Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности употребления синтаксем с инструментным значением в текстах гуманитарного и естественнонаучного профиля и установить зависимость употребления указанных синтаксем от предметной области научного текста.
Цель нашей работы обусловила следующие задачи:
1) изучить минимальную единицу синтаксического строя – синтаксему и определить проблематику ее выявления;
2) изучить классификации синтаксем с инструментным значением;
3) проанализировать особенности употребления синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
глава I. Предложение как основная единица синтаксического анализа
1.1 Пропозициональная структура предложения
1.2 Предикационная структура предложения
Глава II. Синтаксема. Характеристики синтаксем
2.1 Понятие синтаксемы
2.2 Характеристика синтаксем
2.3 Свободные, обусловленные, связанные синтаксемы
2.4 Функциональная типология синтаксем
2.5 Функция предлога в образовании синтаксем
глава III. Синтаксемы с инструментным значением
ГЛАВА IV. Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах
4.1 Функционирование инструментных синтаксем в тексте гуманитарного профиля (история)
4.2 Функционирование инструментных синтаксем в тексте гуманитарного профиля (языкознание)
4.3 Функционирование инструментных синтаксем в тексте естественнонаучного профиля (астрономия)
4.4 Функционирование инструментных синтаксем в художественной литературе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом по синтаксемам.doc

— 347.00 Кб (Скачать)
align:justify">Коммуникативная грамматика использует эту триаду как функционально-семантический принцип классификации значимых единиц языка на всех уровнях языковой системы. При этом проблема односоставности решается в связи с понятием синтаксической обусловленности.

Синтаксическая обусловленность выражается в прикрепленности к определенному коммуникативному регистру. При этом очень часто регистровообусловленные модели характеризуются и определенной субъектной перспективой (модель субъектной перспективы см. в [Золотова и др. 1998].). Так, инфинитивные, модально окрашенные предложения с дат. п. субъекта (Ему этого не понять; Ему завтра работать; Быть ему битым) принадлежат информативному регистру или волюнтивному при наличии адресата-исполнителя (Завтра всем быть на плацу ровно в семь), а номинативные предложения (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека) – репродуктивному, чаще в его описательной разновидности. Для номинативных предложений важна и другая характеристика – их субъектная перспектива:

– модусные субъекты – субъект речи и субъект восприятия совпадают в одном лице;

– субъектом диктума является внешнее пространство, в котором находится субъект восприятия и речи (Черный ветер. Белый снег; Сумерки, сумерки вешние, Хладные волны у ног – Блок).

Свободная синтаксема – вне зависимости от контекста – имеет свое денотативное содержание, которое обеспечивается взаимодействием лекси­ческого значения слова, образующего синтаксему, и его формы. Это значение (роль) сохраняется и вне предложения. Так, синтаксемы в лесу, за домом, около реки, в дом, из-за дерева – вне зависимости от контекста имеют свое категориальное, в данном случае, пространственное значение.

Синтаксемы из уважения, из-за дождя, по глупости, со страху, от страха и др.– имеют категориальное значение причины.

Синтаксемы в мае, весь день, утром, перед обедом, после работы, к Но­вому году, по средам и др. имеют категориальное значение времени.

Синтаксемы о детях, про Иванушку-дурачка, по поводу экзаменов – имеют категориальное значение делиберативного объекта.

Синтаксемы мылом, ножом, при помощи вилки, на трамвае, трамваем, на поводке – имеют категориальное значение инструмента.

Словоформы брату, отцу, обладают таким самостоятельным значением адресата при глаголах типа дать, сказать, послать: Я написал брату; при именах – названиях корреспонденции: Письмо – брату, то же значение у этой синтаксемы в роли заголовка, надписи на конверте, книге: Ивану Пет­ровичу Сергееву; Маше; Друзьям (Пушкин); см. другие типы адресатных ро­лей: К Пушкину (Веневитинов), Для пассажиров с детьми и инвалидов (о местах в транспорте). Ср. другие актантные роли: От переводчика «Освобо­жденного Иерусалима» (Раич); Из Гете (Лермонтов); По Цельсию; С кре­стом и мячом.

Сирконстантные роли: «На смерть поэта» (Лермонтов); «В Сибирь» (Пушкин); К поездам дальнего следования (на вокзале); На посадку (в аэро­порту); «В августе сорок четвертого» (Богомолов); Из-за благ земных (Ав­сеенко); ср. для других частей речи: «По-братски».

Предикатно-атрибутивные роли: «Необыкновенной красоты и силы»; «И только лучшего качества»; В линейку; В клеточку (этикетка в киоске, о тет­радях); для других частей речи: «Пересолил» Чехова; «Запамятовал»; «Бо­роться, бороться и бороться»; Продано. Оплачено (о товарах в магазине); Преодолевшие боль; Не считаясь со временем.

Форма в данном случае значима: в лесу – в лес– лесом – по лесу; брату -от брата – для брата – с братом – без брата. Среди свободных синтаксем нет актантной роли протагониста.

Не является свободным употреблением синтаксемы предложение из од­ной словоформы типа: Воды-то! Народу или Хлеба и зрелищ! Вашу руку. В таких предложениях могут выступать и синтаксемы других типов.

Обусловленная синтаксема проявляет свою роль в семантической структуре предложения. Возможны два случая: Синтаксема выявляет субъектное или предикатное значение.

У связанных синтаксем их денотативные проявляется только в сочетании со словом, распространяемым данной синтаксемой. Конкретная форма определяется лексическим значением или часторечной принадлежностью распространяемого слова. В наших примерах со словоформами отцу, брату это предложение Я рад брату; ср. также: Я доволен братом; Я горжусь братом; Я боюсь брата; Я волнуюсь за брата; Я люблю брата. Значение семантического объекта для этих синтаксем (а на денотативном уровне – это роль стимул, или каузирующего объекта) выявляется только в сочетании с соответствующими прилагательными или глаголами, лексическое значение которых и определяет выбор формы [Золотова 1988].

Таким образом, различительными признаками синтаксемы служат:

1) категориально-семантическое значение слова, от которого она образована;

2) соответствующая морфологическая форма;

3) способность синтаксически реализоваться в определенных позициях.

Диапазон синтаксических потенций каждой синтаксемы определяется ее функциональными свойствами, принадлежностью к тому или иному функциональному типу.

2.4 Функциональная типология синтаксем

 

Функциональная типология синтаксем базируется на понимании синтаксической функции как конструктивной роли синтаксической единицы и построении коммуникативной единицы. С этой точки зрения для характеристики синтаксической единицы существенным оказываете разграничение и противопоставление трех основных возможностей, три функции синтаксем:

I. Самостоятельное, изолированное употребление единицы.

II.Употребление единицы в качестве компонента предложения.

Ш. Присловное употребление единицы в качестве компонента словосочетания (или сочетания слов).

Сумма возможностей и составляет основание для разграничения трех функциональных типов синтаксем (свободных, обусловленных, связанных)

Свободные синтаксемы могут выступать во всех трех функциях, обусловленные – во II и III функциях, реже в I, связанные – только в Ш функции [Золотова 1988].

Термины «функция» и «позиция», следовательно, обозначают понятия более общей и более конкретной ступени абстракции: тот или ивой тип функции как потенцию, как виртуальную способность каждая синтаксема реализует в определенной синтаксической позиции в той или иной модели предложения или словосочетания.

Свободными названы синтаксемы, располагающие в силу присущего им как бы до синтаксической конструкции категориально-семантического значения наиболее широкими возможностями употребления. Таковы, например, прежде всего локативы – синтаксемы, называющие место, пространство. Они способны занимать почти любую позицию в каждой из трех функций. Например:

I. В заголовках: У ворот; Над морем.

П. В качестве компонента предложения:

1)   предицируемого: У ворот людно; Над морем туман:

2)     прелидирующего: Дети у ворот; Самолет над морем;

3)   распространителя модели: У ворот лает собака; Над морем восходит солнце;

4)   осложнителя модели: Он догнал нас у ворот.

III. В качестве присловного распространителя:

1)   приглагольного: сидеть у ворот, лететь над морем:

2)    присубстантивного: скамья у ворот, облака над морем:

3)    приадъективного: густые у ворот (кусты), лиловые над морем (облака).

Употребление обусловленных синтаксем ограничено рамками предложения, вне которого они и не выражают соответствующего значения. Таковы, например, синтаксемы с категориальным значением лица, осуществляющие в дательном падеже функцию субъекта – носителя предикативного признака состояния, возраста: Старику нездоровится; Всем весело: Ребенку год. Эти синтаксемы способны на единственную функцию, в присловных позициях (Ш) они не употребляются, в заголовках (I) встречаем омонимичную им – совпадающую по форме, категориально-семантическому значению липа, но отличающуюся по функции – свободную синтаксему адресата: Дорогому учителю; Татьяне Ивановне Петровой.             

Другой омоним в пределах той же формы дательного – связанная син-таксема, которая употребляется лишь при глаголах лексически ограниченного круга (верить другу, мстить обидчику), реже при именах (месть обидчику, но не вера другу). Значение связанной синтаксемы – обычно предметное, объектное, иногда осложненное дополнительными оттенками.

Однородными словами-терминами именованы свободные синтаксемы. Это естественно: их семантика заключена как бы в них самих, она реализуется в составе разных моделей, в разных позициях оставаясь равной самой себе, не завися от синтаксического окружения, предъявляя к нему лишь требования взаимного смыслового соответствия, синсемичности. Иное дело – обусловленные синтаксемы. Они, как правило, не выражают своего значения вне конструкции, оно возникает только в модели, создаваемой определенным на­бором компонентов. В заголовках употребляются обусловленные синтаксемы преимущественно с признаковым значением, эта позиция для них вторична, как бы производив от модели. Поэтому определение значения обусловленной синтаксемы предполагает формулирование условий его появления, т.е. семантико-синтаксического состава модели. Это другой тип определения.

И третий тип – для связанных синтаксем. Поскольку общее значение связанных – значение объекта действия (объекта в предметном, узком смысле), задача словарного определения здесь – очертить круг управляющих слов (это именно случаи управления в собственном смысле, когда данная синтак-сема реализует свое значение лишь в присловной позиции, а необходимость управляющего и управляемого друг в друге является взаимной), а также сузить, конкретизировать характер объектного значения именной формы в данном словосочетании.

Вступая в предложение определенной структуры, синтаксема приобретает статус его компонента. Предложение любого состава и с точки зрения организации и с точки зрения членения может рассматриваться как одна из исчисляемых комбинаций синтаксем. Таким образом, преодолевается затруднение, в котором оказалась стратификационная концепция языковых уровней, вынужденная констатировать, что между предложением и словом нет отношения целого и части. Недостающим звеном системы, частью по отношению к целому – предложению, оказывается не слово-лексема (в исходной форме), а слово-синтаксема, или синтаксическая форма слова. Проясняются отношения синтаксемы со словом и предложением, с одной» стороны, и отношения синтаксической и морфологической формы слова – с другой: объем понятия я дифференциальные признаки морфологической и синтаксической формы слова не совпадают. В пределах одной морфологической формы, как правило, различается ряд омонимичных и полисемичных синтаксем. Понятно, что синтаксемы с делиберативным значением и со значением признакового партитива являются, при морфологическом подобии, структурно-смысловыми омонимами, они различаются и значением и набором позиционных возможностей, что определяет и их функциональную характеристику: синтаксема, представляющая тип свободных синтаксем, реализует свои потенции в изолированных позициях заголовка или тематически-экспозиционного отрезка текста (О вреде табака; О детях; Об очередных задачах и т.п.); в позиции лидирующего компонента предложения, при предицируемом имени информативного значения (Рассказ о детях; Стихи о любимой; Доклад о задачах...); в качестве присловного распространителя при глаголах и именах той же семантики ( 1. рассказывать о детях, петь о любимой; рассказ о детях, песня о любимой и т.н.); синтаксема, представляющая тип обусловленных синтаксем, характеризует предмет по количеству его составных частей либо в предикативной позиции (Всякая вещь о двух концах. Ломик был о трех окошках и т.д.), либо в атрибутивной, приименной (домик о трех окошках; храм о двух шатрах и т.д.); оттенок устарелости в этой син-таксеме делает ее возможности и лексически в стилистически ограниченными.

Различение характера синтаксических связей в основных моделях и их модификациях, с одной стороны, в монопредикативных и полипредикативных предложениях – с яругой, даст возможность представить всю совокупность «простых предложений» русского языка в иерархически организованном порядке.

 

2.5 Функция предлога в образовании синтаксем

 

Синтаксемообразующая (или формирующая) функция предлога формирует  синтаксему. В этой своей функции он не связан жесткой частеречной валентностью, поэтому, кроме своего обычного «господина» – существительного, с которым он образует субстантивную синтаксему, предлог может быть «слугой» и других «господ», т.е. формировать инфинитивную синтаксему  (В целях разбогатеть многие  уезжают в США),  наречную (отложить работу на завтра), нумеративную (К двум прибавить семь) [Конюшкевич 2004].

Что следует понимать под  синтаксемообразующей функцией предлога? Это не только сигнализация об образовании новой единицы более высокого уровня (единицы построения), но и участие (наряду с лексическим значением слова, его морфологическими характеристиками, его синтаксической позицией) в обеспечении  ее синтаксемного значения. Подобно тому, как словообразовательный формант, присоединяясь к производящей базе (для префикса – к исходному слову, для суффикса – к производящей основе), участвует в формировании нового слова, предлог, присоединяясь к словоформе (морфологической единице), формирует новую синтаксическую единиц – синтаксему. В словообразовании  префикс и формирует новое слово, и привносит в него словообразовательное значение, обеспечивая новое значение производного слова. На синтаксемном уровне предлог тоже и формирует синтаксему, и обеспечивает ее значение [Конюшкевич 2004].

Профессор М.В.Всеволодова, отметив тесное единство предлога и флексии связанного с ним субстантива, усмотрела сходство между единством  «предлог + флексия словоформы»  в синтаксеме и конфиксом (единством «префикс + суффикс»)  в словообразовании [Всеволодова 2002].  Предлог, по мнению М.В.Всеволодовой, подобно префиксу, тоже является частью своего рода конфикса, но уже на синтаксемном уровне.

Разумеется, между словообразовательным конфиксом и синтаксемным «конфиксом» есть существенное различие: в качестве форманта производного слова префикс является составной частью слова как единицы более высокого уровня, т.е. входя как единица строения составной частью в единицу построения, словообразовательный формант вне этой единицы существовать не может.

У предлога аналогичная формирующая функция: как единица строения он входит в более сложную, чем слово и словоформа  единицу построения – синтаксему (словоформа и синтаксема – понятия близкие, но не тождественные). Однако предлог, будучи частью  синтаксемы, с одной стороны, формирует ее как единицу нового уровня, с другой, – сам остается достаточно автономной самостоятельной единицей, часть речи, манифестируется в словарях, оформляется раздельнооформленно со словоформой на письме. То же относится и к предлогу как части синтаксемного «конфикса»: будучи только первым элементом синтаксемообразующего форманта (вторым является флексия), предлог (в отличие от его словообразовательного аналога – префикса в составе конфикса) остается отдельным словом, частеречно маркированным. Иначе говоря, частью форманта синтаксемного комплекса (и если подбирать аналогичный конфиксу термин, то здесь скорее можно говорить о «синплексе») предлог является только в одной своей функции –  синтаксемообразующей (формирующей).

Информация о работе Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах