Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:31, курсовая работа
В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и беспрецедентный по темпам развития в масштабах истории человечества технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, связанная как со структурными изменениями во многих отраслях производства, так и повышением требований к качеству рабочей силы, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и другие. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости населения в экономически развитых странах, следствием чего стало старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятости населения.
Введение 3
Глава 1 Общее понятие безработицы 4
Безработица: качественные и количественные характеристики 4
Особенности российской безработицы 9
Государственное регулирование занятости населения 11
1.4 Влияние экономического кризиса на занятость населения 17
1.5 Государственная поддержка рынка труда в период экономического
кризиса 19
Глава 2 Характеристика политики некоторых стран в сфере занятости
населения 24
2.1 Политика на рынке труда в Испании 24
2.2 Политика занятости в Китае 27
2.3 Политика занятости и потенциал рынка труда в России 30
Заключение 38
Список использованных источников 39
В настоящее время МОТ стала,
по существу, международным координатором
работ по организации труда,
ведутся работы в области
Безработица несет ряд негативных последствий:
1.
Потеря и недоиспользование
общества и в первую очередь недовыпуск продукции.
2. При длительной безработице работники теряют квалификацию, навыки к работе.
3. Безработица ведет к прямому падению уровня жизни населения, так как пособия по безработице ниже зарплаты.
4. Безработица приводит к политической нестабильности общества, недовольство правительством, росту преступности и т.д.
5.
Росту психологической
В целях борьбы с безработицей должна быть разработана программа по активизации экономики страны с конкретными мероприятиями. [23]
В странах с рыночной экономикой создан достаточно эффективный механизм социальной поддержки безработных. Он включает в себя:
1. программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
2.
программы, направленные на
3.
программы содействия найму
Безработным оказывается социальная помощь несколькими путями:
1.
выплачивается пособие по
2.
оказывается финансовая помощь
не имеющим работы и не
В целях практического сокращения безработицы могут быть использованы различные методы.
1.
Уровень фрикционной
-
Улучшения информационного
- Устранения факторов снижающих мобильность рабочей силы. Это развитие рынка жилья; увеличения масштабов жилищного строительства; устранение административных преград и т.д.
2. Создания условия для роста спроса на товары. Занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
3.
Создание условий для
4. Создание условий для роста самозанятости. Это возможности открывать собственное дело, поощрение и содействие малому бизнесу.
5. Реализация программ поддержки молодых работников. [23]
Государственная политика в области занятости должна строиться исходя прежде всего из определения типа безработицы: государство должно бороться не с любой безработицей, а лишь с циклической.
Далее,
при выработке конкретных приемов
по сокращению безработицы и увеличению
занятости допустимо
а) снижение налоговых ставок на бизнес;
б)
совершенствование системы
в) создание и улучшение деятельности бирж труда;
г) развитие системы переподготовки кадров;
д) создание условий для развития малого и среднего бизнеса;
е) разработка особых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей. [3]
Таким
образом, государство должно стремиться
обеспечить проведение политики содействия
полной и эффективной занятости,
направленной на создание условий для
реализации права граждан на труд.
Важным принципом при формировании
государством политики занятости должно
стать нахождение компромисса между
ее экономическими и социальными
результатами. На деле это означает,
что все варианты государственных
мер в области занятости должны
быть предварительно тщательно оценены
с точки зрения их влияния на развитие
экономики в целом. [7]
1.4
Влияние экономического
кризиса на занятость
населения
Число
безработных в России по итогам октября
2008 года в соответствии с методологией
Международной организации
В связи с дальнейшим развитием финансового кризиса, на начало ноября об увольнении 45 тысяч сотрудников заявили 1076 предприятий. Через две недели ситуация намного ухудшилась. Так, на 13 ноября уже 3079 компаний из 80 субъектов РФ заявили о намерении уволить в общей сложности около 99 тысяч человек. По прогнозам Всемирного Банка, по итогам текущего года число безработных составит 5,9%, а в 2009 — 6,6%. [14]
В связи с начавшимся финансовым кризисом в России начались массовые увольнения. Происходит сокращение рабочих в металлургии, машиностроении, строительной и других отраслях. Увольняют офисных и торговых работников. Причина увеличивающихся сокращений персонала – проблемы испытываемые компаниями вследствие развития экономического кризиса. По наблюдению Института глобализации и социальных движений (ИГСО), правительство стремится побороть кризис исключительно денежными вливаниями в коммерческие институты. Наемным работникам не оказывается никакой материальной либо административной поддержки. Напротив – главными пострадавшими от кризиса становятся они, поскольку вынуждены рассчитывать только на собственные силы.
Государство
не препятствует увольнениям и не
принимает мер направленных на трудоустройство
лишившихся заработка людей, число
которых продолжает стремительно возрастать.
В стране практически не существует
системы социальной поддержки безработных.
Отсутствуют специальные
По его словам, предприятия все больше перекладывают свои проблемы на персонал, превращая его в главную жертву экономического кризиса. Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает освободить работодателей от обязанности выплачивать не нашедшим новую работу сотрудникам (уволенным по сокращению штатов) зарплату в течение двух месяцев. «В таких условиях рабочим не на что больше рассчитывать, кроме как на собственные силы. Сопротивление людей неминуемо будет возрастать», - уточняет Кравченко. [2]
Правительство стремится всячески облегчить положение компаний. Еженедельно крупные суммы выделяются для поддержания финансовых институтов. Намечено предоставление $9 млрд. помощи ведущим нефтяным корпорациям: «Газпрому», «Роснефти», ЛУКОЙЛу и ТНК-ВР. На долю этих экспортеров сырья приходится 70% нефтедобычи и 90% газодобычи в России. «Из резервов страны выделено $50 млрд. на спасение фондового рынка. Падение на нем, однако, продолжается. Вместе с тем на поддержание сокращающихся доходов населения не потрачено ни рубля», - говорит Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. [4]
На 2009 год намечено 30-35% увеличение в экономике рублевой массы, усиливающее инфляцию.
Считается,
что как только компании уволят «лишний
персонал» их положение улучшится.
Однако это не так. Сокращение зарплат
и массовые увольнения только ухудшат
ситуацию на внутреннем рынке, еще более
ослабив спрос. Вместе с тем недовольство
населения продолжит расти. В 2009
году можно ожидать стремительный
рост протестных выступлений.
1.5
Государственной поддержки
рынка труда в период
экономического кризиса
Констатировав
возможный рост безработицы
в 2009 году, правительство впервые признало
социальные последствия финансового кризиса.
Поддержке рынка труда и социальной поддержке
населения в ходе кризиса посвящено четыре
пункта плана правительства из
55 и отдельная глава проекта (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан
Содержание мероприятия | Вид документа (действий) | Сроки | Ответственные исполнители |
Проведение
еженедельного мониторинга по субъектам
Российской Федерации увольнения работников
в связи с ликвидацией |
ведомственные
акты Минздравсоцразвития
России |
ноябрь 2008 г. | Минздравсоцразвития России |
Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр | ведомственные
акты Минздравсоцразвития
России |
ноябрь 2008 г. | Минздравсоцразвития России |
Увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда | проект федерального
закона,
проект
постановления Правительства |
ноябрь 2008 г. | Минздравсоцразвития
России
Минфин России Минрегион России |
Увеличение размера максимальной величины пособия по безработице | проект федерального
закона,
проект
постановления Правительства |
I квартал
2009 г. |
Минздравсоцразвития
России
Минфин России |
С ноября 2008 года Минздрав и Роструд перешли на еженедельный мониторинг состояния рынка труда, организовали сеть консультаций для информационной поддержки сокращаемого персонала. Минрегиону и Минфину поручено подготовить проекты документов по увеличению финансирования пособий по безработице и мероприятий по росту занятости в регионах.
Минздрав
намерен реализовывать «план
Путина» в два этапа. Первый
этап будет содержать превентивные меры
по борьбе с безработицей - еженедельный
мониторинг ситуации на региональных
рынках труда и консультационно-
Реализация
этих мер возложена на органы службы
занятости субъектов федерации.
И поскольку это прямая обязанность
службы занятости, эти направления
никоим образом не потребуют выделения
дополнительного
Второй этап, предусматривающий увеличение финансирования программ активной политики занятости, будет направлен на повышение качества переподготовки и повышение квалификации безработных граждан. Будет увеличен срок, существенно повышено качество переподготовки, а также сумма, затраченная на каждого безработного.
Также
увеличивается с 1 января 2009 года максимальный
размер пособия по безработице на
1,5 тыс. руб. — до 4,9 тыс. руб. В настоящее
время оно составляет 3,124 тыс. руб.
Отметим, что на днях правительство
утвердило запланированный