Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Дата добавления: 23 Февраля 2014 в 11:40
Автор: e**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (119.86 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Основная часть.doc

  —  504.50 Кб

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………..

6

1 Теоретический  анализ проблемы адаптации детей  раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.1 Изучение проблемы адаптации  детей раннего возраста в психолого-педагогической  литературе ……………….…...…………........

 

 

 

9

1.2 Возрастные и индивидуальные  особенности детей раннего возраста  …………………….……………………………………………….

 

15

1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….………………

 

27

2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………...

 

 

 

40

2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………….

 

45

2.3 Психолого-педагогические  рекомендации воспитателям и  родителям детей дошкольного  возраста .………………………………..

 

49

Заключение  ……………………………………………………………..

56

Список использованной литературы …………………………………

58

Приложения  …………………………………………………………….

62


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].

Повышение значения дошкольного  воспитания и обучения относится  к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше  усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.

Целью Государственной  программы развития образования  Республики Казахстан на 2011-2020 годы является обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе [2].

Как отмечает Калдыбаева Т.Ж. детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности, способно вызвать эмоциональный стресс [3].

Поступление ребенка  раннего возраста в дошкольное образовательное учреждение может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Это связано с особенностями  раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение  привычного образа жизни вызывают у  детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.

От того, насколько  ребенок подготовлен в семье  к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

В педагогической литературе в недостаточной степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста.

В исследованиях Н.М. Аксариной адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса [4].

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада исследована в трудах Сатыбалдиной М.Б., А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, Н.М. Аксарина, Г.Г. Григорьева и др. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В.).

Проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.

Анализ проблемы в  теории и практике, недостаточное количество исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Цель исследования - выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;

2. Определить психолого-педагогические условия, при которые успешно проходит процесс адаптации;

3. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Объект исследования - процесс и особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Теоретической и методологической основой работы являются:

- исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская);

- исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);

- исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования; беседа с воспитателями; наблюдение за детьми; анкетирование родителей «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»; изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста; методика определения успешности адаптации детей А. Остроуховой.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- проанализирована проблема адаптации детей раннего возраста;

- выявлены факторы, влияющие на успешную адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.

Практической базой  написания дипломной работы является детский сад «Карлыгаш» г. Караганды.

Структура работы: включает в себя введение, основную часть, состоящую из параграфов, заключение и список литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цели задачи дипломного исследования, определены предмет и объект изучения, обозначена практическая значимость работы.

В первом разделе проводится теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Исследуются и анализируются основные факторы, влияющие на адаптацию детей раннего возраста к новой образовательной среде.

Во втором разделе проводится исследование особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В заключение содержатся основные обобщения по исследованию адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Список использованной литературы включает 63 научных источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретический анализ  проблемы адаптации детей раннего  возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

 

 

1.1 Изучение проблемы  адаптации детей раннего возраста  в психолого-педагогической литературе

 

 

Социальная адаптация  относится к разряду междисциплинарных  научных понятий. Большой вклад  в изучение проблем адаптации  личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). Также активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый и др.).

Если психологическая  наука преимущественно изучает  адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы  приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

Психическая адаптация  является сплошным процессом, который, наряду с  собственно психической  адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё  два аспекта:

а) оптимизацию  постоянного воздействия индивидуума  с окружением;

б) установление адекватного соответствия между  психическими и физиологическими характеристиками [5].

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся  к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается  как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Р.В. Айсина, А.В. Дедкова). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [6, 49].

Выделяя этапы развития личности, Балл Г.А. первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности [7, 58].

Появившись на свет, ребенок  вступает в особые отношения с  окружающей его средой, причем среда  играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.

Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в данных отношениях. При этом важна и собственная внутренняя позиция ребенка, т.е. то, как он сам относится к своему положению, какое значение имеет для него окружающая действительность, и как он переживает ее требования к себе лично, считала Л.И. Божович. Ребенок не пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого [8]. Таким образом, выделяются два социально-психологических компонента: формы индивидуально-самостоятельного поведения и социально-общественного развития человека.

Страницы:123456789следующая →
Описание работы
Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.
Содержание
Введение ………………………………………………………………..
6
1 Теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1 Изучение проблемы адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе ……………….…...…………........



9
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста …………………….……………………………………………….

15
1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….………………

27
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………...



40
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………….

45
2.3 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей дошкольного возраста .………………………………..

49
Заключение ……………………………………………………………..
56
Список использованной литературы ………………………