Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
6
1 Теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1 Изучение проблемы адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе ……………….…...…………........



9
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста …………………….……………………………………………….

15
1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….………………

27
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………...



40
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………….

45
2.3 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей дошкольного возраста .………………………………..

49
Заключение ……………………………………………………………..
56
Список использованной литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

Социально-общественное развитие человека неразрывно связано  с необходимостью воспроизводить себя в соответствии с условиями и  уровнем развития общества, и обусловлено его успешной социализацией.

Понятие социализации как  процесс и результат усвоения индивидом системы социальных норм, ценностей, ролей, навыков имеет  различную трактовку. Например, социализация в бихевиоризме сводится к процессу социального научения, результатом  чего становится опыт, приобретаемый человеком в течение всей жизни (А. Бандура, Б.Ф. Скинер, Дж. Уотсон).

Социализация личности предполагает и встречный процесс - индивидуализацию социальной жизни. Смирнова Е.О. под индивидуализацией как «бытие-у-самого-себя» предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей индивидуальности, для передачи собственного опыта, мировоззрения социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности [9].

У психолога В.П. Зинченко принимается такое понимание индивидуализации, при котором ее сущность заключается в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной воле проявляющей себя в осуществлении, как частных, так и общих духовных интересов, в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет собственные взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность [10].

Осознание себя личностью  невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в  самом процессе деятельности. Роли деятельности в процессе развития личностных качеств ребенка и, таким образом, в процессе адаптации в социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др., где утверждается, что личность как качество, которое выражает социальную человеческую сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности ребенка [11].

В процессе ее совместного  выполнения осуществляется взаимодействие («событие») ребенка и общества. В  ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы «опредмечивания» (субъект воплощает свои замыслы, свои психологические качества в предмете) и «распредмечивания» (субъект присваивает качества объекта деятельности), считает Д.И. Фельдштейн. Именно деятельность обеспечивает адекватность психического отражения действительности.

Через деятельность субъект  вступает в практические контакты с  окружающими предметами, которые  обогащают и изменяют его. Таким  образом, выступая и результатом, и субъектом общественных отношений, личность формируется через собственные активные общественные действия, сознательно и целенаправленно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе деятельности.

По Л.С. Выготскому именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности происходит становление всех внутренних личностных структур, саморазвиваются основные психические процессы. Это становление происходит вследствие актуализации механизма интериоризации внешних форм деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Под интериоризацией понимается формирование социальных структур когнитивных процессов, сознания ребенка в целом [12].

Интериоризация происходит путем присвоения психикой структур внешней деятельности при параллельно  развивающейся активности самой личности, ее самодвижении, саморазвитии. Этот процесс требует наличия развитого адаптационного потенциала личности ребенка, позволяющего ему не только успешно приспосабливаться к требованиям социума, но и активно его преобразовывать.

Такое «широкое» понимание  процесса адаптации, связывающее его  с личностной субъектностью, характерно для психологической школы Ж. Пиаже. Согласно его концепции, адаптация  должна рассматриваться как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта. Рассмотрение адаптации в единстве этих ее противоположных направлений является важным условием применения этого понятия в качестве категории, играющей активную роль в объяснении всякого активного функционирования [13].

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Адаптация социально-психологическая (Е.С. Кузьмин, В.Е. Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое  приводит к оптимальному соотношению  целей и ценностей личности и  группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается [14].

В педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [15].

Само понятие «социальная адаптация» рассматривается как процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Основным способом социальной адаптации является принятие норм и  ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а  также форм предметной деятельности.

Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

Анализ понятия «социальная адаптация» представляется сложным по двум обстоятельствам. Во-первых, социальная адаптация есть взаимодействие двух взаимноадаптирующихся структурно-сложных систем - личности и социальной среды. Социальная среда и личность, являющаяся субъектом и объектом общественных отношений находятся в сложном взаимодействии: личность в такой же мере адаптирует к себе социальную среду, в какой степени социальная среда адаптирует к себе личность. Во-вторых, анализ понятия социальная адаптация осложняется тем, что термин «адаптация» наделен социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик.

Имея в виду биосоциальную  природу человека, механизмы адаптации  необходимо рассматривать на разных уровнях его биологической и  социальной организации: адаптацию к постоянно действующим факторам среды обеспечивают генетические программы, сформированные в процессе длительной биологической эволюции.

Под генетическим контролем  формируются морфологические, биохимические  и функциональные системы, которые могли возникнуть постепенно за - счет мутаций и естественного отбора, что способствовало приспособлению организма к очень медленным изменениям среды.

Терёхина О В. считает, что адаптация на этом уровне происходила как создание гармонии с реальными условиями существования без учета предстоящих будущих изменений. Такие генетические программы не всегда являются оптимальными в условиях быстро меняющейся среды [16].

В процессе дальнейшей эволюции появляются более гибкие универсальные  механизмы, которые позволяли организму адаптироваться к быстро и непрерывно меняющимся условиям среды. Эти механизмы выходили на уровень нервной системы и способствовали развитию органов высшей нервной деятельности, совершенствованию рефлекторного и двигательного аппаратов, использованию личного опыта для защиты, обучения, тренировки молодых, приспособлению к новым ситуациям через индивидуальное изменение поведения и возникновению поведения разумного типа (К.И. Завадский, Э.И. Колонский).

Данные школы физиолога  И.П. Павлова свидетельствуют об особой роли высшей нервной деятельности в обеспечивании уровновешивания организма с внешней средой. У высших животных и особенно у человека на первый план выдвигается адаптации за счет поведения, этого как писал А.Н. Северцов еще в 1922 году, «могучего средства приспособления к окружающей среде». На быстро наступающие изменения окружающих условий организм отвечает определенной поведенческой реакцией без перестройки их морфофункциональной организации и в большинстве случаев приспосабливается к новым условиям очень эффективно [17].

Поведение - один из наиболее эффективных способов индивидуальной адаптации. Поведение обеспечивает организм дополнительными возможностями, которые могут не только дополнять, но и изменять вегетативные рефлекторные реакции.

У человека развитие высшей нервной деятельности достигло такого уровня, что поведение стало определяющим фактором его адаптации. Адаптация  человека к различным условиям внешней  среды основана преимущественно  на определенных формах поведения, включающих искусственные и технические средства, благодаря которым он может существовать в таких условиях, которые непереносимы для других организмов.

В.П. Казначеев и В.П. Лозовой считают адаптацию - процессом приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей степени создает он сам в результате преобразования окружающей среды, направленный на самосохранение, развитие человека и достижение главной цели прогресса человека [18].

По мнению А.Н. Скворцова и Д.Р. Деряпа человек не только адаптируется к условиям обитания, но и в большей мере приспосабливает внешнюю среду к своим биологическим возможностям, создает искусственную среду -среду культуры и цивилизации, благодаря чему приспосабливается к любым условиям существования. Из всех живых существ человек обладает наибольшей способностью к приспособлению [19].

Эволюционное развитие адаптационных механизмов отмечал А.Д. Селье отражается в фазности, этапности их развития и индивидуальной адаптации организма. Экспериментальные данные, проведенные на разных уровнях в различных условиях позволяют рассматривать создание адаптивного состояния как динамический процесс с последовательно протекающими фазами, в основе которых лежат свои физиологические, психологические и социальные механизмы [20].

Процесс адаптации является функцией времени, где на различных этапах могут включаться физиологические, психологические или социальные механизмы. Способность различных систем организма, обеспечивающих гомеостаз, эффективно приспосабливать свою деятельность к меняющимся условиям окружающей среды определяется в первую очередь работой центральных регуляторных механизмов. Все нормальные процессы жизнедеятельности имеют адаптивный характер, т.е. все физиологические реакции могут быть либо адаптированными к конкретным условиям среды, либо неадаптированными, то есть находиться в процессе адаптации. Отсюда, степень участия разных физиологических систем на разных уровнях адаптации может быть различной [21].

Таким образом, под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

1) внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

2) внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Адаптация психическая  – психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная –  процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для  самого ребенка и его социального  окружения: родителей, учителей, сверстников, людей, всего социума.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени  тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма [22].

Адаптация обычно протекает  сложно с массой негативных сдвигов  в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка.

Информация о работе Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении