Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Объект работы: изучение музея Мурманского государственного педагогического университета «Истории народного образования Кольского края».
Для выполнения курсовой работы были поставлены основные три задачи:
Углубить и расширить теоретические знания в понятии корпоративной культуры (сущность, функции и виды), как неотъемлемой части в работе PR-специалиста;
Изучить музейное дело, а именно общие черты, деятельность и проблемы корпоративных музеев в России.
На основе полученного нового знания проанализировать музей Мурманского государственного педагогического университета «Истрии народного образования Кольского края» для сопоставления его со стандартами корпоративного музея.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Корпоративная культура: основные подходы и понятия…6
Понятие и сущность корпоративной культуры………………….6
Функции корпоративной культуры……………………………….11
Виды корпоративных культур…………………………………….13
Глава 2. Музейное дело………………………………………………….19
2.1. Общие черты корпоративных музеев……………………………….19
2.2. Деятельность российских корпоративных отраслевых музеев….22
2.3. Проблемы российских корпоративных музеев, пути их решения..26
Глава 3. Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры (на примере корпоративного музея Мурманского государственного Педагогического университета «История народного образования Кольского края».)…………………………………………………………………………….29
3.1. История создания музея МГПУ «Истрия народного образования Кольского края»………………………………………………………………….29
3.2. Основные направления работ «Музея истории народного образования Кольского края»…………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

Содержание 3.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Корпоративные музеи (наряду с другими негосударственными структурами, работающими в сфере культуры в различных регионах страны) могут стать важными общественными коммуникационными площадками и культурными центрами, выходя за рамки исключительно внутрикорпоративных интересов и целей.

     2.3. Проблемы российских корпоративных музеев, пути их решения.

     К сожалению, несмотря на общемировые  тенденции активизации деятельности и роста популярности корпоративных музеев, в настоящее время российские корпоративные музеи сталкиваются с рядом проблем, которые препятствуют их полноценной работе:

  • деятельность этих музеев не регламентируется действующим музейным законодательством;
  • коллекции музеев не защищены от уничтожения и "распыления" в случае утраты интереса к ним со стороны владельцев;
  • российские отраслевые корпоративные музеи находятся вне поля зрения государства и широкой музейной общественности;
  • потенциал корпоративных музеев недооценен и в полной мере не используется;
  • деятельность отраслевых корпоративных музеев финансируется исключительно за счет средств компаний-владельцев, при этом действующее налоговое законодательство не способствует увеличению этого финансирования и соответственно никак не стимулирует деятельность музеев.

     Если  потенциал и возможности отраслевых корпоративных музеев, создававшихся для внутрикорпоративных нужд и решавших ранее исключительно внутрикорпоративные задачи, в настоящее время могут быть использованы для реализации более масштабных проектов, может ли государство оказать поддержку корпоративным музеям и по каким направлениям должна осуществляться эта поддержка?

     Для того чтобы дать возможность этой группе музеев более полно раскрыть свой потенциал и использовать корпоративные  музеи в рамках решения задач  общероссийской социокультурной политики, необходимы:

  • признание государством культурных, общественных и полноценных музейных функций отраслевых корпоративных музеев. Это признание должно найти отражение в российском музейном законодательстве;
  • организация постоянного диалога между государством (возможно, в лице представителей министерства культуры) и представителями корпоративных музеев в целях совместной разработки общегосударственной программы развития и поддержки этой группы музеев;
  • обеспечение сотрудников корпоративных музеев возможностями для более активного взаимодействия с представителями профессионального музейного сообщества, для получения квалифицированной методической и практической помощи;
  • создание механизмов защиты коллекций, фондов корпоративных музеев, которые могут быть уничтожены, просто исчезнуть в том случае, если руководство компании-собственника не сочтет нужным тратить средства на поддержание деятельности музеев. Решению этой проблемы может помочь разработка порядка включения коллекций корпоративных музеев в музейный фонд РФ;
  • активизация процессов интеграции российских музеев в международное сообщество корпоративных музеев.

     К концу первого десятилетия XXI в. значительному  числу российских отраслевых корпоративных музеев удалось вписаться в изменившиеся экономические и социальные реалии страны. Все больше компаний начинают понимать значимость работы со своими музеями, важность активного использования музейного потенциала. Компании - владельцы музеев целенаправленно разрабатывают эффективные модели их деятельности для достижения целей корпоративной политики. Учитывая все особенности деятельности отраслевых корпоративных музеев, следует сказать, что государству не имеет смысла вмешиваться в их текущую повседневную деятельность. Не ожидают корпоративные музеи и государственной финансовой поддержки. Но идеологическая, моральная, законодательная и налоговая поддержка их деятельности необходима, как и признание того, что эти музеи, находящиеся в частной собственности, представляют ценность для истории, культуры и науки страны. История и коллекции российских отраслевых корпоративных музеев заслуживают того, чтобы по-новому взглянуть на их деятельность, использовать их потенциал в реализации общегосударственных социокультурных программ, помочь им продолжить работу, сохранить коллекции и занять полноценное место в рядах российских музеев.  
 
 
 
 
 

     Глава 3. Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры (на примере корпоративного музея Мурманского государственного Педагогического университета «История народного образования Кольского края».)

     3.1. История создания музея МГПУ «Истрия народного образования Кольского края».

     Музей МГПУ «История народного образования  Кольского края»13 был создан в 1970 году. Он возник как результат поисковой туристско-краеведческой деятельности школьников под руководством выпускника нашего университета, учителя истории СШ №10 (ныне юридический лицей) г. Мурманска Вячеслава Васильевича Дранишникова. Большинство экспонатов музея - подлинные исторические источники, собранные старшеклассниками в многодневных походах-экспедициях по Кольскому краю. Не случайно в гимне краеведов школы были такие строчки:

     «В  школе 10-й мурманской 
Любят походы дальние. 
В школе 10-й мурманской 
Любят походы трудные, 
Запах тайги нехоженой, 
Тундры цветы неброские. 
Нами дороги проложены 
Там, где лишь ветры хлесткие...»

     В 70-80-е годы музей был одним их лучших школьных музеев не только в  области, но и в России: участником ВДНХа, победителем многих всероссийских  смотров школьных музеев. Об инновационной  деятельности музея писала местная  и центральная пресса.

     В 1984 году музей был переведен в  здание Мурманского государственного педагогического института (МГПИ). При  этом были сохранены все экспонаты, а самые ценные (большинство икон, прялки, самовары и другие предметы) по специальному акту передали в фонды Мурманского областного краеведческого музея.

     Вчерашний школьный музей быстро и органично  вписался в учебно-воспитательный процесс  педагогического института. Получив  для размещения основного и вспомогательного фондов специального помещение —  большую аудиторию, руководитель музея наладил тесное сотрудничество с комитетом комсомола МГПИ, кафедрами истории, педагогики, физической культуры, работниками отдела технических средств обучения. Это помогло стать музею центром поисковой, краеведческой работы.

     Студенты сохранили традиции музея СШ №10: шефство над воинским захоронением и памятником воинам 10-й гвардейской дивизии, поставленными поисковиками на полковом кладбище; организацию слетов и шефство над ветеранами 29-го артполка, которые приезжали в Мурманск из разных уголков тогдашнего СССР; многодневные походы экспедиции с целью сбора музейных экспонатов.

     Специфика содержания образования студентов  привела к созданию новых форм работы: проведение учебных встреч студентов и школьников; пионерских КВН, краеведческих олимпиад; встреч с легендарными защитниками Кольского края И.А. Зайцевым, И.А. Бородулиным и др.; поисковиками Л.В. Журиным и М.Г. Орешетой; учеными-краеведами И.Ф. Ушаковым и А.А. Киселевым; писателями и поэтами В.Масловым, В.Смирновым, В. Тимофеевым и др.

     На  базе музея была создана любительская киностудия, которая сняла ряд  учебно-методических фильмов: «Путь в профессию» (о лагерных сборах студентов в п. Верхнетуломский, готовившихся к пионерской практике), «Помни!» (посвященный воинам 10-й гвардейской дивизии), который стал победителем областного кинофестиваля любительских фильмов. Были сделаны кинозарисовки о талантливом педагоге Н.Ф. Мельникове, педагогической династии Петровых; видеозаписи об известных учителях В.Е. Андрееве, З.И. Дмитриевой, семье педагогов Чекушкиных, Ушаковых и других.

     В 1988 году построили новое здание института  на ул. Егорова,16. Для музея выделили большое отдельное помещение, и  началась сложная работа по перепрофилированию краеведческого музея в вузовский  музей «Истории народного образования Кольского края». Работали даже в отпуске, летом, в две смены, так как для стендов и витрин требовался большой иллюстративный материал. Пришлось сидеть в архивах, просматривать фонды областного краеведческого музея, старший научный сотрудник которого Н.А. Кучина была нашим куратором, а научным консультантом — профессор МГПИ И.Ф. Ушаков.

     Большую практическую помощь (материальную и  моральную) оказал ректор МГПИ Э.К. Лявданский. Но главная работа по изготовлению стендов, витрин и их оформлению легла на плечи инженера Николая Крапивина, художника Александра Глущенко и фотографа Юрия Воронцова.

     А в октябре 1991 года экспертная комиссия Мурманского областного краеведческого музея, ознакомившись с материалами  музея МГПИ, сделала следующее  заключение: «Совокупность систематизированных коллекций подлинных исторических источников, собранных в музее, и его роль в учебно-воспитательном процессе Мурманского пединститута позволяет придать музею статус ВУЗОВСКОГО  МУЗЕЯ». О чем свидетельствует вскоре появившийся приказ ректора № 76 от 6 ноября 1991 года.

     Вузовский музей — специфическое учреждение в сфере общественной деятельности, имеющее отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Интеграция данных педагогики, психологии, социологии, истории и других наук привела к появлению специальной научной дисциплины — музейной педагогики. Одной из ее задач является создание предпосылок и условий для активизации познавательной деятельности посетителей, совершенствование их контактов с музейными предметами и организация восприятия заложенной в них информации. Для решения этой задачи в нашем музее используются различные экскурсионные и лекционные методики, проводятся музейные уроки, конференции, семинары, создаются условия для самостоятельной научной работы с музейными предметами. Они реализуются на основе экспозиции и имеющихся фондовых коллекций.

     Большую помощь музею в организации экспозиции, выставок, коллекций оказывают учителя  и выпускники школ, и, в первую очередь, преподаватели, студенты и выпускники МГПУ.

     3.2. . Основные направления работ  «Музея истории народного образования  Кольского края».

     Научно-поисковая  работа включает в себя комплектование фондов музея и фондовую работу. Она заключается в сборе материалов — подлинных исторических источников.

     Научно-исследовательская  работа заключается в тщательном изучении, систематизации и подготовке к экспонированию собранных материалов, а также к использованию их в научной деятельности преподавателей и студентов. На сегодняшний день в инвентарных книгах музея зарегистрировано 6589 единиц хранения, в том числе основного фонда 1872, в экспозиции находится более 2 тысяч экспонатов. Это памятники материальной и духовной культуры края с дореволюционного периода, из которых значительный интерес представляют следующие коллекции:

     - археологическая;  
          - предметы поморского и саамского быта;  
          - иконы XVIII - XIX вв. и церковные книги (самая старая 1817 года);  
          - бонистическая и нумизматическая;  
          - значков, медалей и памятных знаков;  
          - газет и журналов (дореволюционные издания, 30-40 гг.);  
          - плакатов;  
          - экспонатов военного периода (документы, фотографии, листовки, предметов).

     Но  большая часть музейного собрания — это материалы по истории народного образования края. Это коллекции:

     - учебников (дореволюционные издания, 20-50 гг.);  
          - предметов школьного быта (с 1903 года);  
          - фотографий и негативов о школах края (с 1924 года);  
          - комплексы материалов по истории школ края;  
          - о деятелях народного образования области;  
          - по истории педагогического и рыбопромыслового колледжей, технического университета;  
          - материалов об учителях, погибших во время Великой Отечественной войны;  
          - по истории МГПУ.

     На  экспонаты основного фонда составляются научные паспорта, которые могут  быть использованы в научной работе студентов. Так, изучение коллекции  денежных знаков России позволило составить  справочный материал «Деньги России об ее истории», который используется студентами при проведении занятий со школьниками.

     Экспозиционная  работа заключается в отборе материалов, содержательном и художественном оформлении стендов и витрин. Музей имеет  экспозиционную  площадь 45 кв. метров и отдельное помещение для обработки и хранения экспонатов. 15 витрин и 30 раздвижных стендов позволяют на сравнительно небольшой площади разместить более 2 тысяч экспонатов. Кроме того, в зависимости от проходящих мероприятий (встреч, выставок, конференций) витрины обновляются, оформляются новые планшеты и стенды.

     К разделам экспозиции по истории края, имевшим место в школьном музее, прибавились новые: "Развитие школьного  дела на Мурмане в 20-30 гг.", " Школы  Мурмана во время войны", "Школы  края в восстановительный период", "Мурманский государственный учительский институт (1939-1956)", "Мурманский государственный педагогический институт (1956-2002)", "Мурманский государственный педагогический университет (с 2002)", "Наши выпускники" и др.

     По  периметру верхней части стен зала расположены картины и макеты, соответствующие той или иной теме. Древняя история — лабиринты, макет камня с петроглифами, изображение Кольского острога; народное образование — портреты видных деятелей школьного дела. История МГПУ — галерея ректоров.

Информация о работе Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры