематический контроль  за опекунами, тем более за  усыновителями, где семья приобретает все права в отношении приемного ребенка.   Все это часто приводило к отказам от усыновления, к пренебрежению интересами детей в опекунских и приемных семьях. За период 2000-2005 года в области по данным органов опеки и попечительства отмечено   15 случаев отмены усыновления, прекращения опеки (попечительства) и других форм семейного устройства ( информация о случаях гибели, причинении вреда здоровью детей, переданных на воспитание в семьи российских граждан, в 2000-2005 годах по Костромской области ).    

    Частью  проблемы разработки концепции  подготовки и  социально-психолого-педагогического сопровождения  замещающих семей  является проблема определения  места и роли учреждения интернатного типа и взаимоотношений детских домов  с замещающей семьей  для успешного социального развития ребенка- сироты.

          Сотрудники специализированных  учреждений стремятся найти способы  удовлетворения естественной потребности  обездоленного ребенка в персонифицированной  любви. Опыт показывает, что дети  нередко начинают конкурентную  борьбу за внимание воспитателя: чрезмерно ему докучают, жалуются друг на друга, подлизываются. Ребенок хочет, чтобы любили не просто всех детей его группы, а именно его. Лишь в этом случае у него возникает ответное чувство и устанавливаются близкие, доверительные отношения со взрослым. Вот почему воспитатели  выступают часто инициаторами того, чтобы каждый сотрудник, независимо от его профессии и должности, неформально имел опекаемого ребенка, брал его время от времени домой, проводил с ним выходные, праздничные дни, отпуск, интересовался его делами, здоровьем, отношениями с другими людьми – словом, проявлял заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

    В  последние  годы появились законодательные  акты, наметилась тенденция на деинституализацию  воспитания сирот, которая способствовала появлению работ И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан,  Н.Н. Толстых, В.С. Лухина, В.Н. Ослон, однако, по вопросу взаимодействия   сиротского учреждения и замещающих семей в настоящее время исследований не имеется. Цели  работы с замещающими семьями  размыты или  чаще не определены. Наиболее разработана законодательная база.  А следовательно , не  исследованы и не определены условия успешного социального развития ребенка.

        Одной из системообразующих идей  воспитания в замещающей  семье является идея сопровождения принимающих  семей, оказания им помощи на разных этапах их жизни с приемным ребенком. Причем при оказании такой помощи нужно учитывать весь комплекс причин, затрудняющих положительное функционирование семьи как социальной системы. Создание  такой технологии  по сопровождению замещающих  семей происходит обязательно в опыте каждой опытно-экспериментальной площадки. Можно выделить основные этапы комплексного сопровождения семей:

    • привлечение семей, которые имеют ресурсы для воспитания сирот, которые смогут обеспечить стабильную заботу (СМИ);
    • изучение и подготовка претендентов;
    • сопровождение семьи все время нахождения ребенка в семье, причем содержанием такого сопровождения является не только ребенок, но вся семейная система;
    • диагностика и коррекция нарушений ребенка, воспитывающегося в замещающей семье;
    • обеспечение постоянной психологической поддержки.

            

       Замещающая  семья органично совмещает интересы ребенка, оставшегося без попечения  родителей, воспитателя и учреждения.

        Интерес ребенка заключается в то, чтобы жить и воспитываться в семье, получить право на персональную любовь и заботу. Никакой эрзац семейных отношений, смоделированный даже очень талантливым педагогом, в условиях коллективного воспитания в казенном учреждении никогда не заменит  того опыта познания взаимоотношений между людьми во всем многообразии их проявлений, которые дает семья: радость и горе, любовь и негодование, эгоизм и бескорыстие – все это естественным образом проявляется в обыденной жизни. Представления о культе главы семьи, на котором лежит ответственность за всех  ее членов, любви и заботе друг о друге – все это формируется органично и естественно только в реальной семейной жизни. 

        Интерес воспитателя заключается в реализации потребности помочь обездоленным детям, растить ребенка. Уход за детьми, забота об их развитии, свойственная семье, становится непременным условием новой деятельности. Замещающая  семья – это  профессиональная работа. Своеобразие ее  выдвигает целый ряд особых требований к воспитателю. Важно, чтоб он (принимающий родитель, семья) был готов к сотрудничеству со специалистами, был открыт к обсуждению проблем, смог перестроить свой жизненный уклад под нужды ребенка. 

         Интерес учреждения состоит в решении проблемы компенсации семейного влияния на ребенка, в представлении ему возможности приобрести опыт семейной жизни. Ребенок не просто приобретает опыт жизни в нормальной семье, не только получает возможность для физического, умственного, нравственного развития, но может рассчитывать и на изменение своего статуса. А кроме того замещающие семьи помогут развеять миф о «дурной наследственности» и привлечь широкие массы людей к решению проблемы  жизнеустройства детей-сирот.

        

        

         В области развиты все  перечисленные  формы устройства детей. За последний год идет уменьшение числа зарубежных усыновителей. Увеличивается доля детей, переданных в семьи российских граждан как в области , так и за ее пределы.

    В области  становится приоритетной такая форма  жизнеустройства детей-сирот как приемная семья. Если в  2001 году  в городе Костроме была создана первая  приемная семья, то в 2005 году в городе уже 14 семей, а по области в целом  насчитывается 109 приемных семей, в которых воспитывается  свыше 180 детей-сирот. В сельской местности в некоторых районах создано по 5-7 семей (Приложение  Информация о количестве приемных семей), что позволило сохранить мало комплектные сельские школы почти в вымирающих деревнях. Отмечается  у всех детей школьного возраста, переданных в семьи улучшение успеваемости, отсутствие пропусков занятий, побегов, после окончания школы дети получают профессиональное образование.

    Информация о работе Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей