Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Орг-ция как субъект и объект предпринимательской деят-ти.
2. Среда функционирования орг-ции: макро-, мезо-, микро-среда.
3. Доходы и расходы орг-ции: сущность и классификация.
4. Потенциал полиграф. предпр.. и основы его формир-я.
5. Осн. и оборотн. ср-ва полиграф. предпр..: характерные черты, состав, показатели использования.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ -ГОСы 2011.doc

— 827.00 Кб (Скачать)

производств. запасы, незавершенное произ-во и п/ф собственного , расходы будущих .К фондам обращения относятся: готовые изделия на складе и отгруженные, ден. ср-ва, находящиеся в кассе и на расчетном счете, ср-ва в расчетах. Хар-ка оборачиваемости: Коб – кол-во оборотов, кот. совершают оборотн. ср-ва; вычисляется как отношение суммы выручки от продаж к средней величине оборотн. активов (ОАср), ОАср – средняя величина оборотн. активов определяется как среднее арифметическое суммы ОА на нг и кг. Длительность одного оборота в днях деления 365 на кол-во оборотов, кот. совершают оборотн. ср-ва (Коб), Сумма высвобождения или доп. привлечения в оборот средств

Одн.от. , Одн.пр. – продолжит-ть оборота оборотн. активов в отчетном и предыдущем периодах соответственно.

 

6. Факторы развития орг-ции: интенсивные и экстенсивные К экстенсивным факторам относятся кол-венное изменение вовлеченных в процесс произ-ва ресурсов: в произ-во вовлекаются новые рабочие, на предпр..х устанавливается большее число станков, квалификация рабочих и производит-ть их труда не изменяются. Остается прежним и кач-во оборуд-я, технологическая база произ-ва остается неизменной. Поэтому отдача продукции и дохода на ед.у капитала остается прежней. К интенсивным факторам развития относятся научно-технический прогресс, повышение квалификации рабочей силы, совершенствование орг-ции произ-ва и тому подобные факторы, кот. связаны с введением новой технологии, с заменой устаревшего оборуд-я современным, с переходом на выпуск новых видов продукции. Особенность интенсивных факторов роста состоит в том, что увеличение выпуска продукции достигается за счет кач-венного улучшения факторов произ-ва или выпускаемой продукции. Важнейший фактор интенсивного эк. роста- повышение производит-ти труда. Этот показатель можно представить в виде дроби: ПТ=П/Т, где ПТ- производит-ть труда, П- созданный продукт в натуральном или ден. выражении, Т- затраты ед. труда (например, человеко-час). На современном этапе развития нашей экономики и на перспективу решающими являются интенсивные факторы, обеспечивающие рост производит-ти труда, повышение эфф-ти использования хозяйственных ресурсов.

 

7. Фин. ресурсы орг-ции: собств., заемные. Фин. ресурсы орг-ции — это ден. доходы и поступления, находящ в распоряжении субъекта хозяйствования и предназнач д/ выполнения фин. обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и эк. стимулированию работающих. Источниками формир-я фин. ресурсов: -собств фин ресурсы и внутрихозяйств.резервы, -заемные фин. ср-ва,

-привлеч. фин. ср-ва. Собств. капитал. Собств. внутр ср-ва включают: уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль. К добавочному капиталу относятся: рез-ты переоценки осн. фондов; эмиссионный доход акционерного общества; безвозмездно полученные ден. и мат. ценности на производств. цели; ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений; ср-ва на пополнение оборотн. фондов.

Нераспределенная прибыль эта прибыль, полученная в опред-ном периоде и не напра-ная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена д/ капитализации, т.е. д/ реинвестирования в произ-во. Привлеч. ср-ва– ср-ва, предоставленные на постоянной основе, по кот. может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода, и кот. могут не возвращаться владельцам. К ним относят: ср-ва, получаемые от размещения акций акционерного общества; паевые и иные взносы в уставной фонд предпр..; ср-ва иностранных инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных организаций и прямых вложений иных организаций.

Заемный капитал - это привлек-е д/ финансир-я развития орг-ции на возвратной основе ден. ср-ва и др. имущество. Осн. видами заемного капитала являются: банковский кредит, фин. лизинг, тов-ный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и др.. Заемный капитал про сроку подразделяется на:-краткосрочный (до года); долгосрочный (больше года). По источникам финансир-я заемный капитал подразделяется на: банковский кредит; -размещение облигаций; -ссуды юр. лиц под долговые обязательства;

-лизинг.

 

8. Эк. эфф-ть упр-ия: критерии и показатели эфф-ти. Эк. Эффект-ть - важнейшая соц.-эк. категория, д/ которой характерны свойства динамичности и историчности. Различают общую (абсолютную) (необходима д/ оценки и анализа общеэк. рез-татов и эфф-ти на различных ур-нях экономики (макро - и микроур-нях) за опред. период времени и в динамике д/ сопоставления ур-ня эфф-ти по предпр..м и регионам) и сравнительную эфф-ть (рассчитывается и анализируется при обосновании принимаемых произ-венно-хоз., технических и орг-ционных решений, д/ отбора из альтернативных вариантов наилучшего). Эфф-ть-отношение прибыли к затратам, кот. вызвали эффект*100%. Понятие «эфф-ть» предполагает сопоставление затрат и рез-татов. Повысить эфф-ть означает с меньшими затратами получить большие и лучшие рез-таты. Эффект-рез-тат затрат труда. Эффект упр-ия складывается из трех составляющих: · эк. эффект - имеет непосредственную стоимостную форму, т.е. измеряющийся в ден. или натур. измерителях; · соц.-эк. эффект - имеет комплексную природу сочетания эк. выгоды и соц.й стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение ур-ня профессиональных заболеваний; соц. эффект - не м.б. пересчитан в эк. Критерии эфф-ти, относящиеся к объекту упр-ия: 1) Общий критерий - эк. рез-таты деят-ти управляемой подсис-мы в целом, т.е. осуществление предпр..м (или орг-цией) своей миссии при наименьших затратах. 2) Группа более частных локальных критериев: а) наименьшие затраты живого труда на произ-во продукции или оказание услуг; б) наименьшие затраты мат. ресурсов; в) наименьшие затраты фин. ресурсов; 3) Группа кач-венных критериев: а) высокий ур-нь технич. оснащенности предпр.. (орг-ции); б) условия труда персонала, ведущие к снижению напряж-ти работников; в) выполнение заказов, договоров в кратчайший срок при затратах в пределах нормы; 4) максимум выпуска продукции или максимум услуг.С точки зрения функционирования субъекта упр-ия, т.е. самой управляющей сис-мы критериями эк. эфф-ти могут быть: - быстрый сбор необходимой инф-ии д/ принятия управленческих решений; способ-ть принимать оптимальное решение в кратчайший срок; оперативность доведения решений до исполнителей; беспечение четкого выполнения решений; осуществление комплексного контроля за выполнением решений. Показатели эк. эфф-ти упр-ия и методика их расчета. Эфф-ть использования какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражается в сис-ме дифференцир-х показателей эфф-ти. К ним относятся: производит-ть труда или трудоёмкость, мат-лоотдача или мат-лоёмкость прод-ции, фондоотдача или фондоёмкость, капиталоотдача или капиталоёмкость. Дифференцированные показатели эфф-ти рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затрат или ресурсов или наоборот - затрат или ресурсов к выпуску продукции. Д/ оценки эк. эфф-ти в целом применяются обобщающие (комплексные, интегральные) показатели эфф-ти, они позволяют более полно и во взаимосвязи учесть многие факторы и составляющие, кот. оказывают влияние на ур-нь и динамику эфф-ти. К осн. обобщающим показателям эк. эфф-ти относятся след.: НД, ВНП на душу населения, прибыль, рентаб-ть.

 

9. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения, школы менеджмента. 1) Древний. Согласно концепции Хотджеттса, упр-ие, как вид деят-ти сложился в рез-те 3 управленческих революций:

а) Религиозно-коммерч. 3 в до н.э. Жрецы отказались от жертвоприношения и стали взимать дань продуктами. б) Светско-административная. 1792-1750 до н.э. Свод 285 законов.в) Произ-венно-строительная. Вавилон 605-562 до н.э. усовершенствовал орг-цию труда на текстильныз фабриках и зернохранилищах.2) Индустриальный. 1776-1890 А. Смит провел анализ различных форм разделения труда, дал хар-ку обязанностей царя и гос-ва.3) Сис-матизации 1856-1960. Формир-е новых направл-й, школ, течений. То, что мы называем менеджментом возникло во времена промышленной революции 19в.

4) Информац.. 1960 представителями эк. школы были разработаны поздние теории упр-ия.

4 школы: Школа научного упр-ия. Тейлор 1856 – 1915 разработал методологические основы нормир-я труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы в расстановке и стимулировании труда рабочих Административная школа. Файоль сформулировал принципы упр-ия, основанные на науке администрирования, разработал свою стройную сис-му упр-ия промышленными предпр..ми. А так же дал четкую классификацию управленческих функций выполняемых на предпр-и.

Школа человеческих отношений  и поведенческих наук. Э. Мэйо взаимоотношения работников являются определяющим фактором произ-венной деят-ти. Было разработано несколько теорий мотивации. Школа кол-венных методов. Использ-е кол-венных методов упр-ия началась в 50-е годах. Особый толчок с развитием компьютеров. Процессный подход. 50-е годы – наше время. В соответствии с процессным подходом упр-ие развивается как процесс, представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанный действий, называемых управленческими функциями. Каждая функция так же является процессом в свою очередь состоящую из серии взаимосвяз. действий. Процесс упр-ия представляет собой общую сумму всех функций.

 

10.Сис-ма менеджмента: субъект, объект, функции и методы упр-ия. Субъект менеджмента — представляет человека или группу людей, кот. осущ. управленческие воздействия в рамках орг-ции и д/ реализации ее целей и задач. Объект менеджмента — все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках орг-ции и д/ реализации ее целей и задач (человеч ресурсы орг-ции, персонал, подчиненные; поставщики; конкуренты; информац. обеспеч, примером которого могут служить орг-ция и налаживание локальных сетей, поддержание программного обесп-ния в работоспособном состоянии и т. д.; финансы орг-ции, т. е. непосредственно финансово-ден. потоки и упр-ие ими. Различают: -общие (целеполагание, планир-е, организованность, учет, контроль, анализ регулирование). -соц.-психологич- связаны с хар-ром произ. отношений в коллективе (делегирование и мотивация).-технологич.- составляют содержание технологий труда м-ра. К управленческим относятся функции, выполняемые упр. персоналом операции:1)Трудоемкость 2)Сложность (три относит ур-ня - низкий, средний и высокий) 3)Ст-ть. Существуют общие функции: Координация ,Планир-е , Прогнозирование,Орг-ция, Мотивация,Учет и контроль, Анализа и оценк. Организац-распорядительные методы, соц.-психологических методов.

 

11. Упр. решения: сущность, виды, методы оптимизации. Процесс подготовки, принятия и осуществления управленческих решений. Решение — выбор альтернативы, продукт управленческого труда, кот. в конечном счете повышает или снижает эфф-ть функционирования предпр.. Классифицированы по различным признакам:

По уровню упр-ия решения, принимаемые на уровне: заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора; министра. По масштабу воздействия:общие и частные. По содержанию: научно-технические, эк. и организац. решения. По характеру: -оперативно-распорядит, нормативные решения принимают центральные орга упр-ия. По форме подготовки и принятия: единоличные, коллегиальные и коллективные решения. По частоте повторяемости :стандартные и творческие. от степени полноты инф-ии: детерминированные и вероятностные решения. Методы: Мат. моделирование, Методы экспертных оценок, Метод мозгового штурма, теория игр.

Процесс решения  включает три осн. фазы: подготовку, принятие и организацию

 

12. Человек в сис-ме менеджмента и роль менеджера. 3вида ролей менеджера. 1)Межличн роли.

2)Информац. роли., 3)Роли связ. с принятием решений. Требования к менеджеру: Специальные знания и спос-ти (умение обосновывать и принимать решения в любых ситуациях, включая ситуации неопределённости и критичности). Информированность (по вопросам развития отросли, предпр.., техники, технологии, конкуренции, спроса и т.п.). Опыт работы (знакомство с опытом). Спос-ть управлять ресурсами, прогнозир-ать и планировать работу предпр..; владение способами “эффект-ти”. Умение использовать инф-ию в современных информац. технологиях (знание ПК). Спос-ть работать с людьми и управлять ими и самим собой. Чувство долга и преданность делу; честность и доверие к партнёрам. Умение чётко выражать свои мысли и убеждать. Уважительное отношение к людям вне зависимости от их полномочий. Спос-ть быстро восстанавливать физические и душевные силы и критически оценивать свою деят-ть.

 

 

13. Связующие процессы менеджмента: коммуникации и коммуникационный обмен. Коммуникации и называют связующими процессами.

Обмен инф-ией, кот. оказывает влияние на процесс упр-ия, носит название эфф-ных коммуникаций. Коммуникации делятся на две группы: м/у орг-цией и ее средой и м/у ур-нями упр-ия и подразделениями. осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали м/у подразделениями.КОММУНИКАЦ. ПРОЦЕСС — это обмен инф-ией м/у двумя или более людьми.

Осн. цель коммуникац. процесса — обесп-ние понимания инф-ии, являющейся предметом обмена, т.е. сообщ. Однако сам факт обмена инф-ией не гарантирует эфф-ти общения участвовавших в обмене людей. В организац. коммуникациях огромное значение имеют сис-мы обратной связи, кот. являются частью контрольно-управленческой инф-ионной сис-мы. В виде идеи в коммуникационном процессе могут выступать управленческие решения, они выступают как процесс, включающий анализ ситуации в управляемой сис-ме и разработку мер д/ ее целесообразного изменения.

 Решение — это альтернатива (необходимость выбора м/у двумя или несколькими, исключающими друг друга возможностями).

 

14. Методы упр-ия: эк., орг-ционно-распорядительные и соц.-психологические, их сущность и содержание. Метод упр-ия – это сов-ть приемов и способов воздействия на управляемый объект д/ достижения поставленных орг-цией целей.

 3 группы методов: 1) Организац-распорядит (административные) основаны на правах и обязанностях людей на всех ур-нях хозяйствования и упр-ия. указы, законы, постановления, приказы, инструкции и др. 2) Прямой эк. расчет основан на централизованном, плановом распределении и перераспределении ресурсов в целях обесп-ния макро пропорций расширенного воспроиз-ва. 3)Соц.-психологические методы –сов-ть специфических способов воздействия на личностные отношения и связи возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы протекающие в нем. Они основаны на использ-нии моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с целью превращения администрат. задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. 4)Самоупр-ие – превращение человека, всего трудового коллектива из объекта упр-ия в субъект. Коллективная мат. и моральная ответственность побуждает участвовать в обсуждении всех аспектов хозяйственной деят-ти. Личная ответственность за выполнение решений.

 

15. Информац. ресурсы: виды, сущность и роль в орг-ции. Информац. ресурс орг-ции- это накопленный опред-ный объем знаний, опыта и разнообразной инф-ии, поступившей в ее распоряжение в виде данных и преобразованных в соответствии с его нуждами и требованиями. Данные становятся инф-ией только тогда, когда осознается их смысловое значение. управленческая инф-ия - сов-ть сведении о том, что происходит внутри орг-ции и в ее окружении. Упр-ие как информац. процесс состоит в обмене инф-ией м/у субъектом упр-ия, управляемым объектом и внешней средой. Информац. обесп-ние менеджмента - сов-ть сведений о состоянии и динамике объекта упр-ия, необходимых д/ принятия и реализации управленч. решений. На полигр. предпр..х существуют след. виды первичной инф-ии: статистическая, оперативно-отчетная, планово-эк., бухгалтерская, фин., техническая и пр. По содержанию различают экономическую, орг-ционную, социальную и научно-техническую. По месту образования и напр-нию инф-ионных потоков различают входящую, исходящую, внешнюю и внутреннюю. К инф-ии в менеджменте предъявляются след. требования:• актуальность;• ценность;• полезность;• краткость;• четкость;• однозначность формулировок;• своевременность поступления;• правильный отбор первичных сведений;• непрерывность сбора и обработки сведений;• точность и достоверность;• оптимальность сис-матизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"