Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности употребления синтаксем с инструментным значением в текстах гуманитарного и естественнонаучного профиля и установить зависимость употребления указанных синтаксем от предметной области научного текста.
Цель нашей работы обусловила следующие задачи:
1) изучить минимальную единицу синтаксического строя – синтаксему и определить проблематику ее выявления;
2) изучить классификации синтаксем с инструментным значением;
3) проанализировать особенности употребления синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
глава I. Предложение как основная единица синтаксического анализа
1.1 Пропозициональная структура предложения
1.2 Предикационная структура предложения
Глава II. Синтаксема. Характеристики синтаксем
2.1 Понятие синтаксемы
2.2 Характеристика синтаксем
2.3 Свободные, обусловленные, связанные синтаксемы
2.4 Функциональная типология синтаксем
2.5 Функция предлога в образовании синтаксем
глава III. Синтаксемы с инструментным значением
ГЛАВА IV. Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах
4.1 Функционирование инструментных синтаксем в тексте гуманитарного профиля (история)
4.2 Функционирование инструментных синтаксем в тексте гуманитарного профиля (языкознание)
4.3 Функционирование инструментных синтаксем в тексте естественнонаучного профиля (астрономия)
4.4 Функционирование инструментных синтаксем в художественной литературе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом по синтаксемам.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

Функцию формирования синтаксемы может выполнять и флексия. Образование синтаксемы без предлога (полем; казака; правительству) характерно прежде всего для склоняемых (субстантивных, в том числе и субстантивированных адъективных, и нумеральных) синтаксем. Здесь также напрашивается аналогия со словообразованием, но уже с суффиксальным.

Наиболее продуктивным «синтаксемообразовательным» способом является предложно-флексийный способ, которым образуются субстантивные синтаксемы на базе склоняемых существительных.

Из всего сказанного можем сделать несколько выводов.

Вывод первый: понимание и принятие модели образования синтаксем по аналогии с моделями словообразования снимает автоматически проблему так называемых нулевых предлогов, ибо формантом синтаксемы может быть не только предложно-флексийный «конфикс» («синплекс»), но и только предлог,  и только флексия.

Вывод второй: формирующую  функцию способны выполнять разные единицы, в соответствии с тем, на каком уровне и в формировании каких единиц они участвуют. Так, слово формируют аффиксы, синтаксему – предлоги и флексии (каждый врозь и  оба вместе), простое предложение – связки и флексии членов грамматической основы, сложное предложение – союзы и союзные слова. Таким образом, по формирующей функции все эти и другие средства являются изофункциональными. 

Вывод третий: понятия «формирующая функция» и «синтаксемообразующая функция» находятся в родовидовых отношениях, т.е. разновидность формирующей функции определяется уровнем единицы построения.

Вывод четвертый: если флексия как синтаксемообразующее средство конкурирует с предлогом в этой формирующей функции на равных, то формирующая (синтаксемообразующая) функция для предлога не является диагностирующей его как часть речи [Конюшкевич, 2002].

 

Вывод. Синтаксема представляет собой слово в его синтаксическом использовании, слово как носитель синтаксической функции. Она может входить в предложение и как элемент словосочетания, и непосредственно. Это словоформа с определенным синтаксическим значением и имеет три функции (самостоятельное, изолированное употребление единицы, употребление единицы в качестве компонента предложения, присловное употребление единицы в качестве компонента словосочетания (или сочетания слов)). В зависимости от функции синтаксемы бывают свободные, обусловленные и связанные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава III. Синтаксемы с инструментным значением

 

Значения синтаксем были рассмотрены многими лингвистами, такими, как Р.Мразек, Г.А.Золотова, М.В.Всеволодова и другие. Однако каждый лингвист рассматривал данные значения со своей точки зрения, и у каждого из них имелась различная терминология. Например, Р.Мразек говорил об инструменте/орудии, Г.АЗолотова и М.В.Всеволодова называли эти синтаксемы инст-рументивом.

Р.Мразек [Мразек 1967] (один из первых филологов, который разграничил значения падежных словоформ) говорил о более узкой классификации, зависящей от семантического или синтаксического значения – значение инструмента делилось у него на собственно инструмент (прибить гвоздь молотком) и значение орудия (пулей ранило солдата). Однако «узость» его исследования заключалась в том, что он осветил значение инструмента только через призму творительного падежа.

У М.В.Всеволодовой [Всеволодова 2000] значения синтаксем не ограничиваются только лексическим значением, а распределяются в соответствии с денотативными ролями, которые они выражают.

Денотативные роли в самом общем виде можно разделить на предикаты и партиципанты – участники типовой ситуации.

Предикаты (атрибуты) – это действия, отношения, зависимости, признаки (качественные, количественные), связывающие партиципанты друг с другом.

Партиципанты, в свою очередь, представлены разрядами:

Актанты–участники события: лица, зоонимы, предметы, силы природы.

Сирконстанты – обстоятельства и характеристики событий во всем их многообразии.

Каждый из типов представлен рядом более конкретных ролей, так или иначе связанных с характером типовой ситуации.

Итак, М.В.Всеволодова разграничивает инструментные роли на:

Инструмент (в широком смысле) – компонент деятельности, способствующий осуществлению ситуации, но на который действие протагониста непосредственно не направлено.

Инструментные роли представлены двумя основными типами:

1.                      Предмет, который при использовании не расходуется, – группировка ролей с общим значением «орудие»: Вылетел из лодки и больше к ней не подходил.

2.                      Предмет или вещество, расходуемые при использовании – группировка ролей с общим значением «средство»: Вот и умылася земля снеговой водой.

Инструментив-1 – орудие, способствующее осуществлению ситуации. Этот актант представлен разновидностями инструментива:

Подвижный – вещественный (предметный) компонент физической деятельности, как специализированный: А свинью ту убили разрывной пулей: иная ее не брала, так и окказиональный: и рыл задними лапами песок.

Неподвижный: ... это из лодки, распоротой корягой. Вся комната была заставлена старинной мебелью

Медиатив-2 – орудие, соединяющее дистантно расположенных участников ситуации или служащее для передачи средства или движения между ними: Когда мы уходили, он долго визжал и плакал на своей веревке около забора.

Контрóллер – орудие, с показаниями которого сверяют параметры действия: С компасом он мог не бояться потеряться в лесу.

Инструментив-2 – компонент интеллектуального действия, параметр, оперируя с которым получаем креатив, определяем параметры объекта интеллектуального действия: А то ты со мной все споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило.

Инструментив-3 – компонент интеллектуально-творческой деятельности – правило, формула, положение, закон, на основании или с помощью которого агенс определяет те или иные параметры объекта интеллектуального действия: Значение величины X определяем по формуле.

Средство – вещество, расходуемое при осуществлении ситуации: Улей был выкрашен белой клеевой краской.

Фабрикатив – исходный предмет, материал, вещество, превращаемое в креатив: Она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести [Всеволодова 2000].

Г.А.Золотова [Золотова 1988] рассматривала значения синтаксем с точки зрения употребления данной синтаксемы с определенной частью речи, в определенной падежной форме, с определенным предлогом. Она разделила значения синтаксем на свободные, обусловленные и связанные (о значении данных понятий мы говорили выше).

Инструментив (по Золотовой) – обозначение предметов, используемых как орудие действия.

Например, в именительном и дательном падеже мы не встречаем употребление синтаксем со значением инструментива.

В родительном падеже в сочетании с предлогом из (изо) инструментив имеет значение орудия или средства осуществления действия, является свободной синтаксемой и употребляется, в основном, в заголовках (из железной наковальни) и  глагольных сочетаниях (пить из ковша).

В сочетании с предлогом с инструментив имеет значение предмета, используемого как орудие действия, является свободной синтаксемой и употребляется в заголовках (с молотка) и глагольных сочетаниях (кормить малыша с ложки).

В винительном падеже в сочетании с предлогом в инструментив указывает на предмет, служащий орудием или средством осуществления действия, является свободной синтаксемой и употребляется в глагольных сочетаниях (в трубы затрубили), именных сочетаниях при отглагольных именах (после свистка в дудку).

С предлогом на инструментив имеет значение предмета или средства, при помощи которого осуществляется действие и является свободной синтаксемой. Употребляется в заголовках (на живца), глагольных сочетаниях (ловить на удочку).

В творительном падеже без употребления предлога инструментив имеет значение конкретно-предметного имени со значением действия и более широкого круга – со значением средства действия, коррелирует с орудийными синтаксемами: с помощью пилы, при помощи топора, посредством молотка. Употребляется в заголовках (кистью мастера), во вторичных моделях с отглагольным предицируемым именем – в позиции предиката (книжная и устаревшая формы) (освещение в домах было свечами), в сочетании с акциональными глаголами писать, рубить, гладить и т.д. (что написано пером, того не вырубить топором), в сочетании с именами, обозначающими действие или результат действия (я любил рыбалку плавными сетками).

В предложном падеже с предлогом на инструментив обозначает орудие действия и является свободной синтаксемой. Употребляется в сочетаниях с глаголами конкретного действия (бабушка терла на терке яблоки), в сочетании с соотносительным именем (печатание на машинке давно стало видом спорта).

 

Вывод. Классификация,  предложенная Майей Владимировной Всеволодовой, наиболее широко отражает значения инструментных синтаксем. Ее трактовку мы будем использовать в работе со своим материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV. Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах

 

Для анализа функционирования инструментных синтаксем в текстах научного профиля мы исследовали отрывок из курса истории России под редакцией Личмана [Личман, 2001], учебник по общему языкознанию под редакцией Б.А.Серебренникова [Серебренников, 1970] и учебник по астрономии Айзека Айзимова «Царство Солнца. От Птолемея до Эйнштейна» [А.Айзимов, 2004].В качестве исследуемого текста художественного профиля мы выбрали рассказы К.Паустовского Паустовский, 1985].

 

4.1 Функционирование инструментных синтаксем в тексте гуманитарного профиля (история)

В текстах по истории России (803 258 знаков) нами были выявлены следующие случаи употребления синтаксем с инструментным значением:

Инструментив-1

Неподвижный

Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

Монголы обложили собор деревьями и подожгли.

За блестящие победы в русско-турецкой войне Екатерина П щедро наградила своих полководцев орденами.

Подвижный

Для обработки дерева стали использовать каменный топор.

Использование более совершенных железных орудий ремесленниками повлекло отделение ремесла от земледелия.

Серпами собирали урожай. Молотили цепами.

Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф.И. Шубина: «И под его рукою мрамор дышит».

В найденных нами случаях шесть синтаксем имеют форму творительного падежа, одна синтаксема в винительном и одна – в родительном падеже. Преобладает беспредложная связь. Лишь в одном случае синтаксема употреблена с предлогом под.

 

Орудие

Перед сражением часть русских воинов была снабжена специальными крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней.

Одна синтаксема со значением орудия имеет форму творительного падежа без предлога.

 

Медиатив-2

Они соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом шоссейными дорогами.

Со значением медиатива-2 была найдена одна синтаксема. Она употреблена в творительном падеже без предлога.

 

Инструментив-3

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности.

Один случай употребления инструментива-3 в форме творительного падежа без предлога.

 

Средство

Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой.

Синтаксема со значением средства имеет форму творительного падежа без предлога.

 

 

 

Фабрикатив

Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались тогда уже как своеобразные вкладыши из тонких кремневых пластинок.

Переходу этих народов к классовому обществу способствовало начало изготовления орудий труда из железа.

Киев стал застраиваться храмами и зданиями сделанными из камня.

Люди научились делать из камня и кости колющие и режущие предметы.

Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего».

Все найденные нами в историческом тексте по истории России синтаксемы со значением фабрикатива имеют форму родительного падежа с предлогом из.

 

4.2 Функционирование инструментных синтаксем в тексте гуманитарного профиля (языкознание)

Информация о работе Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах