Государственная политика занятости в странах с развитой рыночной экономикой и возможности её применения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и беспрецедентный по темпам развития в масштабах истории человечества технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, связанная как со структурными изменениями во многих отраслях производства, так и повышением требований к качеству рабочей силы, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и другие. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости населения в экономически развитых странах, следствием чего стало старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятости населения.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Общее понятие безработицы 4
Безработица: качественные и количественные характеристики 4
Особенности российской безработицы 9
Государственное регулирование занятости населения 11

1.4 Влияние экономического кризиса на занятость населения 17

1.5 Государственная поддержка рынка труда в период экономического

кризиса 19

Глава 2 Характеристика политики некоторых стран в сфере занятости

населения 24

2.1 Политика на рынке труда в Испании 24

2.2 Политика занятости в Китае 27

2.3 Политика занятости и потенциал рынка труда в России 30

Заключение 38

Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

курсовая МОЯ.docx

— 82.06 Кб (Скачать)

    Влияло на занятость и замедление экономического роста. Обычно рост занятости пропорционален экономическому росту. С точки зрения тенденций перспективного развития, темпы экономического роста в Китае будут замедляться. Одна из причин этого - увеличение базисного значения ВВП. Так, например, в 1980 году базисное значение ВВП составляло 451,8 млрд. юаней. Его увеличение на несколько десятков миллиардов юаней обусловило 10%-ный экономический рост. В 1990 году ВВП Китая составлял 1859,8 млрд. юаней, т.е. для увеличения его на 10% требовался уже рост на 200 млрд. юаней. А в 2000 году ВВП достиг 8940,4 млрд. юаней, и его увеличение на 10% требует роста ВВП в абсолютном выражении уже на 900 млрд. юаней. Второй причиной замедления экономического роста является переход от дефицитной экономики к избыточной. Эта причина заставила Китай отказаться от прежней модели развития, которая характеризовалась "расширением производства и экстенсивным хозяйствованием", и перейти к модели развития, обеспечивающей качество и эффективность роста.

    В настоящее время Китай переходит  от высоких темпов экономического роста  к средним темпам развития, при  которых 8%-ный экономический рост уже считается высоким. Это подтверждают примеры индустриальных стран. Так, в течение 20 лет (с 1990 по 2010 год) среднегодовой темп роста ВВП в Республике Корея составлял 7,5%, в Гонконге - 8,0%, на Тайване - 8,2%, в Сингапуре (1960-1973 годы) - 9,3%; в высшей фазе экономического взлета с 1970 по 1980 год среднегодовой темп роста ВВП в Корее составил 10,1%, в Гонконге - 9,2%, на Тайване - 10,1% (1970-1981 годы); с 1980 по 1993 год в Республике Корея - 9,1%, в Гонконге - 6,5%, в Сингапуре - 6,9%1 .

    В Китае с 1981 по 1999 год среднегодовой прирост ВВП составлял 9,3%; с 2000 по 2010 год - 9,9%, при этом среднегодовой прирост численности занятых составил 1,03%, т.е. в среднем каждый год прибавлялось более 7 миллионов новых рабочих мест. Предполагается, что в следующие 10 лет число рабочих мест каждый год в среднем будет увеличиваться лишь на 6 миллионов при 8%-ном росте ВВП. По существу, это - оптимистический прогноз. [20] 

    2.3 Политика занятости и потенциал рынка труда в России 

    Мировой кризис достаточно серьезно повлиял  на экономическую ситуацию в России и отчетливо проявил те проблемы, которые уже существовали в российской экономике, а следовательно, отражались и на функционировании рынка труда  на протяжении последних десятилетий. Речь идет об осуществлении (вернее неосуществлении) радикальных структурных преобразований, необходимость проведения которых  стала очевидной еще к началу экономических реформ 90-х годов XX в. Однако решение данных проблем постоянно откладывалось. Это было обусловлено тем, что рынок труда на первых этапах реформ вроде бы самостоятельно (без особых социальных потрясений и серьезного государственного вмешательства) адаптировался к экономической нестабильности. Затем благоприятная конъюнктура на рынках энергоносителей позволила обеспечить высокие темпы экономического роста, не изменяя его характера. Интерес к проблемам функционирования и развития рынка труда в этот период со стороны властей нельзя назвать пристальным.

    Сейчас  ситуация изменилась кардинальным образом. И это понятно, так как занятость - это не только экономическая категория, но и важнейшая социальная характеристика развития страны (положение человека в обществе, возможность его самореализации, получения средств существования, а в целом - основа стабильности общественного  развития). В связи с серьезным  снижением темпов роста экономики  в условиях экономического кризиса  под угрозой оказывается занятость  значительных контингентов работающих. В такой ситуации прогнозы развития рынка труда и возникающих  здесь рисков являются важнейшей  частью государственного управления и  переходят из разряда социально-экономических  в разряд социально-политических задач.

    Несмотря на незначительный уровень безработицы (до осени 2008 г.), российский рынок труда за годы экономических реформ претерпел довольно существенную трансформацию. Только с 1992 по 1995 г. (при общем снижении почти на 5 млн. человек) занятость в промышленности сократилась почти на 4 млн. человек, уменьшив свою долю в общей структуре занятости с 29,6 до 25,7%. К 1998 г. эта доля составила уже 22,2%. При этом наиболее интенсивно сокращение происходило в отраслях с высокой добавленной стоимостью при росте занятости в добывающих отраслях. Так, с 1992 по 2000 г. занятость в нефтедобывающей промышленности выросла более чем в 1,5 раза, в газовой - более чем в 2 раза, в то же время численность занятых в машиностроении и металлообработке уменьшилась в 1,8 раза, а в легкой промышленности - в 2,2 раза. За этот же период наибольшее сокращение занятости, наряду с сельским хозяйством, произошло в науке и научном обслуживании (на 1/4 только с 1992 по 1995 г., а к 2001 г. численность персонала, занятого в науке, составила 58,4% от уровня 1992 г.). [16]

    Перелив высвобождаемых кадров происходил в  основном в такие отрасли, как  государственное управление, финансы  и кредит, торговля и общественное питание, добывающие отрасли.

    С началом экономического подъема  наметившиеся тенденции в распределении  занятого населения по видам экономической  деятельности продолжились (таблица 2). [19] 

Таблица 2 - Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности, тыс. человек

     2000 2003 2005 2007 2007/2000, в %
Всего в экономике  64517  65979  66792  68019  105,4
Сельское  х-во, охота и лесное х-во  8996  7796  7381  6925  77,0
Добыча  полезных ископаемых  1110  1112  1051  1040  94,0
Обрабатывающие  производства  12297  11932  11506  11368  90,0
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды  1886  1890  1912  1909  101,2
Строительство  4325  4555  4916  5274  121,9
Ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования  8806  10462  11088  11713  133,0
Транспорт и связь  5056  5205  5369  5450  107,8
Финансовая  деятельность  657  771  858  1046  159,2
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг  4490  4859  4879  5004  111,4
Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение  3098  3266  3458  3618  116,8
Образование  5979  6092  6039  6016  100,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг  4408  4469  4548  4644  105,

    Изменения в отраслевой структуре занятости, происходившие в России за все  годы реформ, нельзя назвать положительными, если считать важнейшей задачу перевода экономики на инновационный путь развития. Данные Росстата свидетельствуют, что до последнего времени наиболее привлекательной для работников оставалась занятость в добывающих отраслях (особенно это касается топливно-энергетических полезных ископаемых) или отраслях, связанных с переработкой полезных ископаемых. "Пальму первенства" с ними разделили также спекулятивно-финансовый сектор и строительство, занятость  здесь только с 2005 по 2007 г. увеличилась  на 100 тыс. человек. [17]

    В целом адаптация рынка труда  к условиям экономических реформ происходила по следующим направлениям.

  1. Значительное по масштабам и стихийное по характеру изменение структуры занятости за счет, во-первых, возникновения новых, "рыночных" сфер приложения труда, во-вторых, роста занятости в экспортоориентированных (добыча полезных ископаемых, металлургия, химическая промышленность, лесное хозяйство) отраслях экономики. Улучшение мировой конъюнктуры "замаскировало" те перекосы, которые сложились на рынке труда.
  2. Снижение уровня зарплат, фактического времени работы при сохранении достаточно высокого уровня занятости и низкой безработицы, консервация неэффективной занятости. [15]

    Как одно из проявлений неэффективной занятости  выступает неполная занятость. О  существовании в настоящее время  значительных резервов сокращения занятости  свидетельствуют данные Министерства здравоохранения и социального  развития РФ, согласно которым, на середину апреля 2009 г. число работников, "находившихся в простое по вине администрации", составило 205603 человека. В "отпуска  по инициативе администрации" ушли 72557 человек, еще 962326 сотрудников работали "неполное рабочее время". Таким  образом, занятость 1240 тыс. работников находится под угрозой. Доступные для анализа данные из регионов свидетельствуют, что в наиболее сложном положении оказываются предприятия обрабатывающей промышленности, испытывающие наибольшее падение производства.

    Однако  нынешняя ситуация отличается от той, которая сложилась в 90-е годы. Сейчас адаптационный потенциал 90-х  во многом исчерпан - те, кто тогда  уходил с предприятий и из организаций, имели более высокие качественные характеристики, они меняли свое место  на работу в новых "рыночных" отраслях и секторах экономики. Сейчас такие  возможности сократились. [22]

    Очевидно, что развиваться в рамках старой экстенсивной парадигмы российская экономика уже не сможет, необходимо переходить на качественно новый  уровень экономического роста. Об этом свидетельствует и рост безработицы, обусловленный современным экономическим  кризисом. Начался этот рост лишь с  октября 2008 г., но оказался стремительным (по сравнению с началом 90-х годов): октябрь 2008 г. - 6,6 %; ноябрь - 7,0; декабрь - 7,7; январь 2009 г. - 8,7; февраль -9,5%. Темпы роста безработицы можно сравнить с ситуацией, сложившейся в 1998-1999 гг., но тогда выходу российской экономики из кризиса способствовал подъем цен на энергоносители в мире. Последний же кризис являлся мировым, и надеяться на увеличение внешнего спроса в ближайшее время не приходится. [17]

    Реализация  названных мер потребует также  изменения политики в области  оплаты труда, тарифной, налоговой, амортизационной  политики. Несомненно, допустимыми  являются и меры по защите внутреннего  рынка, которые не должны, однако, способствовать сохранению неэффективных производств. Многие из этих направлений деятельности продекларированы правительством, некоторые  приняты и реализуются, но носят  явно несистемный характер.

    Изменение политики в области оплаты туда (особенно в условиях, когда структурная  перестройка экономики должна быть проведена в сжатые сроки) является фактором, способным ускорить или замедлить эти преобразования. В этом смысле тарифная политика становится одним из элементов политики занятости.

    В целом оплата труда - одна из актуальнейших  социально-экономических проблем  современной России, требующей своего скорейшего решения. И некоторые положительные тенденции в этой области уже наметились. Так, по данным Росстата, начиная с января 2009 г. наибольшее снижение темпов роста оплаты труда наблюдается в тех отраслях, в которых ситуация была явно "перегрета" в 2000-2009 гг., - финансы, добыча и переработка полезных ископаемых. Немного снизился разрыв в уровнях оплаты труда между "бюджетниками" и реальным сектором экономики, что связано с достаточно интенсивным ростом оплаты труда в бюджетной сфере в последние годы. Тем не мене обозначенные положительные тенденции пока слишком слабы, чтобы кардинальным образом изменить ситуацию на рынке труда. Сохраняющиеся до сих пор огромные диспропорции в оплате труда явно не смогут "спровоцировать" перелив трудовых ресурсов из остающихся высокодоходными секторов экономики в обрабатывающие отрасли высокого передела. Такая ситуация в перспективе может создать препятствия для устойчивого экономического роста на основе реструктуризации экономики и повышения ее конкурентоспособности, поэтому политика государства в области оплаты труда должна быть более определенной и адекватной поставленным задачам, а также четко вписанной в общую стратегию социально-экономического развития страны.

    Как представляется, демографический фактор может некоторым образом "смягчить" последствия экономического кризиса  и предстоящей реструктуризации экономики для рынка труда. По оценкам специалистов, начиная с 2006 г. численность населения трудоспособного  возраста в течение ближайших 20 лет  будет неуклонно сокращаться. Общее  падение численности составит около 16 млн. человек, причем наиболее интенсивно оно будет происходить с 2011 по 2015 г. Это обусловлено как вступлением в трудоспособный возраст когорт, рожденных в годы с низкой рождаемостью, так и выходом за пределы трудоспособного возраста достаточно многочисленных поколений. [21]

    Для реализации задачи перехода к инновационному характеру экономического роста, безусловно, необходима в корне иная политика государства на рынке труда. Основные мероприятия государственной политики на модернизирующемся рынке труда  должны быть направлены на обеспечение:

  • сохранения уровня жизни трудоспособного населения;
  • гибкости заработной платы с одновременным выравниванием сложившихся неоправданных диспропорций в уровнях оплаты труда по отраслям и ее стимулирующей роли в плане осуществления структурных преобразований;
  • необходимого уровня качественных характеристик рабочей силы;
  • эффективного баланса между сохранением стабильности занятости и необходимостью осуществления широкомасштабных трансформаций в экономике;
  • эффективного функционирования системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений как одного из важнейших механизмов обеспечения социальной стабильности на основе общественного консенсуса.

    При этом острой остается проблема занятости  в населенных пунктах с градообразующими предприятиями, в которых в настоящее  время, по оценкам, проживает свыше 24 млн. человек. Понятно, что политика занятости в российских условиях будет носить четко выраженный региональный характер. [5]

    Изучение  международного опыта экономических  трансформаций дает основания полагать, что в период глубоких экономических  преобразований значение государственной  политики занятости возрастает. Эффективность  такой политики может существенным образом ускорить реструктуризацию экономики, содействуя формированию более прогрессивной структуры занятости (через повышение качественных характеристик рабочей силы, развитие систем профессионального обучения и переобучения населения, тарифную политику), сдерживая возникновение застойной безработицы, улучшая социальный и инвестиционный климат в стране. Тем более, что потенциал стихийного приспособления рынка труда к серьезным современным вызовам к настоящему времени оказался практически исчерпанным.

Информация о работе Государственная политика занятости в странах с развитой рыночной экономикой и возможности её применения в России