Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Объект работы: изучение музея Мурманского государственного педагогического университета «Истории народного образования Кольского края».
Для выполнения курсовой работы были поставлены основные три задачи:
Углубить и расширить теоретические знания в понятии корпоративной культуры (сущность, функции и виды), как неотъемлемой части в работе PR-специалиста;
Изучить музейное дело, а именно общие черты, деятельность и проблемы корпоративных музеев в России.
На основе полученного нового знания проанализировать музей Мурманского государственного педагогического университета «Истрии народного образования Кольского края» для сопоставления его со стандартами корпоративного музея.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Корпоративная культура: основные подходы и понятия…6
Понятие и сущность корпоративной культуры………………….6
Функции корпоративной культуры……………………………….11
Виды корпоративных культур…………………………………….13
Глава 2. Музейное дело………………………………………………….19
2.1. Общие черты корпоративных музеев……………………………….19
2.2. Деятельность российских корпоративных отраслевых музеев….22
2.3. Проблемы российских корпоративных музеев, пути их решения..26
Глава 3. Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры (на примере корпоративного музея Мурманского государственного Педагогического университета «История народного образования Кольского края».)…………………………………………………………………………….29
3.1. История создания музея МГПУ «Истрия народного образования Кольского края»………………………………………………………………….29
3.2. Основные направления работ «Музея истории народного образования Кольского края»…………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

Содержание 3.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Возможно, ни один менеджер не был бы счастлив, работая в организации с культурой  личности. Данные «личности», по-видимому, были бы буквально неуправляемыми, но даже в культуре личности людям  нужны средства для достижения своих целей, и личность, контролирующая доступ к этим средствам, может оказывать некоторое давление и настаивать на подопечности за использование этих ресурсов.

     Но  нужно еще раз подчеркнуть, что  две или более этих культур  могут существовать в одной организации наряду с субкультурами, все они усложняют жизнь организации, является источниками тревог, радостей, разочарований и возможностей для тех, кто там работает8.

         
 
 

         Глава 2. Музейное дело.

     2.1. Общие черты корпоративных музеев.

     Все, кто имел счастье застать времена СССР, особенно работники промышленных предприятий, помнят об обязательных красных уголках с историей трудовой славы. Тогда эти места при посещении зачастую вызывали лишь приступы зевоты и воспринимались большинством как обязательный, но абсолютно бесполезный элемент структуры предприятия. Собрания пыльных кубков и грамот ни у кого не вызывало никакого интереса. Тем не менее, как это ни странно, на сегодняшний день именно красные уголки стали прообразом современных корпоративных музеев предприятий.

     Конечно, корпоративные музеи разных предприятий  отличаются друг от друга, и порой  просто радикально. Если одни компании делают упор в основном на историю  самого предприятия (особенно те, у  которых эта история действительно  глубока), то другие уделяют основное внимание той продукции, которую выпускают.

     Третьи  делают ставку на рекламную и маркетинговую  составляющие и тогда корпоративный  музей приобретает черты рекламно-выставочной  экспозиции. Четвертые ставят целью  повысить нематериальную мотивацию  сотрудников и делают это множеством различных способов. Корпоративный музей у таких компаний может иметь как шуточно-развлекательный вид, так и вид большой Доски почета для наиболее отличившихся работников.

     Тем не менее, несмотря на множество различий, можно выделить и общие черты корпоративных музеев9 (либо общие необходимые условия для его организации):

  • в любом корпоративном музее, как правило, присутствует как визуальная (графическая и текстовая) информация, так и непосредственно некий набор экспонатов (в натуральном виде или в виде макетов).
  • корпоративный музей должен быть открыт для посещений. Неважно, будут ли посетителями только работники предприятия или люди «с улицы», важно, чтобы музей отрабатывал свою основную функцию – был доступен для экскурсий.
  • в корпоративном музее обязательно должна присутствовать информация о людях, которые работают на предприятии, ведь еще одна из функций музея – это поддержание корпоративного духа компании.
  • помещение, где размещается корпоративный музей, должно обеспечивать достаточно комфортные условия для осмотра экспозиций.
  • корпоративный музей, если он не представляет собой небольшую выставочную экспозицию, имеет достаточно четкую структуру. Для небольшого музея она может ограничиваться непосредственно экспозиционно-выставочной частью и административным подразделением (директор, хранитель, администратор музея либо человек, по совместительству осуществляющий эти функции). Для более крупных корпоративных музеев структура может быть вполне серьезной и разветвленной, начиная с отдела хранения и учета фондов, заканчивая реставрационной мастерской.
  • экспозиции музея в обязательном порядке необходимо периодически обновлять или дополнять. Особенно это касается тех корпоративных музеев, которые создавались в дополнение к рекламно-маркетинговой службе.

     Мотивы  к созданию корпоративного музея  у каждого предприятия свои. Как  правило, отправной точкой к принятию решения о создании музея служит какая-либо памятная дата, чаще всего  – юбилей предприятия. Но многие принимают  решение и по другим причинам. 
         Кого-то перестает устраивать отдача от рекламных мероприятий, некоторые (хотя и достаточно редкие) компании планируют использовать корпоративный музей для получения прямого дохода, а иногда необходимость в наличии музея предприятия просто «выплывает на поверхность» - приходит понимание того, что нужно разобраться в собственной истории, разложить все по полочкам и сохранить для будущего.

     И все-таки, в массе своей, создание корпоративного музея преследует вполне определенные, и зачастую весьма прагматичные, цели. Чего же ожидают руководители компаний от того, что история и жизнь предприятия будет выставлена на всеобщее обозрение?10

     1. Укрепление делового имиджа предприятия.

     Ведь  как ни крути, а организация серьезного корпоративного музея и дальнейшая его поддержка требует достаточно значимых вложений. Поэтому компания, которая может себе позволить эти вложения осуществить, автоматически добавляет еще один «кирпичик» в показатели своей стабильности и надежности.

     2. Демонстрация заботы о ветеранах  и пенсионерах.

     Корпоративный музей – это не только история  предприятия, это в первую очередь  люди, создававшие историю. Ветераны и пенсионеры, отдавшие лучшие годы своей жизни родному заводу, получают еще одну возможность почувствовать, что их помнят и любят. А что для них важнее этого чувства?

     3. Повышение мотивации действующих  сотрудников.

     Предприятие просто обязано использовать потенциал  корпоративного музея для поддержания  корпоративного духа компании, для  постоянного напоминания о достижениях  и укрепления желания двигаться дальше.

     4. Дополнительная рекламная площадка  для своей продукции. 

     Грамотно  организованные выставочные экспозиции – мощный инструмент для привлечения  новых партнеров. При посещении  корпоративного музея совместно  с потенциальными заказчиками неизбежно возникает некий незримый контакт, позволяющий людям проникнуться атмосферой предприятия и значительно облегчающий дальнейшие деловые переговоры.

     5. Наконец, корпоративный музей  может приносить не только  опосредованный, но вполне реальный  прямой доход.

     Кому  не интересно будет посетить музей  почтовой марки при почте? А пивной музей при пивзаводе? Музей автомобилей? Даже такую, на первый взгляд не интересную и ничем не примечательную продукцию, как обыкновенная микросхема, можно  красиво преподнести, связав ее с историей приборостроения.

     2.2. Деятельность российских корпоративных отраслевых музеев.

          Не только государство, но и частные компании стремятся к накоплению и сохранению исторических ценностей, важных именно для своей, конкретной сферы деятельности. На сегодняшний день в России существуют музеи железнодорожного транспорта, биржевого, банковского, страхового дела, нефтедобычи и т. д., даже музей истории шоколада и какао. О принципах и условиях их существования и пойдет речь в настоящей статье.

     Отраслевые корпоративные музеи открывались в экономически развитых странах на протяжении XVIII-XIX вв., но рост внимания общественности к этой категории музеев и заметную активизацию их деятельности следует отнести к ХХ - началу XXI в11.

     В качестве причин этих процессов можно назвать:

  • укрепление в обществе сознания того, что свидетельства воплощения в жизнь достижений науки и техники не менее важны для мировой цивилизации, чем произведения искусства, являются частью общечеловеческого культурного наследия и должны сохраняться;
  • кроме "охранительной" функции, которая присуща всем музеям без исключения, корпоративные музеи стали приобретать новые функции как в рамках предприятий, так и "во внешней среде";
  • корпоративные музеи постоянно расширяют контакты и укрепляют связи с сотрудниками предприятий, членами их семей, жителями городов, в которых находятся предприятия;
  • корпоративные музеи, реализуя собственные программы, открыли возможности для влияния на социокультурную ситуацию в своем регионе.

     Прежде  всего следует уточнить, какие именно структуры называются отраслевыми корпоративными музеями, поскольку в различных источниках в отношении этих музеев можно встретить различные варианты названий: "фабричные", "отраслевые", "заводские", "музеи предприятий и организаций", "корпоративные" и т. д. Первые коллекции этих музеев начали формироваться еще в XVIII в. Корпоративные музеи первоначально создавались как собрания образцов продукции, оборудования, наиболее значимых с точки зрения современников, но по мере накопления экспонатов становились музеями, рассказывающими о развитии предприятий.

     В качестве примеров старейших российских корпоративных музеев можно назвать музей оружия при Тульском оружейном заводе (с 1724 г. согласно Указу Петра I на Тульском оружейном заводе стали собирать образцы оружия; созданная в 1775 г. по распоряжению Екатерины II Палата редкого и образцового оружия положила начало заводскому музею)12; Центральный музей железнодорожного транспорта, коллекция которого начала формироваться в 1813 г. в "особой зале" Института Корпуса инженеров путей сообщения. В 1844 г. был открыт музей Петербургского фарфорового завода. К 1840 г. относится первое упоминание о Нижнетагильском музее, открытом по инициативе владельцев Нижнетагильских заводов - Демидовых. Коллекция демидовского "Музеума естественной истории и древностей" вошла в состав ныне действующего Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала. В 1872 г. директором телеграфного департамента Карлом Людерсом был основан Телеграфный музей, продолжающий работу в наши дни как Центральный музей связи имени Попова.

     Изначально  корпоративные музеи формировались  как "каталоги продукции" материнских  предприятий и по мере накопления экспонатов становились летописью  истории их развития.

     Российская  музейная энциклопедия включает корпоративные  музеи в классификационную группу по принадлежности (собственнику): она  выделяет государственные, муниципальные, ведомственные (в т. ч. университетские  и школьные), общественные (в т. ч. школьные), корпоративные, церковные и частные музеи.

     Классификация по принадлежности (собственнику) имеет  не только юридическое, но и важное содержательное значение, т. к. различные собственники ставят перед своими музеями различные задачи, что соответственно определяет особенности деятельности музеев. Корпоративные музеи являются негосударственными музеями, структурными подразделениями негосударственных учреждений и предприятий. Использование в названии этой группы музеев термина "отраслевые" позволяет отделять музеи компаний (корпораций), рассказывающие о деятельности компаний-владельцев, от корпоративных музеев иного характера (художественных коллекций и т. д.).

     Изменение социально-экономической ситуации в России в конце ХХ в., произошедшая смена формы собственности многих предприятий и организаций с государственной на частную, процессы реформирования компаний - все это повлекло за собой изменения в принадлежности отраслевых корпоративных музеев. Теперь их владельцами стали частные коммерческие структуры, и это привело к изменениям в положении, деятельности и статусе корпоративных музеев, принадлежащих компаниям.

     Вклад в развитие региона.

     Российские  компании стали уделять больше внимания деятельности собственных музеев как элементу своей корпоративной и социальной политики, исходя в первую очередь из сугубо практических соображений - в связи с необходимостью воспитания и удержания на предприятиях квалифицированных кадров. Однако если смотреть на потенциал корпоративных музеев шире, работающие в различных регионах страны музеи могут вносить свой вклад в решение задач региональной и общегосударственной социокультурной политики.

     Сложности социокультурной политики России во многом обусловлены территориальными особенностями государства - необходимостью "скрепления" огромных, зачастую малонаселенных территорий. Нередко население отдельных территорий ощущает свою оторванность от "большой земли", где идет "настоящая жизнь". Как следствие, происходит оголение территорий, регионов, провинции, откуда наиболее активная часть населения старается перебраться в центральные регионы, чтобы иметь возможность реализовать себя, чтобы почувствовать себя частью "чего-то большего". Это происходит даже в ситуации, когда регионы имеют неплохую финансово-экономическую ситуацию и возможность создавать рабочие места.

     Музеи предприятий и организаций, действуя в рамках внутрикорпоративных профориентационных программ, имеют все возможности для того, чтобы демонстрировать варианты профессиональной и личностной реализации в конкретных населенных пунктах, что очень важно, учитывая неоднородность экономического, культурного и социального развития различных регионов России. Особенно широкое поле деятельности открывается здесь для сетей корпоративных музеев, которые могут реализовывать совместные межрегиональные музейно-выставочные проекты, подчеркивая связь не только между отдельными предприятиями - подразделениями компании, но и между регионами страны.

     В российских условиях деятельность корпоративных  музеев несет важную социокультурную функцию: музеи соединяют воедино огромные территории и демонстрируют населению возможности профессиональной самореализации "на местах".

     Российские  корпоративные музеи, как и аналогичные  музеи за рубежом, хранят в своих  фондах не просто экспонаты и документы, рассказывающие об истории развития конкретных предприятий. Эти музеи сохраняют свидетельства того, как ход научно-технического прогресса, ход развития научной мысли менял жизнь целых регионов страны.

Информация о работе Анализ и оценка реализации принципов корпоративной культуры