Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат

Описание работы

Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

остаются цели не уточненными,

-подбор идет  спонтанно,

-нет программ  работы с детьми в семье

- не анализируются  результаты по возвращении детей из семьи

- мотивы семей  не учитываются

-семьи в основном  контролируются администрацией. 
 

    Вышесказанное  определило выбор проблемы нашего исследования : при каких социально-педагогических условиях  процесс реабилитации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей

Начиная исследования, мы предположили, что: специальный  отбор и  подготовка родителей, наличие  системы воспитательной работы с  детьми, психолого-педагогическое сопровождение  родителей и детей будет способствовать переходу гостевой семьи в ранг приемной.

     Объект  исследования – воспитание в гостевой семье.

    Предмет  – педагогические условия воспитания  ребенка в гостевой семье

     Методология  – системный и личностно-ориентированный  подходы

      Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.

Задачи:

-охарактеризовать  гостевую семью как социально-педагогический  феномен

-разработать  модель воспитания в гостевой  семье

- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.

    Прикладное  значение данного исследования  выражается в возможности   в дальнейшем  налаживать работы  семейных центров,  будет способствовать  качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.

     При  отсутствии законодательной базы  о патронате в нашей области  гостевая семья может и должна  стать альтернативой, гарантирующей  каждому ребенку право на семью  . 

       

 

    Условия. 

    Здоровая  семья, благополучная ( тем более, если родственники очень тщательный отбор)

    Тщательный  отбор семей 

    Предварительная подготовка

    Специальная программа работы с семьей и пребывания ребенка в семье

    Сопровождение

    Ориентация  на долгосрочную работу

    Анализ деятельности

    Определение целей пребывания ребенка в семье

    Условия проживания в  гостевой семье  приближены к реальным возможностям ребенка  в дальнейшем устроить свою судьбу ( подбор богатых семей)

    Положения о гостевой семье и другие документы ( договор о сотрудничестве)

     Работа  по лоббированию идеи отдыха  детей в период каникул во  временных семьях. Принятие необходимых административных решений. В случае необходимости поиск спонсорской поддержки проживания детей в семьях граждан в период каникул.

 Формирование Служб семейного устройства в учреждениях, участвующих в проекте, с включением в эту группу специалиста органа опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту расположения данного учреждения. Организация обучения специалистов, которые будут проводить работу по подбору, подготовке и оценке временных патронатных воспитателей и по передаче ребенка в семью.

Работа по привлечению  лиц, желающих принять ребенка на летний 
(зимний) отдых.

Подбор, подготовка и оценка временных патронатных  воспитателей.

Формирование  временных патронатных семей.

Сотрудничество  с патронатными семьями. 
 

  В регионе используются все формы семейного жизнеустройства, но процесс их становления и повсеместного внедрения не завершен, не проводится мониторинг результативности запускаемых программ.

- сопровождение  замещающих семей поручено органам  опеки и сводится к систематическим  проверкам (рейдам) сотрудников с целью отслеживания соблюдения прав ребенка ;

- - не организована работа на местах,;

- в учреждениях  передаваемых детей в семьи не проводится работа с детьми по подготовке к переходу в замещающие семьи.  Ни старшие дети, ни тем более маленькие не представляют, что ожидать от таких перемен, поэтому зачастую ожидания сторон (взрослых и детей) не совпадают, что приводит к конфликтам;

- недостаточная  финансовая поддержка семей. 

исследования 
 
 

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

ДИССЕРТАЦИОННОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

    Ни  у кого не вызывает сомнения утверждение, что основы становления личности закладываются в семье. Об этом в своих работах писали К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, З.Я. Матвейчик  . Об этом же свидетельствуют современные научные исследования российских и зарубежных ученых. Специалисты-семьеведы единодушны в оценке роли примера родительской семьи для благополучия брака молодоженов. Детская память, сохранившая лишь непривлекательные стороны супружеских отношений, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач. Роль семьи в развитии личности невозможно переоценить.

    В семье, в этом первичном коллективе, начинается общественное воспитание человека — ведь именно здесь получает он первый опыт общественного труда, распределения обязанностей, социальных ролей. Проявление родительской любви вызывает у ребенка осознание ценности собственного «Я», создает ощущение психологической защиты, так необходимой для полноценного развития. Семья служит примером растущему человеку: воспитательное влияние оказывает на него сам поток человеческих отношений с родными и близкими людьми. Здесь, вырастая, человек апробирует разные социальные роли: от сына и дочери до дедушки или бабушки, из воспитуемых превращаясь в воспитателей Семья в силу этого:

  1. Имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни – научить от природы любить.
  2. Призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Семья для ребенка первое место на земле; сначала – жилище, источник тепла и питания; потом – место осознанной любви и духовного понимания. Она – лоно естественной солидарности, школа взаимного доверия и совместно организованного действия.
  3. Помогает ребенку учиться верно воспринимать авторитет, благодаря чему человек воспитывается  к внутренней свободе, осваивает начала свободного и здорового правосознания.
  4. Является школой здорового чувства частной собственности, учит самостоятельности и верности, собственной инициативе и социальной взаимопомощи.

    Негативные  последствия неблагополучия в семье  проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это  и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

    А.И.Кревчик, Е.В.Микула, Е.В.Семенова, А.Г.Харчев и  др. педагогический механизм семейного  воспитания описывают как ориентацию детей на поведение родителей, как пример и прообраз их собственных действий. Поэтому к воспитательному потенциалу семьи они относят :

  • изменения в макросреде;
  • материальные условия ее жизнедеятельности;
  • структуру семьи;
  • личностную характеристику родителей;
  • психологический климат в семье;
  • помощь семье со стороны общества;
  • стили семейного воспитания.

         Характер отношений ребенка с родителями в семье, и между его отцом и матерью воспроизводится им в коллективе сверстников, а в дальнейшем — и в отношениях с окружающими его людьми. Если внутрисемейные отношения строятся на основе авторитарности, если в семье отсутствуют уважение, справедливость, то вероятность такого же отношения подростка к своим товарищам, взрослым довольно велика. Грубость, недружелюбие, равнодушие родителей к ребенку вызывают у него неуверенность, страх, недоверие, неприязнь и подозрительность по отношению к людям, с которыми ему приходится взаимодействовать. Исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно доказывают, что для детей, растущих в конфликтных семьях, характерен чрезвычайно широкий спектр аномалий, как в психике, так и в поведении личности вплоть до выраженных форм криминогенного поведения. Неблагополучная семья негативно влияет на развитие эмоциональной, волевой и речевой сфер ребенка, сужает круг его познавательных интересов. Дети из конфликтных семей обычно плохо подготовлены к семейной жизни, а браки распадаются значительно чаше, чем у выходцев из гармоничных семей Серьезные психические травмы наносит детям жестокое обращение в семье. Нередко они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается, на первый взгляд, в немотивированной ненависти к людям, их стремлении к разрушительным действиям. 

Поэтому так важно знать и подбирать  семьи, чтобы не повторить стиль воспитания в неблагополучной семье.

    Таким образом, длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка, неправильное его воспитание, сочетание негативных воздействий с сензитивностью возрастных периодов личностного развития, в каждом из которых ребенок особенно чувствительно воспринимает отношение к себе родителей, играют ведущую роль в генезисе личностных деформаций и последующих отклонений в поведении

         Социальное и семейное неблагополучие, следствием которого являются деформации процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социальной средовой дезадаптации детей и подростков. Суть этого явления — в рассогласовании мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, в ослаблении или утрате им социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами, в отчуждении от учения и труда.

    Исследователь И. Ф. Деметьева говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности В работах Р. К. Сережниковой [144] объектом исследования выступают элитные семьи с высоким уровнем жизненного стандарта. Исследование показало, что существует дефицит контактов родителей с детьми.причинам неблагополучия в семье посвящены работы двух посдедних авторов проблема социального сиротства носит комплексный характер. А в 2000-х гг. в нашей стране социальное сиротство стало уже общенациональной проблемой. В соответствии с существующей в настоящее время практикой дети, жизни и здоровью которых в семье угрожает опасность, могут быть временно помещены в приют. Там они проводят от трех до шести месяцев, а часто – и до двух лет. В этот период социальные работники приютов совместно с инспекторами органов опеки стараются выяснить, в какой  мере можно изменить ситуацию в семье. Если  это не возможно, если семья не справляется с основными функциями, становится опасной для ребенка, то начинается дело о лишении  родительских прав и о дальнейшем  жизнеустройстве ребенка.

    Современная наука располагает многочисленными  данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания. Его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Уникальность домашнего воспитания объясняется его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической  и  психологической  зависимости  от  них.   Исследования       А. Н. Леонтьева, 3. Матейчик, С. Ю. Мещеряковой, В. С. Мухиной доказывают, что, чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, тем более выражены деформации его психического развития. Поэтому в качестве первого и очень важного фактора, определяющего особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. В исследованиях отражается обоснование еще двух факторов: постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день; наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи. Семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Семья обычно не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту, по полу, по профессии «подсистемы».    

Информация о работе Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей