Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:31, курсовая работа
В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и беспрецедентный по темпам развития в масштабах истории человечества технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, связанная как со структурными изменениями во многих отраслях производства, так и повышением требований к качеству рабочей силы, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и другие. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости населения в экономически развитых странах, следствием чего стало старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятости населения.
Введение 3
Глава 1 Общее понятие безработицы 4
Безработица: качественные и количественные характеристики 4
Особенности российской безработицы 9
Государственное регулирование занятости населения 11
1.4 Влияние экономического кризиса на занятость населения 17
1.5 Государственная поддержка рынка труда в период экономического
кризиса 19
Глава 2 Характеристика политики некоторых стран в сфере занятости
населения 24
2.1 Политика на рынке труда в Испании 24
2.2 Политика занятости в Китае 27
2.3 Политика занятости и потенциал рынка труда в России 30
Заключение 38
Список использованных источников 39
Эти мероприятия направлены на краткосрочное решение проблем занятости. Я считаю, что в сфере занятости необходимо долгосрочная стратегия государства.
Существующие
подходы к регулированию
- модель внегосударственного обеспечения избыточных работников;
- модель смягчения последствий безработицы;
- модель создания рабочих мест.
Но
все эти модели, по моему мнению,
не могут служить основой
Задача
государственной политики занятости
заключается в том, чтобы обеспечить
формирование экономически эффективной
занятости при минимальных
Участие
государства должно проявляться
в регулировании занятости
Одним
из важнейших элементов
Важной
целью является создание стабильной
сети контактов между
Государство должно наладить эффективную обратную связь между работодателями и институтами профессионального образования работников.
В
создавшейся ситуации многое зависит
от того, как поведут себя профессиональные
училища, колледжи, вузы, другие учреждения
профессионального образования. Но
далеко не факт, что они легко
найдут общий язык с предприятиями.
Связи между предприятиями и
учреждениями профессионального образования,
изрядно ослабленные в начале
реформ, сейчас понемногу восстанавливаются,
но по-прежнему не имеют достаточно
прочной институциональной
Глава
2 Характеристика политики
некоторых стран в сфере
занятости населения
2.1
Политика на рынке
труда в Испании
На протяжении последнего десятилетия экономика Испании развивалась относительно высокими темпами, сравнительно легко преодолевая кризисные явления по сравнению с большинством других стран ЕС. В 1996-2006 гг. прирост ВВП Испании превысил 36% (25% для ЕС). Как следствие, наблюдался устойчивый рост ВВП на душу населения по ППС (с 17 до 26 тыс. долл.), который фактически достиг среднего уровня ЕС-25. [12]
Экономический рост сопровождался значительным улучшением всех других социально-экономических показателей: занятости, социального обеспечения, уровня образования, условий труда и качества жизни.
Решающим
фактором становления Испании как
государства всеобщего
Напомним, что франкистский патернализм и социальное законодательство, провозглашавшие "социальное братство труда и капитала", запрещали увольнение рабочих (в обмен на отказ от забастовок и других форм социального протеста), что позволяло поддерживать довольно низкий уровень безработицы (менее 3%). Избыток рабочей силы внутри страны регулировался ее массовой эмиграцией.
Начавшийся в постфранкистский период быстрый рост безработицы обусловлен рядом причин. Во-первых, модернизация и структурная перестройка промышленности, ориентированные на рационализацию производства и его перевод на трудосберегающую технику, привели к резкому сокращению спроса на низкоквалифицированную рабочую силу и числа занятых в традиционных кризисных отраслях (металлургической, текстильной, угольной, судостроительной). Одновременно наблюдалась острая нехватка специалистов высшей и средней квалификации для быстро развивающихся наукоемких отраслей промышленности (так, во второй половине 90-х годов в радиоэлектронной промышленности спрос на специалистов превышал предложение на 88%).
Во-вторых,
увеличению числа безработных
Отсюда недостаточная гибкость национального рынка труда и значительные региональные диспропорции в уровнях безработицы. Например, в Андалусии и Наварре эти показатели в начале 90-х годов составляли соответственно 24,5 и 5,9%. Наконец, в-третьих, свой вклад в рост безработицы внесли новый трудовой кодекс 1980 г., отменивший запрет на увольнения, и недостаточно эффективная государственная политика в области занятости, проводившаяся в первое десятилетие демократических преобразований.
Чрезвычайная
острота обрушившейся на страну безработицы
(к середине 90-х годов ее уровень
поднялся до 25% - самый высокий показатель
среди стран ЕС) вынудила правительство
начать поиск путей решения проблемы.
Сначала это были преимущественно
инструменты макроэкономической политики,
связанные с увеличением
Особое
значение в борьбе с безработицей
имело внедрение в систему
трудовых отношений более гибких
форм найма. Это временные контракты
с фиксированными сроками (для определенного
вида работ и услуг), либо на неопределенное
время с более низким уровнем
социальных гарантий, на выполнение социально
значимых работ; с неполным рабочим
днем (для молодежи, инвалидов, пенсионеров,
рабочих старше 45 лет, длительно
безработных, легальных иммигрантов);
контракты индивидуальной практики
или наставничества (для выпускников
вузов и центров
Новая контрактная система произвела целую революцию в системе трудовых отношений Испании, стала решающим фактором ее социальной стабильности, увеличения занятости. К 2005 г. на основе временных контрактов и контрактов с неполным рабочим днем работало свыше 30% наемной рабочей силы, из них 70% - неквалифицированные рабочие, 81,5% - женщины.
Занятость, как известно, находится в прямой зависимости от уровня образования и квалификации. Прослеживаемая за последние 25 лет тенденция свидетельствует о большей востребованность на рынке труда Испании людей со средним и особенно высшим образованием. Для них уровень занятости составляет 80% против 20% для малоквалифицированных людей.
Не случайно, поэтому основным направлением политики занятости стали демократические преобразования в сфере образования. Они были направлены на усиление роли человеческого фактора, универсализацию и открытость образования для всех социальных групп молодежи, на повышение качества обучения (включая создание единой национальной квалификационной системы), ориентированного на общеевропейские стандарты рабочей силы, которая легко адаптируется к новым экономическим и технологическим реалиям, обладает управленческими навыками и более высокой культурой.
Наряду
с ростом занятости, важнейшим свидетельством
эффективности социально-
2.2
Политика занятости
в Китае
В
настоящее время в Китае много
безработных и в сельской местности,
и в городах. В результате роста
продолжительности жизни
В
2001 году в сельской местности Китая
проживало 63,91% населения, в городской
соответственно 36,09%. Доля сельского
хозяйства в ВВП Китая
Нужно особо отметить, что в настоящее время в Китае 125 миллионов человек заняты в сельских предприятиях, а примерно 60-80 миллионов крестьян постоянно работают в городах, но по статистике они относятся к сельскому населению. Возможности для переселения крестьян в города ограничены.
До
начала реформы (1978 год) пополнение рабочей
силы в городах почти целиком
опиралось на выпускников высших
учебных заведений, демобилизованных
и перепрофилирующихся
Во время реформы в Китае были проведены два мероприятия, которые оказали большое влияние на занятость в сельских районах страны. Во-первых, крестьянам разрешили свободно выбирать профессии и самостоятельно вести хозяйственную деятельность; во-вторых, крестьянам разрешили заниматься бизнесом в городах. Первая мера привела к трудоустройству 125 миллионов работников на предприятиях в сельских местностях. Вторая - к переезду примерно 60-80 миллионов крестьян из сельских районов в города. В течение 23 лет (с 1978 по 2001 год) удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых уменьшился с 70,5% до 50,0%.
На государственных предприятиях в городах начала осуществляться политика по уменьшению числа работников с целью повышения эффективности хозяйствования. Таким образом, реформы привели к быстрому образованию рынка труда как в городе, так и в сельской местности. При этом люди, имеющие городскую прописку и предъявляющие более высокие требования к характеру будущей работы, почти не обращаются на сельский рынок. А на городском рынке (за исключением нескольких маленьких приморских городков) люди с сельской пропиской могут лишь в редких случаях найти себе работу.
Рынок
труда в городах тоже разделен
на два сектора: государственный
и негосударственный. Хотя в Китае
эти секторы рынка труда имеют
некоторые общие черты, однако нет
единой системы оплаты труда, системы
отбора персонала, системы социального
обеспечения. Имеются различия в
соотношении спроса и предложения
рабочей силы. В связи с этим
политика, направленная на урегулирование
спроса и предложения на рынке
труда, в некоторых случаях не
приносит положительных результатов,
а иногда дает даже отрицательный
эффект. Например, для того, чтобы
уволенные работники