Государственная политика занятости в странах с развитой рыночной экономикой и возможности её применения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и беспрецедентный по темпам развития в масштабах истории человечества технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, связанная как со структурными изменениями во многих отраслях производства, так и повышением требований к качеству рабочей силы, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и другие. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости населения в экономически развитых странах, следствием чего стало старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятости населения.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Общее понятие безработицы 4
Безработица: качественные и количественные характеристики 4
Особенности российской безработицы 9
Государственное регулирование занятости населения 11

1.4 Влияние экономического кризиса на занятость населения 17

1.5 Государственная поддержка рынка труда в период экономического

кризиса 19

Глава 2 Характеристика политики некоторых стран в сфере занятости

населения 24

2.1 Политика на рынке труда в Испании 24

2.2 Политика занятости в Китае 27

2.3 Политика занятости и потенциал рынка труда в России 30

Заключение 38

Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

курсовая МОЯ.docx

— 82.06 Кб (Скачать)

        В настоящее время МОТ стала,  по существу, международным координатором  работ по организации труда,  ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной  среды. В вопросах заработной  платы МОТ не ставит своей  целью унификацию подходов. Главное  — достижение гарантий оплаты  труда, обеспечивающей удовлетворительные  условия жизни и признание  принципа равенства вознаграждения  за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам. [1]

    Безработица несет ряд негативных последствий:

    1. Потеря и недоиспользование экономического  потенциала

    общества  и в первую очередь недовыпуск продукции.

    2. При длительной безработице работники теряют квалификацию, навыки к работе.

    3. Безработица ведет к прямому падению уровня жизни населения, так как пособия по безработице ниже зарплаты.

    4. Безработица приводит к политической нестабильности общества, недовольство правительством, росту преступности и т.д.

    5. Росту психологической напряженности населения, неуверенность в завтрашнем дне, болезням, преждевременной смерти, самоубийства и т.д.

    В целях борьбы с безработицей должна быть разработана программа по активизации экономики страны с конкретными мероприятиями. [23]

    В странах с рыночной экономикой создан достаточно эффективный механизм социальной поддержки безработных. Он включает в себя:

    1. программы по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест;

    2. программы, направленные на подготовку  и переподготовку  работников;

    3. программы содействия найму рабочей  силы.

    Безработным оказывается социальная помощь несколькими  путями:

    1. выплачивается пособие по безработице;

    2. оказывается финансовая помощь  не имеющим работы и не получающим  пособие по безработице (денежные  средства, льготное или бесплатное  пользование общественным транспортом,  коммунальными услугами). [6]

    В целях практического сокращения безработицы могут быть использованы различные методы.

    1. Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет:

    - Улучшения информационного обеспечения  рынка труда. Это сбор информации у работодателей о существовании вакансий.

    - Устранения факторов снижающих  мобильность рабочей силы. Это развитие рынка жилья; увеличения масштабов жилищного строительства; устранение административных преград и т.д.

    2. Создания условия для роста  спроса на товары. Занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

    3. Создание условий для сокращения  предложения труда. Это снижение импорта товара, досрочный уход на пенсию.

    4. Создание условий для роста самозанятости. Это возможности открывать собственное дело, поощрение и содействие малому бизнесу.

    5. Реализация программ поддержки  молодых работников. [23]

    Государственная политика в области занятости должна строиться исходя прежде всего из определения типа безработицы: государство должно бороться не с  любой безработицей, а лишь с циклической.

    Далее, при выработке конкретных приемов  по сокращению безработицы и увеличению занятости допустимо использование  любых инфляционно безопасных методов:

    а) снижение налоговых ставок на бизнес;

    б) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;

    в) создание и улучшение деятельности бирж труда;

    г) развитие системы переподготовки кадров;

    д) создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

    е) разработка особых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и  работников реструктурируемых отраслей. [3]

    Таким образом, государство должно стремиться обеспечить проведение политики содействия полной и эффективной занятости, направленной на создание условий для  реализации права граждан на труд. Важным принципом при формировании государством политики занятости должно стать нахождение компромисса между  ее экономическими и социальными  результатами. На деле это означает, что все варианты государственных  мер в области занятости должны быть предварительно тщательно оценены  с точки зрения их влияния на развитие экономики в целом. [7] 

    1.4 Влияние экономического кризиса на занятость населения 

    Число безработных в России по итогам октября 2008 года в соответствии с методологией Международной организации труда  составило 4,624 миллиона человек, или 6,1% экономически активного населения. В государственных учреждениях  службы занятости населения в  качестве безработных было зарегистрировано 1,245 миллиона человек, в том числе  один миллион человек получают пособие  по безработице. По сравнению с сентябрем 2008 года общая численность безработных  возросла на 1,7%, официальная безработица  сократилась на 0,2%. [19]

    В связи с дальнейшим развитием  финансового кризиса, на начало ноября об увольнении 45 тысяч сотрудников  заявили 1076 предприятий. Через две  недели ситуация намного ухудшилась. Так, на 13 ноября уже 3079 компаний из 80 субъектов  РФ заявили о намерении уволить  в общей сложности около 99 тысяч  человек. По прогнозам Всемирного Банка, по итогам текущего года число безработных  составит 5,9%, а в 2009 — 6,6%. [14]

    В связи с начавшимся финансовым кризисом в России начались массовые увольнения. Происходит сокращение рабочих в  металлургии, машиностроении, строительной и других отраслях. Увольняют офисных  и торговых работников. Причина увеличивающихся  сокращений персонала – проблемы испытываемые компаниями вследствие развития экономического кризиса. По наблюдению Института глобализации и социальных движений (ИГСО), правительство стремится побороть кризис исключительно денежными вливаниями в коммерческие институты. Наемным работникам не оказывается никакой материальной либо административной поддержки. Напротив – главными пострадавшими от кризиса становятся они, поскольку вынуждены рассчитывать только на собственные силы.

    Государство не препятствует увольнениям и не принимает мер направленных на трудоустройство  лишившихся заработка людей, число  которых продолжает стремительно возрастать. В стране практически не существует системы социальной поддержки безработных. Отсутствуют специальные программы  по защите женщин, попадающих под сокращения. Материальное положение рабочих  ухудшается в результате высокой  инфляции и разворачивающегося сокращения зарплат. Распространение получает срезание премиальной части оплаты труда (нередко доходящей до 50%) и  сокращение теневой составляющей заработка. Такая политика влечет рост недовольства трудящихся всей существующей социально-экономической  системой. Миллионы наемных работников остро чувствуют собственную  незащищенность перед лицом наступающего кризиса. «Более половины отечественных  предприятий принимают меры по снижению затрат на оплату труда. В ряде компания сокращения затронули уже от 10 до 30% персонала. Увольнение грозит миллионам  работников во всех сферах национального  хозяйства», - констатирует Борис Кравченко, глава Центра профсоюзных исследований ИГСО и Президент Всероссийской  конфедерации труда (ВКТ).

    По  его словам, предприятия все больше перекладывают свои проблемы на персонал, превращая его в главную жертву экономического кризиса. Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает освободить работодателей  от обязанности выплачивать не нашедшим новую работу сотрудникам (уволенным  по сокращению штатов) зарплату в течение  двух месяцев. «В таких условиях рабочим не на что больше рассчитывать, кроме как на собственные силы. Сопротивление людей неминуемо будет возрастать», - уточняет Кравченко. [2]

    Правительство стремится всячески облегчить положение  компаний. Еженедельно крупные суммы  выделяются для поддержания финансовых институтов. Намечено предоставление $9 млрд. помощи ведущим нефтяным корпорациям: «Газпрому», «Роснефти», ЛУКОЙЛу и  ТНК-ВР. На долю этих экспортеров сырья  приходится 70% нефтедобычи и 90% газодобычи в России. «Из резервов страны выделено $50 млрд. на спасение фондового рынка. Падение на нем, однако, продолжается. Вместе с тем на поддержание сокращающихся  доходов населения не потрачено  ни рубля», - говорит Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. [4]

      На 2009 год намечено 30-35% увеличение  в экономике рублевой массы,  усиливающее инфляцию.

    Считается, что как только компании уволят «лишний  персонал» их положение улучшится. Однако это не так. Сокращение зарплат  и массовые увольнения только ухудшат  ситуацию на внутреннем рынке, еще более  ослабив спрос. Вместе с тем недовольство населения продолжит расти. В 2009 году можно ожидать стремительный  рост протестных выступлений. 

    1.5  Государственной поддержки рынка труда в период экономического кризиса 

    Констатировав возможный рост безработицы  в 2009 году, правительство впервые признало социальные последствия финансового кризиса. Поддержке рынка труда и социальной поддержке населения в ходе кризиса посвящено четыре пункта плана правительства из 55 и отдельная глава проекта (табл. 1.1). 
 

Таблица 1.1 - Поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан

 Содержание  мероприятия Вид документа (действий) Сроки Ответственные исполнители
 Проведение  еженедельного мониторинга по субъектам  Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций  либо сокращением численности или  штата работников, а также неполной занятости работников организации ведомственные акты Минздравсоцразвития

России

ноябрь 2008 г. Минздравсоцразвития России
 Организация работы консультационных пунктов, "горячих  линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание  информационных буклетов и брошюр   ведомственные акты Минздравсоцразвития

России

ноябрь 2008 г. Минздравсоцразвития России
 Увеличение  объемов финансирования мероприятий  активной политики занятости населения  с учетом ситуации на региональных рынках труда проект федерального закона,

проект  постановления Правительства Российской Федерации

ноябрь 2008 г. Минздравсоцразвития России

Минфин  России

Минрегион России

 Увеличение  размера максимальной величины пособия  по безработице проект федерального закона,

проект  постановления Правительства Российской Федерации

I квартал

2009 г.

Минздравсоцразвития России

Минфин  России

 

    С ноября 2008 года Минздрав и Роструд  перешли на еженедельный мониторинг состояния рынка труда, организовали сеть консультаций для информационной поддержки сокращаемого персонала. Минрегиону и Минфину поручено подготовить  проекты документов по увеличению финансирования пособий по безработице и мероприятий  по росту занятости в регионах.

    Минздрав  намерен реализовывать «план  Путина» в два этапа. Первый этап будет содержать превентивные меры по борьбе с безработицей - еженедельный мониторинг ситуации на региональных рынках труда и консультационно-разъяснительные работы, что настроит «систему обратной связи» с населением.

    Реализация  этих мер возложена на органы службы занятости субъектов федерации. И поскольку это прямая обязанность  службы занятости, эти направления  никоим образом не потребуют выделения  дополнительного финансирования. Органы службы занятости в регионах, непосредственно  на местах, будут оперативно отслеживать  ситуацию с возможными сокращениями численности работников, а также  неполной занятости в организациях. Работодатели, в соответствии с законом, обязаны предоставлять информацию о сроках и объемах возможного высвобождения персонала. Результаты антикризисного мониторинга будут  аккумулироваться в Минздраве и  Роструде. Тогда будет системное  понимание ситуации, и эти ведомства  смогут оперативно реагировать на изменения  и максимально быстро принимать  требующиеся оперативные меры по нивелированию рисков для населения.

    Второй  этап, предусматривающий увеличение финансирования программ активной политики занятости, будет направлен на повышение  качества переподготовки и повышение  квалификации безработных граждан. Будет увеличен срок, существенно  повышено качество переподготовки, а  также сумма, затраченная на каждого  безработного.

    Также увеличивается с 1 января 2009 года максимальный размер пособия по безработице на 1,5 тыс. руб. — до 4,9 тыс. руб. В настоящее  время оно составляет 3,124 тыс. руб. Отметим, что на днях правительство  утвердило запланированный минимальный  размер пособия на 2009 год в 850 руб., максимальный — в 3,4 тыс. руб. По словам главы Минфина Алексея Кудрина, выплаты по пособиям по безработице  в России в 2009 году составят около 30 млрд. руб. Министр здравоохранения  и соцразвития Татьяна Голикова заявила, что «цифра повышения выбрана  неслучайно», поскольку «окончательный размер пособия составит примерно 30% от средней зарплаты, сложившейся  в высокотехнологичных отраслях». [10]

Информация о работе Государственная политика занятости в странах с развитой рыночной экономикой и возможности её применения в России