Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:37, автореферат

Описание работы

Объект исследования – воспитание в гостевой семье.
Предмет – педагогические условия воспитания ребенка в гостевой семье
Методология – системный и личностно-ориентированный подходы
Цель : выявить и обосновать педагогические условия, при которых гостевая семья будет дополнять институализированное воспитание.
Задачи:
-охарактеризовать гостевую семью как социально-педагогический феномен
-разработать модель воспитания в гостевой семье
- выявить педагогические условия и средства , обеспечивающие дополнительность воспитания в гостевой семье.
Прикладное значение данного исследования выражается в возможности в дальнейшем налаживать работы семейных центров, будет способствовать качеству подготовки и переподготовки специалистов, работающих с такими категориями детей.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

     В области ведется последовательная  целенаправленная политика на  развитие семейно-замещающих форм  жизнеустройства детей сирот.  За 2004 год 53% из числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, были устроены в семьи ( возвращено родителям 55 детей, на усыновление 25, взяты под опеку 264, в приемные семьи 32). В 2004 году был создан банк данных о всех детях, нуждающихся в помощи в возрасте от 0 до 18 лет.

Особенностью  региональной модели  семейного  жизнеустройства является  преобладание сельских  приемных семей (из 109 только 14 в областном центре и 10 в районных центрах, в которых воспитывается 51 ребенок  из 180, что составляет 28,3%) (Информация о количестве приемных семей и приемных детей в районах Костромской области).         

Исходя  из опыта работы с замещающими  родителями Костромской области  на базе экспериментальных площадок Островского и Ченцовского детских  домов, можно отметить  острую потребность людей в получении специальных знаний в области педагогики, психологии, валеологии, права и тому подобное. У многих приемных родителей  присутствует чувство разочарования, вины за несостоятельность в вопросах воспитания,  понимания своей незащищенности, беспомощности перед проблемами. Тем более, что в большинстве своем эти люди оказываются один на один  со своими трудностями. В районах, где они проживают нет не только центров по сопровождению  таких семей, консультационных пунктов, куда можно было бы обратиться, но и  удалены они и от учреждений, из которого  взяли ребенка-сироту на воспитание. И хотя учреждения стараются поддерживать с семьями отношения и готовы придти на помощь, но из-за отсутствия в самих детских домах и школах интернатах специалистов (как правило,  только в крупных городах области детские дома укомплектованы кадрами психологов, социальных педагогов: в 25 учреждениях интернатного типа области и города Костромы на 24 ставки социальных педагогов, имеющихся в штатном расписании работает 23 специалиста, в этих же учреждениях выделены  и  укомплектованы 13 ставок педагогов-психологов ), финансовых вопросов, организации хозяйственной деятельности (сезонные полевые работы, наличие  подсобного хозяйства, отсутствие транспортных связей) не всегда представляется возможным получить необходимую помощь,  консультацию.

Вместе  с тем сам порядок организации  приемной семьи по   Положению  о приемной семье (Постановление  Правительства Российской Федерации  от 17 июля 1996 г. № 829) не  предусматривает проведение качественного отбора и  самое главное  психолого-педагогической подготовки  приемных родителей. Костромской области   только на  базе  Островского и Ченцовского детских домов разрабатывается модель сопровождения и подготовки семей.

Распространение альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало  положительной тенденцией  в работе с детьми сиротами, но она таит в себе ряд проблем и сопровождается серьезными трудностями, которые были выявлены в ходе  анализа деятельности и результатов используемых в области и городе Костроме форм.

     Во-первых, несовершенство нормативно-законодательной  базы. Некоторые из названных  форм не обеспечены законодательными  актами, которые могли бы регламентировать новые формы устройства детей-сирот. Так не принят в области закон о патронате вместе с тем, именно эта форма наиболее востребована в области , так как позволяет снизить напряжение по устройству детей в семьи, предоставить новые рабочие места.

     Во-вторых, серьезная проблема заключается в том, что нет должного научно-методического обеспечения воспитательного процесса в подобных учреждениях. Требуют уточнения возрастные границы, оптимальные для передачи  детей. Нельзя оставлять без внимания вопрос подбора в одну семью детей разного  пола, их возраст и количество, а также совместимость детей и приемных родителей и их, если имеются, кровных детей. Очень важно их психологическое соответствие.

     Необходимы специализированная  подготовка родителей к выполнению взятых на себя функций, понимание ими ответственности за детей, их судьбу, их психическое состояние.

      Проблема подготовки педагогов  для работы с детьми, оставшимися  без попечения родителей, давно  изучается  и отечественными  и зарубежными учеными. Классическими стали исследования таких авторов, как Г.В.Семьи, Б. Беттельхейм, Ш. Бюллер, Д.Боулби, А. Гезелл, И. Лангмейер, З.Матейчик, К.Маслач, К.Роджерс, Р.Шпиц, А.Фрейд и других.  Проблема же подготовки принимающих родителей стала обсуждаться только в последнее время. Особенно  часто о ней заговорили после сообщений в средствах массовой информации о случаях убийства младенцев в семьях усыновителей ( за 2005 год три случая в США).

Поддержка (методическая, психологическая, практическая) помогает снять большинство кризисных проблем, возникающих в семьях  с принятием ребенка, так как с приходом нового члена семьи не только супруги вынуждены изменять свой образ жизни, но и в развитии семьи наблюдаются перемены.

          Внедрение служб сопровождения  и подготовки кандидатов в приемные родители специалистами  учреждений в районах области максимально приблизит и сделает помощь адресной.  По мнению разработчиков моделей жизнеустройства детей-сирот (Новикова М.А., Куранов И.Г.) организация самостоятельных центров, занимающихся подготовкой родителей-воспитателей,  кажется менее продуктивной. Поскольку на местах специализированные учреждения в состоянии не только провести отбор и организовать обучение будущих родителей, но и, что не менее важно, подобрать ребенка, который подойдет данной семье, совместно с кандидатом в приемным родители подготовить ребенка к переходу в новую семью, а в дальнейшем своевременно корректировать методы воспитания и оказывать необходимую помощь. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что специалисты знают ребенка и постепенно узнают будущего родителя, что одни и те же люди работают с ребенком и с семьей, которая хочет принять ребенка. Организовать обучение  специалистов  технологии по подбору, подготовке и оценке кандидатов  через систему обучающих семинаров, тренингов легче , чем собрать кандидатов, поскольку последние оформляют документы в разные сроки, количество их по районам тоже отличается.  Кроме перечисленных, преимуществом  такой модели является, на наш взгляд, и возможность широко использовать для более тесного знакомства ребенка с семьей, для отработки полученных теоретических навыков, для наблюдения за родителями и детьми в естественной среде с целью дальнейшей коррекции и составления  программы дальнейшей работы  с семьей и принятия окончательного решения о совместимости членов семьи и ребенка  и передаче его на воспитание в приемную семью  удобнее использовать патронатные семьи или гостевую семью. Поскольку все участники будут максимально приближены к учреждению и службе сопровождения. В этом случае патронатная (как разновидность гостевая) семья (помещение ребенка на выходные и каникулы в семью) может рассматриваться как один из основных этапов в подготовке, обучению и вхождению ребенка в замещающую семью.

Основные  тезисы, составляющие концепцию семейного  жизнеустройства детей сирот  были сформулированы нами в ходе практической работы с детьми, воспитателями учреждений интернатного типа и приемными родителями:      

  1. Возрастающее  число беспризорных и бездомных  детей, имеющих проблемы, детей без  попечения родителей, является наиболее важной причиной необходимости проведения глубоких научных исследований проблем и реформирования социальной политики в этой области.
  2. Главным условием полноценного психоэмоционального  развития ребенка является родительская семья с соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим только биологической семье уровнем общения с родными, и особенно с матерью. Отрыв ребенка от  родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше  ребенок оторван от родительской семьи и чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем  направлениям психического развития. Семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта, так как обладает  объективными возможностями  для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи. Роль семьи не может быть компенсирована никакими другими институтами социализации.
 
  1. Социальная  дезадаптация выступает в различных  формах: нарушения обучения, нарушения  поведения, нарушения контактов  и смешенные формы, включающие сочетания  указанных признаков. Выраженность ее в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Воспитанники учреждений интернатного типа почти стопроцентно попадают в категорию клиентов с особыми нуждами, а в дальнейшем многие из них вовлекаются в криминогенные структуры.
 
  1. Процессы  адаптации и интеграции являются процессами временными. Их успешность зависит от того, насколько сходны начальная и конечная среды. То есть условия проживания и развития детей  в интернатных учреждениях должны быть максимально приближены к условиям жизни  семейных детей. Здесь необходимо помнить, что не имеется ввиду только материальная сторона (некоторые семейные дети могут быть менее красивы одеты и не иметь  бытовой техники), но,  прежде всего имеется ввиду личностное пространство, возможность иметь свои личные вещи, равные возможности посещения внешкольных мероприятий, наличия круга друзей и так далее.
 
  1. Существующие  интернатные учреждения оказались  не готовыми в полной мере решать проблемы детей и их родителей, так как не могут обеспечить системную социально-педагогическую реабилитационную работу в детской и семейной среде. Процесс подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни сводится к ограниченному набору бытовых  и трудовых навыков, а также к получению свидетельства о  неполном среднем образовании.
 
  1. Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показали, что и эффективность  социализации, и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у  отданного в интернатное учреждение.
 
  1. Усыновление, опека (попечительство) относятся к  традицилонным видам устройства осиротевшего ребенка в семье. Однако потребность удовлетворить интересы большего числа обездоленных детей  всегда порождала поиск каких-то других способов защиты интересов несовершеннолетнего. Это обострило востребованность внедрения и распространения новых подходов.
 
  1. Замещающие  семьи  в том числе и краткосрочный  патронат (гостевые семьи) выполняют  компенсаторную функцию. Если невозможно преодолеть отчуждение ребенка от биологической  семьи, до помещения в учреждение, или в случае  невозможности  усыновления или передачи на опеку,  ребенок имеет возможность получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье (хотя и временно) как естественной среде обитания растущего человека.
 
  1. Патронатная  семья содержит большой потенциал  и позволяет снизить напряженность  в вопросе жизнеустройства детей сирот, а также формирования позитивного образа  семьи у детей из неблагополучных семей.
 
  1.  «Надежными  поставщиками»  детей с девиантным  поведением являются дисфункциональные   семьи, то есть семьи, в которых  снижена способность к осуществлению основных функций – жизнеобеспечения, организации быта, поддержания физического, психического и морального здоровья своих членов, воспитания детей, обеспечения внутренних и внешних контактов. Вместе с тем  зачастую детей, оставшихся без попечения родителей, или воспитывающихся уже в учреждении передают на попечение, на выходные дни и на время каникул к ближайшим родственникам, бабушкам, то есть тем, кто в  свое время  сам воспитал  таких детей, которые не смогли или не захотели  заниматься воспитанием детей. Поэтому так важно  знание условий, взаимоотношений в семье прежде, чем передавать детей даже на  выходные дни.
 
  1. Стремящиеся заменить родителей лица руководствуются  не только гуманными помыслами, а  всякий раз исходят из каких-то своих  соображений, учитывают и свои возможности, поэтому важное место в работе по семейному жизнеустройству детей отводится предварительному этапу – отбору кандидатов в приемные родители.
 
  1. Часть замещающих   семей (приемные, патронат)  по своему правовому  статусу относятся  к профессиональным семьям. Люди, взявшие на себя  обязанности по воспитанию государственного ребенка, принимаются на работу в качестве родителей-воспитателей, следовательно,  к ним предъявляются определенные профессиональные требования, что в свою очередь порождает необходимость в специальной профессиональной подготовке.
 
  1. Социально-педагогический подход предполагает наличие педагогически  целесообразной системы деятельности  учреждений, занимающихся работой с  замещающими семьями. Такая система  ориентирована на то, чтобы научить специалистов, по сути своей воспитателей, избегать ошибок в своей деятельности и учитывать ограничения, задаваемые самой деятельностью и собственным образовательным потенциалом личности ребенка, его индивидуально-типологическими особенностями поведения в трудной жизненной ситуации.  С этой целью, значительное место в работе с родителями  следует уделять рассмотрению социально-педагогической характеристики детей учреждений интернатного типа.
 
  1. Недостаточная компетентность,  низкая профессиональная грамотность приёмных родителей порождает конфликтные ситуации, травмирует ребенка, формирует чувство неудовлетворенности и вины у родителей, и зачастую становится причиной распада приемных семей.
 
  1. Поддержка (методическая, психологическая, практическая) помогает снять большинство кризисных проблем, возникающих в семьях  с принятием ребенка, так как с приходом нового члена семьи не только супруги вынуждены изменять свой образ жизни, но и в развитии семьи наблюдаются перемены.
 
  1. Посещение семьи ребенком в выходные дни, проживание в потенциальной приемной семье во время школьных каникул  является естественным и обязательным этапом в процессе подготовки ребенка и кандидатов к передаче детей в семью и позволяет в неформальной обстановке познакомиться и привыкнуть друг к другу.
 

Информация о работе Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений в воспитании приемных детей