Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Объект работы: изучение музея Мурманского государственного педагогического университета «Истории народного образования Кольского края».
Для выполнения курсовой работы были поставлены основные три задачи:
Углубить и расширить теоретические знания в понятии корпоративной культуры (сущность, функции и виды), как неотъемлемой части в работе PR-специалиста;
Изучить музейное дело, а именно общие черты, деятельность и проблемы корпоративных музеев в России.
На основе полученного нового знания проанализировать музей Мурманского государственного педагогического университета «Истрии народного образования Кольского края» для сопоставления его со стандартами корпоративного музея.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Корпоративная культура: основные подходы и понятия…6
Понятие и сущность корпоративной культуры………………….6
Функции корпоративной культуры……………………………….11
Виды корпоративных культур…………………………………….13
Глава 2. Музейное дело………………………………………………….19
2.1. Общие черты корпоративных музеев……………………………….19
2.2. Деятельность российских корпоративных отраслевых музеев….22
2.3. Проблемы российских корпоративных музеев, пути их решения..26
Глава 3. Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры (на примере корпоративного музея Мурманского государственного Педагогического университета «История народного образования Кольского края».)…………………………………………………………………………….29
3.1. История создания музея МГПУ «Истрия народного образования Кольского края»………………………………………………………………….29
3.2. Основные направления работ «Музея истории народного образования Кольского края»…………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

Содержание 3.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Одна  часть экспозиции посвящена истории  края, с которой неразрывно связана  с история народного образования. На стендах представлены фотографии, документы и объемные экспонаты  по археологическим памятникам, истории  саамов, поморской культуре, войне 1941-1945 гг. на Мурмане.

     В витринах представлена утварь, предметы быта, саамская и поморская одежда, иконы и церковные книги.

     В открытой диораме выставлены предметы времен Великой Отечественной войны, найденные поисковиками школы №10 и студентами МГПУ в долине р. Западная Лица — оборонительном рубеже, где на протяжении всей войны велись кровопролитные бои. Это осколки снарядов, крыло фашистского самолета «Мессершмидт», каски, ручные гранаты и др. Здесь же в витринах уникальные документы и фотографии,  личные вещи погибших бойцов, фронтовые письма.

     Материалы по истории народного образования  «красной нитью» проходят через всю  экспозицию и занимают значительную ее часть: от церковно-приходских школ до сегодняшних элитарных образовательных  учреждений и первого вуза на Кольском Севере — Мурманского государственного педагогического университета.

     Фотографии  первых учителей на Мурмане Г.Н. Петровой (представитель самой большой  педагогической династии), М.А. Филянова, К.А. Гоман, А.А. Резановой, К.Н. и В.Н. Поповых и др.

     Особое  внимание экскурсантов привлекают предметы школьного быта 20-50-х годов: перьевые ручки, чернильницы-непроливашки, рабочие  тетради по гигиене 1903 года и экзаменационные  работы учащихся земского училища 1917 года, дореволюционные учебники, счетная техника (деревянные счеты, логарифмические линейки, арифмометры, первые калькуляторы, первый персональный компьютер) и многое другое, и, конечно, школьная парта, более 100 лет бывшая своеобразным символом  дореволюционных и советских образовательных учреждений.

     Ряд экспонатов рассказывают о деятельности мурманских школьников и учителей в  годы войны. Школьники принимали  участие в операции «Продовольствие» — экспедиции на острова Баренцева  моря по сбору яиц морских птиц для госпиталей города, становились юнгами Северного флота и принимали участие в военных действиях. Многие из них, как и выпускники мурманских школ, поэт Александр Подстаницкий, Герой Советского Союза Анатолий Бредов в памяти родных навсегда остались юными.

     Не  вернулись с фронтов Великой  Отечественной многие учителя: А.В. Коган, А.Д. Ахматов, И.А. Бушуев, Н.И. Исаков. И.Р. Устюжанинов, Я.А. Маслов, Б.И. Райхман, братья П.К. и А.К. Мокроусовы, Ф.М. Михеев и др. Они смотрят на посетителей с фотографий, их имена серебром вытеснены на мемориальной стеле, а в музее собраны воспоминания и военные письма.

     Народное  образование края в 60-70-е годы представлено фотоматериалами, документами, методическими  пособиями, личными вещами, рассказывающими  об учителях-новаторах Кольского  края, среди которых по праву занимал первое место заслуженный учитель школы РФ, директор Мурманского ИУУ М.А. Погодин.

     Часть экспозиции рассказывает об образовании  коренного населения края — саамов, долгое время не имевшем своей  письменности. Работа по ее созданию велась разными учеными многие годы. Но авторами нового саамского алфавита в 1985 году стали мурманские педагоги Н.Е. Афанасьева, Р.Д. Куруч, Е.И. Мечкина, А.А. Антонова, Л.Д. Яковлева, Б.А. Глухов.

     Разнообразными  материалами представлена в музее  история МГПУ — первого вуза на Кольской земле. Он был открыт в 1939 году как учительский институт, в 1956 стал педагогическим институтом, в 2002 — педагогическим университетом. Над стендами по верхней части стены представлена портретная галерея всех ректоров нашего вуза, созданная студентами кафедры ИЗО факультета культуры и искусств.

     Экспонаты на стендах и в витринах освещают разные стороны научной, культурной и общественной жизни МГПУ, фотографии ведущих преподавателей нашего вуза, учебная, научно-методическая и художественная литература, авторами которой являются преподаватели и студенты университета.

     Учебно-методическая работа заключается в получении и закреплении знаний по истории, отраслям духовной и материальной культуры края, но и в формировании у студентов ясных представлений о профессии, осознания важной роли учительского труда. Этому способствуют экскурсии, лекции и беседы для учащихся школ, студентов и учителей города и области.

     Экскурсии тематические сквозные («История народного образования Кольского края»); тематические по отдельным историческим периодам и событиям («Археологические памятники», «Культура и быт поморов», «Саамы-коренные жители Кольского севера», «Война на Мурмане», «История школ области», «История МГПУ» и др; учебные экскурсии и уроки проводятся для учащихся и студентов с целью углубления пройденного материала («Первобытно-общинный строй», «Культура России в XVII - первой половине XVIII века», «Война на Мурмане», «Интервенция в крае»); методические экскурсии и занятия проводятся со студентами, квалифицирующимися по музееведению, педагогами, методистами внешкольных учреждений, руководителями школьных музеев.

     Одним из видов образовательной деятельности музея являются индивидуальные консультации со школьниками, студентами и преподавателями, которые используют материалы музея для научной работы — докладов, рефератов, курсовых и дипломных проектов.

     Выставочная работа предполагает создание стационарных и передвижных экспозиций определенной тематики.

     Эта работа проводится, как в помещении  музея, так и за его стенами — в разных корпусах университета. В музее экспонировались следующие выставки :

    - фотомастеров  г. Мурманска (4 ежегодные выставки);  
        - военной миниатюры из коллекции выпускника В.В. Рябкова;  
        - дореволюционной поморской фотографии «Поморский альбом»;  
        - флористических работ отличника просвещения В.Н. Ушаковой;  
        - истории физико-математического факультета;  
        - к 60-летию историко-филологического факультета;  
        - фотовыставка «МГПИ: кадры из жизни»;  
        - «Летняя педпрактика студентов МГПУ»;  
        - «История школы на Мурмане» (совместно с обл. краеведческим музеем);  
      - «Русская икона» (совместно с обл. художественным музеем);  
      - «Взаимодействие народов на Севере: 1945-1960 годы» (международный проект);  
      - «Этих дней не смолкнет слава» (мемориальная фото-выставка) и др.

      Ежегодно часть музейных предметов используется на выставках за пределами университета — в областном краеведческом и художественном музеях, областной детской библиотеке, школах города.

     Научно-просветительская работа включает в себя проведение экскурсий и лекций встречи в музее, а также издательскую деятельность, выступления по радио и телевидению.

     В целях воспитания и просвещения  в музее проводятся обзорные экскурсии, которые знакомят со всей экспозицией музея и специализированные, где используется материал напрямую не связанный с тематикой музея, например, по отраслям духовной и материальной культуры, по истории города и пр. («Храмы Севера», «Северная икона», «Рождение Мурманска и его первые улицы», «Зеленый наряд Мурманска» и др. Две последние могут быть проведены непосредственно в городе на его улицах и в скверах, находящихся недалеко от школ, в которых студенты проходят педпрактику.) Подобные экскурсии увеличивают масштаб деятельности нашего музея.

     Распространенной  формой образовательной и воспитательной работы музея, являются лекции. Они  организуются сотрудниками музея и  студентами в самом музее («Экологическое воспитание школьников», «Историко-природный  маршрут в центре Мурманска», «Дикорастущие растения в городе»), на экологических тропах города, в школах.

     Музейно-педагогический подход необходим при проведении таких форм массовой работы, как  научно-практические и международные  конференции, встречи ветеранов  педагогического труда, ветеранов  Великой Отечественной войны. На этих встречах непременно присутствую  студенты, которые, общаясь с ветеранами, получают интересную информацию по многим вопросам истории.

     С момента возникновения музея  большое место в его работе занимает издательская деятельность. Во многом благодаря работе с его  материалами вышли в свет многие печатные издания: «Очерки истории народного образования Кольского края», «Педагогическая энциклопедия Мурманской области. ХХ век. История в лицах», «МГПУ в лицах (1939-2004)», учебные книги «Мой Мурманск», «Этих дней не смолкнет слава», журналы «Наука и бизнес на Севере» (посвященный заведующему кафедрой русского языка и литературы в 50-60-е, диалектологу годы И.В. Меркурьеву), «Созвездие МГПУ» (посвященный лучшим преподавателям, которые стояли у истоков нашего университета, кто продолжает его лучшие традиции сейчас), с 2000 года выходит ежегодный вестник Мурманского отделения международной АПСН РФ «Наука и образование» и др.

     В юбилейном для Мурманска 2006 году вышел 7-й номер журнала «Наука и образование», в котором, наряду с материалами по истории города, опубликованы статьи по актуальным проблемам воспитания, обучения, образования. Его важнейшие рубрики «Духовность и время», «Региональный компонент», «История педагогики и психологии», «Ученые Заполярья», «Деятели народного образования Кольского края», «Новости, Обзоры. Информация» и др. рассчитаны на широкую педагогическую общественность нашей области.

     Издана  иллюстрированная книга — мини-энциклопедия по городу «Мурманск и мурманчане в потоке времени», в которой по годам перечислены все значимые в жизни города события, а также набор открыток члена фотохудожников РФ Юрия Воронцова «Прогулки по Мурманску».

     В стенах музея снимаются фильмы университетского учебного телевидения о ветеранах-педагогах, учебные фильмы, передачи мурманских теле-радио компаний.

     Популярность  музея растет и за пределами университета, о чем свидетельствует постоянное увеличение экскурсий школьников всех возрастов и гостей города. Ежегодно музей посещают более 3 тысяч человек, проводится более 100 мероприятий.

     Музей «Истории народного образования Кольского края» активно развивается и заинтересован в обмене полезной информацией и опытом с другими музеями, учреждениями и частными лицами.   
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

    Корпоративная культура представляет собой большую  область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.

     В данной работе был рассмотрен один из элементов корпоративной культуры организации – музей, а именно детально разбирался музей МГПУ «Истории народного образования Кольского края». Но по работе видно, что музей организации и учебного заведения имеют свои сходства и различия.

     Вузовский музей — специфическое учреждение в сфере общественной деятельности, имеющее отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Интеграция данных педагогики, психологии, социологии, истории и других наук привела  к появлению специальной научной дисциплины — музейной педагогики. Одной из ее задач является создание предпосылок и условий для активизации познавательной деятельности посетителей, совершенствование их контактов с музейными предметами и организация восприятия заложенной в них информации. Для решения этой задачи в музее используются различные экскурсионные и лекционные методики, проводятся музейные уроки, конференции, семинары, создаются условия для самостоятельной научной работы с музейными предметами. Они реализуются на основе экспозиции и имеющихся фондовых коллекций.

     Музеи предприятий и организаций, действуя в рамках внутрикорпоративных профориентационных программ, имеют все возможности для того, чтобы демонстрировать варианты профессиональной и личностной реализации в конкретных населенных пунктах, что очень важно, учитывая неоднородность экономического, культурного и социального развития различных регионов. Причины создания этих музеев заключаются в: заботе о ветеранах, имиджевой, мотивационной, маркетинговой и конечно же финансовой составляющих.

     Делая вывод можно сказать, что все  корпоративные музеи имеют общие черты:

    • присутствие визуальной информации и некий набор экспонатов;
    • доступность для экскурсий;
    • присутствие информации о людях, которые работаю в организации;
    • помещение должно обеспечить достаточно комфортные условия для осмотра;
    • музей должен иметь четкую структуру;
    • экспозиции в обязательном порядке должны обновляться и добавляться

Информация о работе Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры