Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности употребления синтаксем с инструментным значением в текстах гуманитарного и естественнонаучного профиля и установить зависимость употребления указанных синтаксем от предметной области научного текста.
Цель нашей работы обусловила следующие задачи:
1) изучить минимальную единицу синтаксического строя – синтаксему и определить проблематику ее выявления;
2) изучить классификации синтаксем с инструментным значением;
3) проанализировать особенности употребления синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
глава I. Предложение как основная единица синтаксического анализа
1.1 Пропозициональная структура предложения
1.2 Предикационная структура предложения
Глава II. Синтаксема. Характеристики синтаксем
2.1 Понятие синтаксемы
2.2 Характеристика синтаксем
2.3 Свободные, обусловленные, связанные синтаксемы
2.4 Функциональная типология синтаксем
2.5 Функция предлога в образовании синтаксем
глава III. Синтаксемы с инструментным значением
ГЛАВА IV. Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах
4.1 Функционирование инструментных синтаксем в тексте гуманитарного профиля (история)
4.2 Функционирование инструментных синтаксем в тексте гуманитарного профиля (языкознание)
4.3 Функционирование инструментных синтаксем в тексте естественнонаучного профиля (астрономия)
4.4 Функционирование инструментных синтаксем в художественной литературе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом по синтаксемам.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

 

Вывод. Синтаксическая структура языка располагает набором возможностей для номинации фактов действительности и сведения необозримого множества конкретных элементарных ситуаций к относительно небольшому числу их схем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Синтаксема. Характеристики синтаксем

 

2.1 Понятие синтаксемы

 

Формируя и изучая связную речь, синтаксис имеет дело, прежде всего, с осмысленными единицами, несущими свой не индивидуально-лексический, а обобщенный, категориальный смысл в конструкциях разной степени сложности. В основе коммуникативной грамматики лежит понятие синтаксемы, как минимальной единицы смысла высказывания.

Синтаксемой называется минимальная синтактико-семантическая единица языка, несущая обобщенный категориальный смысл и характеризующаяся взаимодействием морфологических, семантических и функциональных признаков [Золотова 2004].

Несмотря на сложность описания, синтаксема является интуитивно понятной конструкцией для любого носителя языка и используется им повсеместно для построения различного рода высказываний. Пример: «Митрофанушка не знал, что говорит прозой». Синтаксемами имен существительных в данном предложении являются: «Митрофанушка» – личное существительное именительного падежа, принадлежащее к классу имен собственных и играющее в данном предложении роль субъекта. «Прозой» – существительное в творительном падеже, принадлежащее к классу признаковые и играющее в данном предложении роль медиатива.

Для понимания предложения недостаточно лишь знания значений синтаксем. Важна и их сочетаемость друг с другом. Эта сочетаемость определяется семейством бинарных отношений на множестве синтаксем [Осипов 1997].

Отношения на множестве синтаксем являются отражением их семантических связей, которые суть ситуативные отношения понятий в понятийной системе предметной области. Таким образом, возникает следующее: семантика предложения определяется множеством входящих в него синтаксем и семейством отношений на них.

Опишем сценарий определения синтаксем и множества отношений на них:

ШАГ 1. Морфологический анализ. На этапе морфологического анализа в тексте распознаются слова и разделители. Для каждого слова на основании его морфологии определяется список всех возможных грамматических форм.

Словоформы, соответствующие одной нормальной форме слова и одной части речи, а также стоящие в одном числе (для изменяющихся по числам частей речи), объединяются в группы, которые далее будем условно называть «лексемами». В результате морфологического анализа формируется множество предложений, каждое из которых содержит упорядоченный список слов, у каждого слова может быть несколько вариантов омонимичных лексем.

ШАГ 2. Синтаксический анализ. Основной задачей синтаксического анализа в нашем случае является установление различных зависимостей между лексемами и выделение синтаксем. Вход синтаксического анализа представляет собой предложение, получаемое на выходе морфологического анализа. Выход – предложение в виде списка деревьев синтаксического подчинения (на основании эвристических правил выбирается наиболее вероятный вариант синтаксического разбора) и множество синтаксем. Именной синтаксемой считается именная или предложная группа – словосочетание, управляющим словом которого является имя существительное или предлог.

ШАГ 3. Реляционно-ситуационный анализ. Основной задачей реляционно – ситуационного анализа является выявление значений синтаксем и семантических связей между ними.

Главную роль здесь играют глаголы, имеющие, как правило, центральное положение в семантической структуре предложения и оказывающие решающее влияние на именные словосочетания и предложения.

Сведения о синтаксической сочетаемости каждого глагола с синтаксемами заносятся лингвистами в словарь предикатных слов. Кроме того, в словаре имеются указания на то, как могут быть связаны между собой именные синтаксемы. Набор заносимых в словарь бинарных связей на множестве ролей также является специфичным для каждого типа предикатных слов и определяется априорно.

ШАГ 3.1. Определение предикатного слова. Принципы выделения предикатных слов заключаются в следующем:

– поиск глаголов, девербативов и предикативных наречий выполняется по данным морфологии и словаря предикатных слов;

– сочетания [неполнознаменательный глагол в личной форме / предик. наречие + инфинитив], рассматриваются в комплексе как одно предикатное слово;

– если в одном фрагменте встретились несколько предикатных слов (например, глагол + инфинитив, глагол + девербатив), то синтаксемы для них ищутся в ограниченных контекстах.

ШАГ 3.2. Установление значений синтаксем и отношений на них. После того, как выделены предикатное слово и синтаксемы, связанные с ним, определяются значения синтаксем с использованием указанных лингвистических словарей. В статье словаря для каждого предикатного слова ищутся вхождения морфологических признаков (предлог, падеж, категориально-семантический класс) связанных с ним синтаксем. Если морфологические признаки синтаксемы найдены в статье, то ей приписывается соответствующее значение.

После того, как установлены значения синтаксем при предикатном слове, определяются устойчивые отношения между ними: в той же статье словаря ищутся пары значений синтаксем, образующие элемент семантического отношения.

В безглагольных предложениях значение синтаксемы зависит от контекста – других синтаксем и слов определенных частей речи. Такая зависимость записывается в виде правила, посылка которого содержит характеристики контекста синтаксемы, а следствие указывает значение, которое необходимо установить рассматриваемой синтаксеме. Правила установления значений синтаксем были получены с помощью индуктивного метода машинного обучения, по примерам из электронной версии синтаксического словаря Г.А. Золотовой [Осипов 1997].

 

2.2 Характеристика синтаксем

 

Синтаксема представляет собой слово (обычно знаменательное слово или же сочетание знаменательного слова со служебным) в его синтаксическом использовании, слово как носитель синтаксической функции. Она может входить в предложение и как элемент словосочетания, и непосредственно. Это словоформа с определенным синтаксическим значением. Например, морфологическая форма дательного падежа существительного может представлять разные синтаксемы: синтаксему с объектным значением (написать письмо другу), синтаксему с субъектным значением (Моему другу очень повезло).

Синтаксема – по сравнению со словом и словоформой – характеризуется следующими признаками.

1.          В отличие от понятия «словесная форма» понятие «синтаксема» включает не только морфологическую форму, но и лексику, ее образующую.

2.          В отличие от понятия «словоформа» понятие «синтаксема» может быть обращено не к конкретному слову, а к классу слов.

Так, можно говорить о синтаксеме названий пространственных объектов природных (море, долина, поляна), или искусственных (город, село) в предложениях: На лес опустилась черная туча; На село обрушился ливень; На город спустилась ночь; На поселок упали бомбы – в типовой ситуации «перемещение субъекта/объекта в пределы локума сверху»; (ср. ехать в лес, в деревню, в город и т.п.)

3.              В отличие от того и другого, понятие «синтаксема» учитывает семантический и синтаксический потенциал формы, то есть, особенности ее функционирования в синтаксических построениях.

Понятие «синтаксема» относится ко всем знаменательным частям речи. Мы рассмотрим его на примере существительного, в первую очередь, потому, что, во-первых: именно имя создает своеобразие русского предложения, во-вторых: именные синтаксемы являются носителями инструментной семантики.

Синтаксическая парадигма – ряд морфологических форм, реально реализующийся в речевых построениях, может быть равен морфологической парадигме, но может быть и меньше нее. Члены синтаксической парадигмы данного слова и суть его синтаксемы. Синтаксическая парадигма слова определяется различными факторами, в частности, семантическим разрядом слова, его конкретным лексико-семантическим значением и, как следствие этого, способностью участвовать в высказываниях, выражающих те или иные ситуации.

 

2.3 Свободные, обусловленные, связанные синтаксемы

 

Синтаксемы в целом, и именные синтаксемы в частности, не однородны. И в первую очередь они различаются по степени проявленности в них их денотативной роли и по тому, как соотносятся между собой форма и значение. Четко выделяются три группы синтаксем.

1.           Синтаксема вне зависимости от контекста имеет самостоятельное смысловое содержание, то есть является исполнителем определенной денотативной роли – свободная синтаксема.

2.       Синтаксема выявляет свое содержание, свою роль в структуре предложения – (конструктивно) обусловленная синтаксема.

3.       Синтаксема не имеет – при изолированном предъявлении – никакого самостоятельного значения, но выявляет его в составе словосочетания, в позиции при том или ином слове – связанная синтаксема.

Термины «свободный», «обусловленный», «связанный» были впервые употреблены В.В. Виноградовым в статье 1953 г. при классификации лексических значений слова [Виноградов 1977]. Г.А. Золотова применила триаду терминов «свободный – обусловленный – связанный» к синтаксическим объектам как шкалу зависимости значимых единиц языка от контекстуальных условий, то есть как три ступени отношений единицы и контекста (в широком смысле этого слова) и соответственно как функциональный принцип классификации значимых единиц языка [Золотова 1973].

Г.А. Золотова предложила классифицировать минимальные синтаксические единицы – синтаксемы – как свободные, обусловленные и связанные. Свободные синтаксемы располагают наибольшими функциональными возможностями: могут употребляться в изолированной позиции заголовка, быть конституирующим компонентом модели (главным членом предложения), осложнять и распространять модель предложения, быть присловным компонентом словосочетания. Примером свободных синтаксем являются локативные (в лесу, на площади, у окна) и темпоральные (в мае, ранним утром, под вечер). Обусловленные синтаксемы предназначены для функционирования в рамках определенных моделей предложения; форма и значение этих синтаксем обусловлены типовым значением предложения (им. или дат. субъекта, спрягаемые и формы глагола, род. п. в номинализованных структурах). Связанные синтаксемы функционируют в словосочетаниях, занимая присловную позицию; Так, для вин. п. или тв. п. объекта возможна лишь позиция при глаголе, реже при девербативе (читать книгу, полоть грядку, строить дом; интересоваться театром, увлекаться спортом; увлечение спортом). Разграничение свободных, обусловленнных и связанных синтаксем было положено в основу «Синтаксического словаря русского языка» [Золотова 1988].

Противопоставление свободных и связанных конструкций было принято и в книге Д.Н. Шмелева «Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке» [Шмелев 1976]. При этом критерий разграничения свободных и связанных структур был не внешним, функциональным – большие/меньшие возможности употребления, а внутренним, структурно-семантическим – тип значения компонентов, организующих синтаксическую конструкцию. Рассматривая предложения типа Где ему ехать? и Куда ему проехать? Д.Н. Шмелев писал: «В отличие от «свободных» синтаксических конструкций, в которых реализуется независимое и прямое значение входящих в них слов и грамматических форм, рассматриваемые конструкции строятся по определенной фразеологической схеме. Значения опорных слов данной фразеосхемы оказываются сдвинутыми» [Шмелев 1976]. Здесь же Д.Н. Шмелев показал, что фразеосхемы, как правило, имеют определенное ««контекстное» обрамление» – более или менее свободное» [Шмелев 1976]. Тем самым было отмечено, что внутренняя фразеологизированность функционально (контекстно) обусловлена – в материале Д.Н. Шмелева диалогически обусловлена.

Противопоставление свободных и фразеологизированных схем положено в основу классификации структурных схем предложения в «Русской грамматике». На с. 383 читаем: «Фразеологизированными называются предложения с индивидуальными отношениями компонентов и с индивидуальной семантикой» [Русская грамматика 1980]. Хотя «Русская грамматика» отмечает экспрессивный и разговорно-диалогический характер подобных предложений, предлагаемое здесь разграничение типов структурных схем основано на внутреннем – структурно-семантическом принципе: отсутствие индивидуальной семантики в свободных структурных схемах и наличие индивидуальной семантики в фразеологизированных структурных схемах.

Таким образом, введенные В.В. Виноградовым термины в синтаксических описаниях используются по-разному: для анализа языкового материала на докоммуникативном уровне – как триада (свободный – обусловленный – связанный), разграничиваясь по характеру отношений единицы и контекста, а на уровне коммуникативном (уровне предложения) – как пара свободный / связанный (фразеологизированный), разграничиваясь по характеру отношений между компонентами, образующими синтаксическую структуру.

В концепции коммуникативной грамматики триада терминов – свободный – обусловленный – связанный – осмыслена как шкала зависимости значимых единиц языка от контекстуальных условий, то есть как три ступени отношений единицы и контекста (в широком смысле этого слова) и соответственно как функциональный принцип классификации значимых единиц языка.

Информация о работе Функционирование синтаксем с инструментным значением в научных и художественных текстах