Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
6
1 Теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1 Изучение проблемы адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе ……………….…...…………........



9
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста …………………….……………………………………………….

15
1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….………………

27
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………...



40
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………….

45
2.3 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей дошкольного возраста .………………………………..

49
Заключение ……………………………………………………………..
56
Список использованной литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

 

По данным исследования, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы – 52,6%, не готовы – 21,1% (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Готовность детей к поступлению в детский сад

 

Таким образом, у большинства  детей отмечается не достаточный  уровень готовности к условиям дошкольного образовательного учреждения. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

Беседа с воспитателями  показала, что при поступлении  ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.

В индивидуальных беседах  с родителями выясняли условия жизни  ребенка в семье, состояние его  здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:

- визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг;

- информация о достижениях (дипломы, грамоты, как сотрудников учреждения, так и детей);

- стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Республики Казахстан, Закон об образовании и другие);

- график работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника);

- стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.

Период адаптации детей  в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.

Результат констатирующего  эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для  организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

В детском саду попытки  решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.

На длительность и  характер адаптации особое влияние  оказывают такие факторы, как  социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.

Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой [17]. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

Успешность адаптации  проявляется в поведенческих  реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

Каждый из факторов может  оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.

Для удобства обработки  данных и во избежание субъективного  толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).

Суммарно по всем четырем  факторам можно получить +12 или -12, в  интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.

Уровень адаптации выводится  из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П). При выявлении уровня адаптации к дошкольному образовательному учреждению мы опирались на рекомендации А. Остроуховой (таблица 2).

 

Таблица 2

Уровень адаптации детей  к дошкольному учреждению

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая 

От 5 дн. до нед.

+12…+8

А-1 и П-1

А-1 и П-2 высокий

Средняя

От 15 дн. до 3 нед.

+7…0

А-1 и П-3

А-2 и П-2 средний

Усложненная

От 25 дн. до 5 нед.

-1…-7

А-2 и П-4

А-3 и П-3 сложный 

Дезадаптация 

Более 5 нед.

-8…-12

А-3 и П-4

А-4 и П-4 дезадаптация


 

Определение поведенческой  реакции в соответствии с оценкой  факторов адаптации.

  1. Эмоциональное состояние ребенка.

+3 Весел, жизнерадостен,  подвижен, активен. 

+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 Иногда задумчив, замкнут. 

-1 Легкая плаксивость,  хныканье.

-2 Плачет за компанию; плач приступообразный.

-3 Сильный, профилактический  плач; подавленное настроение.

  1. Социальные контакты ребенка.

+3 Много друзей, охотно играет с детьми.

+2 Сдержан, просится  на руки; неохотно играет с  детьми.

+1 Безучастен к играм;  отстранен, замкнут. 

-1 Невесел, с детьми  не контактирует, даже если вовлечен  в игру.

-2 Проявляет тревогу,  бросает начатые игры.

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

  1. Сон ребенка.

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный. 

+1 Засыпает нескоро,  спит спокойно, но недолго. 

-1 Засыпает с хныканьем,  тревожен во сне. 

-2 Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне. 

-3 Отсутствие сна, плач.

  1. Аппетит ребенка.

+3 Очень хороший аппетит,  съедает все с удовольствием. 

+2 Нормальный аппетит,  ест до насыщения. Сон спокойный. 

+1 Аппетит выборочный, но насыщенный, но недолго. 

-1 Отвергает некоторые  блюда, капризничает.

-2 Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.

-3 Отвращение к еде,  кормление мучительно.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  • хороший аппетит,
  • охотное общение с другими детьми,
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
  • нормальное эмоциональное состояние.

Результаты анализа адаптационной карты детей представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Уровень адаптации детей  к дошкольному образовательному учреждению

Уровень

Число детей

%

Высокий (до 1 недели)

1

5,3

Средний (до 3 недель)

7

36,8

Сложный (до 5 недель)

9

47,4

Дезадаптация (более 5 недель)

2

10,5


 

Результаты показали, что высокий уровень адаптации  выявлен у 5,3% детей, средний – у 36,8%, сложный – 47,4%, дезадаптация наблюдается у двух детей, что составляет 10,5%.

В процентном соотношении уровни адаптации можно представить в виде диаграммы (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2. Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

 

Таким образом, результаты диагностики адаптации детей  раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.

 

 

2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

 

 

Результаты исследования показали необходимость применения новых, дополнительных форм и методов  при организации процесса адаптации детей, которые бы позволили создавать все необходимые условия для более успешного, быстрого и безболезненного прохождения этого периода в жизни детей и их родителей.

При разработке форм и  методов адаптации мы опирались  на рекомендации Ларионовой Г.Б., Калитиной Р., Данилиной Т.А.

В результате была разработана  программа работы: «Адаптация как  процесс и результат усвоения опыта общения совместной деятельности».

Цель: подготовка ребенка  к самораскрытию личности, самореализации социальных и творческих способностей.

Условия:

  1. учет их индивидуально-психологических особенностей и факторов «риска», усложняющих адаптацию; общение в совместной деятельности педагога с детьми.
  2. организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, куда относятся:
  • осознание и понимание педагогами дошкольного образовательного учреждения роли семьи;
  • включение родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, расширение представлений родителей о жизни детей в детском саду;
  • психологическое консультирование родителей;
  • выработка единого подхода к воспитанию ребенка дома и в дошкольном учреждении, единых требований к нему.

Для обеспечения этих условий необходимо провести работу по следующим направлениям:

  1. Работу с родителями начиналась задолго до поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение (за 2 месяца) с целью достижения постепенного его перехода из семьи в детский сад.
  2. Создать на базе детского сада «Клуб молодой семьи» и «Маминой школы» – для повышения педагогической культуры родителей.
  3. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, повысить профессиональный уровень воспитателей, развитие у них таких качеств как эмпатия, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность. Для этого систематически проводить семинары, педагогические советы, психологические тренинги с воспитателями.
  4. Правильно организовать игровую деятельность в адаптационный период, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок» (приложение Б).

В детском саду мы создали модель оформления младшей группы «Радуга». Модель среды группы базируется на двух простых идеях. Первая: детский сад – это второй дом для ребенка, в котором должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной этому возрасту деятельности.

Образ дома создает интерьер групповой комнаты: одну из стен украшает постер в виде домика, сделанного руками воспитателей групп и родителями (из разных кусочков обоев). В группе, как и в квартире ребенка, есть самая разнообразная крупногабаритная детская мебель: стол, стулья, плита, мойка, диван, кресла, ванночка для игр с водой, большой мягкий ковер теплых тонов. В «фойе» детей встречает веселый, качающийся на качелях клоун на уровне глаз ребенка. На кроватке каждого ребенка, в уютной спальне, оформленной в теплых золотистых тонах, лежит его любимая игрушка. Есть в группе мини-музей «Игрушка-забава», который доставляет детям огромную радость. С помощью родителей здесь собраны игрушки с цветовыми звуковыми эффектами, механические (заводные) игрушки.

Для удобства организации  разнообразной деятельности детей  в группе выделены несколько уголков:

  • Уголок сенсорного развития детей. Для освоения сенсорных навыков в уголке собран материал для освоения детьми представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, мозаика). Здесь же расположены и различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.
  • Уголок конструирования. Здесь имеется различный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины.
  • Спортивный уголок. Оснащен разноцветными яркими мячами разного размера, кеглями, мягко-набивочными кубами, игрушками – качалками, скакалками, кольцебросом, воротцами для ползанья, сухим бассейном со множеством разноцветных мягких мохнатых шариков.
  • Уголок изобразительной деятельности. Здесь собраны крупные трафареты различных животных, карандаши, книжки-раскраски, пластилин, мелки, фломастеры, различные штампы, «волшебный экран».
  • Музыкальный уголок. Представлен различными музыкальными инструментами и инструментами необычными, сделанными руками воспитателей (маракасы из «киндер-сюрпризов», трещотки из фломастеров и т.п.).
  • Художественно-речевой уголок. Привлекает яркими книгами, картинками.
  • Живой уголок. Создан для формирования бережного и доброжелательного отношения к природе. Дети наблюдают за аквариумными рыбками и комнатными растениями, морской свинкой.
  • Уголок для родителей. Здесь, помимо традиционной информации располагаются папки медико-психолого-педагогической службы. Каждый специалист детского сада придумал свою визитку – с собственной цветной фотографией, с конкретной информацией о развитии детей, с советами, рекомендациями и приложениями. Широко распространена такая форма работы, как наличие благодарственных писем родителям и воспитателям от администрации дошкольного учреждения. Эти письма и грамоты также помещаются в уголок для родителей.

Информация о работе Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении