Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат

Описание работы

Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

В настоящее  время очагом создания приемных семей  при активной поддержке Центра индивидуального  учета и сопровождения детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения является Ченцовский детский дом Красносельского района, где проводится экспериментальная работа   по  программно-методическому обеспечению процесса воспитания детей в замещающей семье Гипотезой экспериментальной работы в Ченцовском детском доме  стало предположение, что процесс воспитания детей в замещающих семьях будет эффективным, если: создано программно-методическое обеспечение, существует психолого-педагогическое сопровождение, выстроенное на вариативных программах, учитывается разнообразие образовательного уровня родителей, мотивы принятия в семью, особенности приемных детей.  Поэтому, исходя из потребностей замещающей семьи и в рамках тематики экспериментальной работы, разрабатываются вариативные  программы подготовки приемных родителей и детей, а так же сопровождения замещающей семьи с учетом проживания в новых условиях, что будет способствовать не только реализации потребностей, как детей, так и родителей, но и предотвращению ситуаций отказа от принятых детей в семью из-за возникших проблем и неспособности их самостоятельно разрешить, увеличению количества приемных семей в области. Это в свою очередь  будет способствовать повышению качества отбора приемных родителей и популяризации опыта воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, разворачиванию процесса деинституализации.

В 2005 году на базе Островского детского дома открыта экспериментальная площадка по теме «Семейный патронат как условие  позитивной социализации детей-сирот  в замещающей семье». На средства фонда «Надежда» приобретен жилой дом, где проживает патронатная семья (родители, один из которых является сотрудником детского дома, и четверо выпускников, учащихся 10 и 11 классов детского дома). Участие опеки в подбре кандидатур, обучении родителей в городе Костроме и области при коипкро цент регистрации В 2001 году был создан при детском доме №1 первый семейный центр для выпускников интернатных учреждений, на базе которого отрабатывалась программа социально-психологического сопровождения замещающих семей. За основу был взят Владимирский опыт по организации семейных центров и патронатных семей.   Это одна из форм патронатного воспитания, специально разработанная для старшего подросткового и младшего юношеского возраста (от15 лет до 21 года). Выпускники интернатных учреждений размещаются для временного проживания (до четырех лет) в специально оборудованное помещение (городская квартира или дом), где они живут вместе с супружеской парой, выполняющей роль родителей- воспитателей. В нашей области на средства благотворительного фонда «Надежда» был приобретен дом катеджного типа в поселке Волжский в г. Костроме.  Целью семейного  центра  является помощь выпускникам детских домов и школ-интернатов в постинтернатной адаптации и их подготовке к самостоятельной жизни во время обучения в государственных  средних и высших учебных заведениях. Первоначально была проведена серьезная подготовительная работа с кандидатами в приемные родители и детьми. Причем подбиралась как семейная пара, так и подменный воспитатель. Все претенденты прошли обучающий курс. В штат  семейного центра вошел и психолог, который кроме работы с родителями на подготовительном этапе занимался подбором детей (6 мальчиков учащихся 8 – 9 классов). Программой, по которой работал центр,  было предусмотрено  создание условий для выпускников  интернатных учреждений  для получения качественного профессионального образования. Не секрет, что основной контингент выпускников школ-интернатов и детских домов  ориентирован на получение начального профессионального образования через систему профтехучилищ. Вместе с тем, среди выпускников имеются дети с большим интеллектуальным потенциалом, желанием получить  качественное образование по специальностям, предусматривающим   высшее профессиональное  обучение. Показать значимость образования, образованности, предоставить возможность выбрать специальность по своим интересам, желанию, возможностям и способностям, сформировать понимание значимости  труда ( в том числе и учебного, академического) как средства удовлетворения своих потребностей,  создать «буферную зону» между интернатной, с пошаговым контролем   жизнью и самостоятельной – вот далеко неполный перечень задач, которые стояли перед  воспитателями семейного  центра. Из-за административной несогласованности и недопонимания преимуществ данной формы работы с детьми-сиротами, а также правовых  законодательных вопросов, территориального деления на город и область, финансовых затруднений в связи с этим (детей приходилось подбирать в программу по всей области) семейный центр в 2003 году был переведен юридически в статус приемной семьи, но сопровождение и программа остались прежними.  Подобный центр был создан еще в г. Галиче в 2003 году, и также юридически значится как приемная семья. На сегодняшний момент в городе  и области это  успешно действующая модель сопровождения приемных семей.

    На  базе областного реабилитационного  центра  для несовершеннолетних отрабатывается модель семейно-воспитательных групп. Б Ковалевского епархиального  детского дома Нерехтского района, где апробируются новые методики работы с мальчиками, приют при женском монастыре  в городе Костроме.           В 2005 году в городе и области была запущена программа  «На каникулы в семью»  по инициативе  Центра индивидуального учета и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и при поддержке Департамента науки и образования Костромской области. Некоторые дети  сохранили продолжающиеся дружеские контакты с принимавшими их «летними родителями» также и после их возвращения в интернатное учреждение, в течение учебного года; в ряде случаев принимающие родители решили оставить ребенка в семье и оформили опеку (но такие случаи единичны).

    На  наш взгляд, программа «На каникулы в семью» является естественным первым шагом, на пути реализации  в данном субъекте РФ внедрения новых форм семейного жизненустройства детей-сирот,  направленных не только на семейное (временное или постоянное) устройство детей-сирот, но также и на создание действенной системы профилактики детской безнадзорности и сиротства, превентивного разрешения конфликтов и других угрожающих ребенку и его семейной среде ситуаций, восстановлению утраченных связей ребенка с его родителями. Ясно, что сиротам надо помогать, в том числе и в реализации фундаментального права жить и воспитываться в семье, но ясно также, что еще лучше, если сирот будет меньше.

    Мероприятия, осуществляемые в рамках программы, носят не одномоментный характер, а предполагают создание Службы сопровождения приемных семей в детских сиротских учреждениях или в специально организованных Центрах (выездные  бригады специалистов для работы по сопровождению семей по всей области)в задачи которой  входит работа с населением, подбор и профессиональное консультирование принимающих семей, дальнейшее их сопровождение  по мере становления и развития семьи.     В перспективе, по мере развития  форм семейного  жизнеустройства  воспитанников детских интернатных учреждений, эти службы смогут выполнять также и функции уполномоченных служб органа опеки и попечительства как по семейному устройству детей временно или постоянно отобранных у родителей, так и по социально-профилактической работе с семьями риска без изъятия ребенка из семьи (социальный патронат). 
 

Как видно  из вышесказанного процесс становления  модели семейного жизнеустройства в области не завершен. Остается немало нерешенных проблем, в том числе выявления способов активизации инновационного потенциала. Одним из эффективных вариантов решения проблемы подготовки и сопровождения замещающих семей является создание служб при детских учреждения  интернатного типа в районах. Актуальность  их  возрастает прежде всего   потому, что центр тяжести в осуществлении социально- психолого-педагогического сопровождения семей  все более смещается на местные уровни из-за увеличения количества приемных семей в области, районах (Информацию о приемных семьях).  Кроме того, неуклонный рост социального сиротства в нашей стране, неадекватность существующих  подходов и форм работы с сиротами, попытки использования, внедрения новых форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через профессиональную замещающую семью нуждается в научной обоснованности путей развития данных форм, анализе накопленного опыта.

   На основании анализа сложившейся  ситуации по жизнеустройству детей-сирот в  Костромской области можно сделать следующий вывод:

 в  регионе используются все формы  семейного жизнеустройства, но  процесс их становления и повсеместного  внедрения еще не завершен. Связано  это прежде всего с тем, что 

-нет  центра по подготовке как приемных родителей, так и специалистов в дальнейшем осуществляющих сопровождение семей (работа, если и ведется, то уже с родителями, взявшими детей);

- нет  службы сопровождения семей;

- сопровождение  замещающих семей поручено органам опеки и сводится к систематическим проверкам (рейдам) сотрудников с целью отслеживания соблюдения прав ребенка ;

- не  ведется программно-методически  подкрепленная подготовительная  работа(учеба) с кандидатами;

-  не  организована работа на местах, люди, взявшие на себя труд воспитания чужих детей, остались один на один со своими проблемами, вопросами,  возникающими в процессе воспитания  приемных детей;

- в учреждениях  передаваемых детей в семьи  не проводится работа с детьми  по подготовке к переходу в  замещающие семьи.  Ни старшие дети, ни тем более маленькие не представляют, что ожидать от таких перемен, поэтому зачастую ожидания сторон (взрослых и детей) не совпадают, что приводит к конфликтам; 

- недостаточная  финансовая поддержка семей. 

Формирование  позитивного образа семьи у ребенка- сироты может обеспечиваться в разных условиях воспитания. Безусловно, возможно делать это в условиях детского дома, и такой опыт имеется в области. Детские дома разрабатывают и успешно внедряют программы по воспитанию семьянина, формированию образа здоровой семьи, социально-бытовая ориентация  и другие. Идеально эта цель реализуется в случае передачи ребенка в замещающую семью. В учреждениях разрабатываются и внедряются специальные программы по формированию позитивного образа семьи, воспитанию будущего семьянина и другие.

     Вместе с тем:

- в области   не достаточное  кадровое  обеспечение  ( психологов, социальных педагогов)  в учреждениях для детей сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей ( на 25 учреждений  14 ставок педагогов-психологов, 22- социальных педагогов, 18 – учителей-логопедов);

- большая  часть воспитателей - женщины и  специалисты пенсионного возраста (46% педагоги со стажем более  20 лет, 29% - десять –двадцать лет  работы, только 7% со стажем до  трех лет, 5%- три- пять лет);(Приложение о пед стаже)

- повышают  свою  профессиональную квалификацию  через систему курсовой подготовки  в среднем 30% педагогических работников данных учреждений (31% - педагогов-психологов, 37,5%- социальных педагогов, 31% - воспитателей);

-больший  упор в программах делается  на формирование бытовых навыков  ведения хозяйства, не затрагиваются  или мало вопросы взаимодействия  в системе родитель-ребенок, родитель-родитель, ребенок-ребенок);

- не  предусмотрено в программах подготовка  детей к передаче в замещающие семьи. 

Ведущая роль в процессе развития форм семейного  устройства, несомненно, принадлежит  органам опеки и попечительства. Тем не менее, работа в этом направлении  школ – интернатов и детских домов  тоже заметна и значима, так как  не может не иметь значения любая работа по возращению детям семейного тепла, какой бы малой она не казалась в сравнении с масштабами беды, называемой "сиротство".

     Первым шагом на этом  пути  является восстановление разрушенных  социальных связей воспитанников, которым вплотную занимаются педагогические коллективы интернатных учреждений города и области. Ответственными за данное направление в работе с детьми стали медико-психолого-педагогические консилиумы (ГОУ Волжский детский дом),  социальная служба. ( в Галичской школе – интернате), служба сопровождения (Ченцовский, Островский детские дома и детский дом №1 города Костромы). Для того, чтобы отследить результативность своей работы,  в последнее время обратная связь с семьями, принявшими на воспитание детей становится одной из приоритетных сторон деятельности социальной службы школы – интерната. От органонов опеки и попечительства на местах и непосредственно из бесед  с семьями специалисты службы узнают о возникающих психологических, правовых, бытовых проблемах замещающих семей. В случаях необходимости сотрудники оказывают посильную помощь. Вся информация, полученная о ребенке, фиксируется в дневнике. Примером воплощения в жизнь системы сопровождения в области может служить семейный центр для подростков города Костромы и города Галича по программе социальной адаптации  и подготовке к самостоятельной жизни  выпускников учреждений интернатного типа. За период существования  (пять лет Костромской и три года Галический ) в центрах проживало 24 воспитанника из детских домов и школ-интернатов города и области. Основные задачи работы семейного центра связаны с основными направлениями его деятельности, одним из которых – обеспечение индивидуального комплексного сопровождения процесса  постинтернатной адаптации каждого воспитанника. Данное сопровождение осуществляется  членами так называемой «команды», куда входит администрация детского дома, социальный педагог, врач, психолог, воспитатели семейного центра Проблема помещения ребенка в замещающую семью сталкивается с определенными организационными и социально-психологическими трудностями, которые были в первую очередь определены нами в ходе обследования уже функцианирующих семей и вновь создаваемых на базе Волжского,  Островского, Ченцовского детских домов, Галической школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Николо-Поломского реабилитационного центра для несовершеннолетних Костромской области,  детского дома №1 города Костромы, семейных центров города Костромы и города Галича Костромской Области. Изучались  дневники наблюдений воспитателей, проводилось собеседование,  анкетирование.

             Анализ полученных данных  свидетельствовал   о том, что родители нереалистично  воспринимают детей  детского дома. А также результаты позволили    сделать выводы о том, что характер затруднений типичен для всех категорий граждан (не зависимо от возраста, опыта предыдущего воспитания детей, уровня образования и проживания) и может быть сведена к трем основным группам:

  1. Незнание  психологических особенностей детей учреждений интернатного типа (характерологических особенностей, причин  нарушения поведения).
  2. Неготовность взрослых к трудностям и переменам в семье, которые возникают с появлением нового члена.
  3. Непонимание  задач и целей коррекционной работы, которая является основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи.

    Результаты  опросов приемных родителей свидетельствуют  о необходимости поддержки и  сопровождения  таких семей на этапах подготовки к принятию  детей  и в дальнейшем по мере взросления ребенка. 

    Цель  сопровождения - обеспечение эффективной  психологической, педагогической, информационной помощи семьям на всех стадиях становления  и развития.

  1. Наличие в деском доме службы, специалистов, привлекаемых к работе. Данные службы могут быть созданы при учреждений, для детей, лишенных родительского попечения. В зависимости от направленности работы учреждения службы могут выполнять функции сопровождения замещающих семей, семейно-воспитательных групп, отбора и обследования семей. Состав службы: педиатры, специальные педагоги, социальные педагоги, психологи, юристы, методисты. Работе службы должны содействовать все государственные органы, ведомства и службы, ибо это реальный механизм профилактики социального сиротства.
  2. Работа только с теми семьями, которые знакомы с целями и задачами программ.
  3. Осуществление работы на основе договора с семьями.
  4. Серьезный анализ и диагностика семей на зависимости и психические отклонения.
  5. Распределение ответственности между специалистами и закрепление за каждым конкретных семей и детей.
  6. Организация и проведение мониторинга успешности проживания детей в семьях.

        Разработанная  технология   сопровождения замещающей семьи   позволяет разглядеть патологичные  механизмы социального функционирования семьи, помочь родителям осознать и преодолеть их, актуализировать силы для  самоизменения, а значит,  сохранить и укрепить семью. 

Информация о работе Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей