Государственная политика занятости в странах с развитой рыночной экономикой и возможности её применения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и беспрецедентный по темпам развития в масштабах истории человечества технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, связанная как со структурными изменениями во многих отраслях производства, так и повышением требований к качеству рабочей силы, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и другие. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости населения в экономически развитых странах, следствием чего стало старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятости населения.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Общее понятие безработицы 4
Безработица: качественные и количественные характеристики 4
Особенности российской безработицы 9
Государственное регулирование занятости населения 11

1.4 Влияние экономического кризиса на занятость населения 17

1.5 Государственная поддержка рынка труда в период экономического

кризиса 19

Глава 2 Характеристика политики некоторых стран в сфере занятости

населения 24

2.1 Политика на рынке труда в Испании 24

2.2 Политика занятости в Китае 27

2.3 Политика занятости и потенциал рынка труда в России 30

Заключение 38

Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

курсовая МОЯ.docx

— 82.06 Кб (Скачать)

    Эти мероприятия направлены на краткосрочное  решение проблем занятости. Я  считаю, что в сфере занятости  необходимо долгосрочная стратегия  государства.

    Существующие  подходы к регулированию занятости  и безработицы могут быть сведены  к нескольким отличным друг от друга  моделям, таким как:

    - модель внегосударственного обеспечения избыточных работников;

    - модель смягчения последствий безработицы;

    - модель создания рабочих мест.

    Но  все эти модели, по моему мнению, не могут служить основой государственной  политики занятости на ближайшее  десятилетие.

    Задача  государственной политики занятости  заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной  занятости при минимальных социальных издержках.

    Участие государства должно проявляться  в регулировании занятости конкретно  в следующем. Прежде всего, именно государство  обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере  занятости. Федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли  промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг. Региональные приоритеты - учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру  его экономики, демографические  особенности и т.д.

    Одним из важнейших элементов государственной  политики занятости должно стать  развитие законодательных и организационных  механизмов, обеспечивающих эффективное  взаимодействие между системой профессионального  образования и предприятиям.

    Важной  целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования  и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально-квалификационных стандартов, тогда как учебным заведениям - в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, насколько полно удовлетворяются эти потребности.

    Государство должно наладить эффективную обратную связь между работодателями и  институтами профессионального  образования работников.

    В создавшейся ситуации многое зависит  от того, как поведут себя профессиональные училища, колледжи, вузы, другие учреждения профессионального образования. Но далеко не факт, что они легко  найдут общий язык с предприятиями. Связи между предприятиями и  учреждениями профессионального образования, изрядно ослабленные в начале реформ, сейчас понемногу восстанавливаются, но по-прежнему не имеют достаточно прочной институциональной основы. [18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Характеристика политики некоторых стран в сфере занятости населения  

    2.1 Политика на рынке труда в Испании 

    На  протяжении последнего десятилетия  экономика Испании развивалась  относительно высокими темпами, сравнительно легко преодолевая кризисные  явления по сравнению с большинством других стран ЕС. В 1996-2006 гг. прирост  ВВП Испании превысил 36% (25% для  ЕС). Как следствие, наблюдался устойчивый рост ВВП на душу населения по ППС (с 17 до 26 тыс. долл.), который фактически достиг среднего уровня ЕС-25. [12]

    Экономический рост сопровождался значительным улучшением всех других социально-экономических  показателей: занятости, социального  обеспечения, уровня образования, условий  труда и качества жизни.

    Решающим  фактором становления Испании как  государства всеобщего социального  благосостояния стала эффективная  и целенаправленная социально-экономическая  политика правительства, обусловившая существенные сдвиги на национальном рынке труда, повышение качества рабочей силы. При всем многообразии этих сдвигов наиболее значимыми  и впечатляющими являются успехи, достигнутые правительством на пути решения ключевой социальной проблемы страны - безработицы.

    Напомним, что франкистский патернализм и  социальное законодательство, провозглашавшие "социальное братство труда и  капитала", запрещали увольнение рабочих (в обмен на отказ от забастовок и других форм социального протеста), что позволяло поддерживать довольно низкий уровень безработицы (менее 3%). Избыток рабочей силы внутри страны регулировался ее массовой эмиграцией.

    Начавшийся  в постфранкистский период быстрый  рост безработицы обусловлен рядом  причин. Во-первых, модернизация и структурная  перестройка промышленности, ориентированные  на рационализацию производства и его перевод на трудосберегающую технику, привели к резкому сокращению спроса на низкоквалифицированную рабочую силу и числа занятых в традиционных кризисных отраслях (металлургической, текстильной, угольной, судостроительной). Одновременно наблюдалась острая нехватка специалистов высшей и средней квалификации для быстро развивающихся наукоемких отраслей промышленности (так, во второй половине 90-х годов в радиоэлектронной промышленности спрос на специалистов превышал предложение на 88%).

    Во-вторых, увеличению числа безработных способствовали резко возросшее участие на рынке  труда испанских женщин (32,% в 1975 г., 42,7% в 1995 г. и 49,0% в 2005 г.) при слабой экономической  активности населения в целом (около 60% не имеющих работу в той или  иной степени смирились со своим  положением), а также низкая мобильность  рабочей силы в стране (в 90-е годы поменяли местожительство лишь 0,6% всего  населения). [11]

    Отсюда недостаточная гибкость национального рынка труда и значительные региональные диспропорции в уровнях безработицы. Например, в Андалусии и Наварре эти показатели в начале 90-х годов составляли соответственно 24,5 и 5,9%. Наконец, в-третьих, свой вклад в рост безработицы внесли новый трудовой кодекс 1980 г., отменивший запрет на увольнения, и недостаточно эффективная государственная политика в области занятости, проводившаяся в первое десятилетие демократических преобразований.

    Чрезвычайная  острота обрушившейся на страну безработицы (к середине 90-х годов ее уровень  поднялся до 25% - самый высокий показатель среди стран ЕС) вынудила правительство  начать поиск путей решения проблемы. Сначала это были преимущественно  инструменты макроэкономической политики, связанные с увеличением расходов на создание институциональной системы  занятости. В дальнейшем акцент делается на микроэкономическое регулирование, реформирование трудового законодательства и трудовых отношений в компаниях, развитие социального диалога, широкое использование так называемых пассивных мер борьбы с безработицей, не требующих дополнительных финансовых ресурсов.

    Особое  значение в борьбе с безработицей имело внедрение в систему  трудовых отношений более гибких форм найма. Это временные контракты  с фиксированными сроками (для определенного  вида работ и услуг), либо на неопределенное время с более низким уровнем  социальных гарантий, на выполнение социально  значимых работ; с неполным рабочим  днем (для молодежи, инвалидов, пенсионеров, рабочих старше 45 лет, длительно  безработных, легальных иммигрантов); контракты индивидуальной практики или наставничества (для выпускников  вузов и центров профессионально-технической  подготовки) на обучение профессии  или ремеслу. Подписание контрактов, как правило, сопровождается предоставлением  работодателям значительных гарантий в форме налоговых скидок, социальных льгот и компенсационных выплат со стороны государства, что, несомненно, является свидетельством достигнутого в этой области социального консенсуса.

    Новая контрактная система произвела  целую революцию в системе  трудовых отношений Испании, стала  решающим фактором ее социальной стабильности, увеличения занятости. К 2005 г. на основе временных контрактов и контрактов с неполным рабочим днем работало свыше 30% наемной рабочей силы, из них 70% - неквалифицированные рабочие, 81,5% - женщины.

    Занятость, как известно, находится в прямой зависимости от уровня образования  и квалификации. Прослеживаемая за последние 25 лет тенденция свидетельствует  о большей востребованность на рынке труда Испании людей со средним и особенно высшим образованием. Для них уровень занятости составляет 80% против 20% для малоквалифицированных людей.

    Не  случайно, поэтому основным направлением политики занятости стали демократические преобразования в сфере образования. Они были направлены на усиление роли человеческого фактора, универсализацию и открытость образования для всех социальных групп молодежи, на повышение качества обучения (включая создание единой национальной квалификационной системы), ориентированного на общеевропейские стандарты рабочей силы, которая легко адаптируется к новым экономическим и технологическим реалиям, обладает управленческими навыками и более высокой культурой.

    Наряду  с ростом занятости, важнейшим свидетельством эффективности социально-экономической  политики стал резко возросший образовательный  уровень людей. Из страны средиземноморского типа с преобладанием дешевого неквалифицированного труда и ставкой на ценовой  фактор конкурентоспособности Испания  превращается в страну с относительно высоким уровнем профессиональной квалификации и стоимости рабочей  силы, понижательной тенденцией доли низкоквалифированного труда в  структуре занятости коренного  населения и, как следствие этого, его нехваткой в отдельных  сферах экономики и домашнего  хозяйства. [13] 

    2.2 Политика занятости  в Китае 

    В настоящее время в Китае много  безработных и в сельской местности, и в городах. В результате роста  продолжительности жизни населения  и реализации жесткой государственной  политики по ограничению рождаемости  в Китае возросла доля пожилого населения (65 лет и старше): она превышает 7%. В среднем на одного человека трудоспособного  возраста приходится один нетрудоспособный, т.е. моложе или старше трудоспособного  возраста.

    В 2001 году в сельской местности Китая  проживало 63,91% населения, в городской  соответственно 36,09%. Доля сельского  хозяйства в ВВП Китая составила 15,23%, в то время как в нем  по-прежнему было занято 50% рабочей  силы.

    Нужно особо отметить, что в настоящее  время в Китае 125 миллионов человек  заняты в сельских предприятиях, а  примерно 60-80 миллионов крестьян постоянно  работают в городах, но по статистике они относятся к сельскому  населению. Возможности для переселения  крестьян в города ограничены.

    До  начала реформы (1978 год) пополнение рабочей  силы в городах почти целиком  опиралось на выпускников высших учебных заведений, демобилизованных и перепрофилирующихся военнослужащих. В сельском хозяйстве, в соответствии со стратегической линией на "производство хлеба в качестве основного звена  экономики", крестьяне не имели  свободного выбора работы и самостоятельного хозяйствования. По мере того, как численность  населения увеличивалась, площадь  пахотной земли на душу населения  уменьшалась. В течение 26 лет (с 1952 по 1978 год) удельный вес занятых в  сельском хозяйстве в общей численности  занятых уменьшился с 83,5% до 70,5%.

    Во  время реформы в Китае были проведены два мероприятия, которые  оказали большое влияние на занятость  в сельских районах страны. Во-первых, крестьянам разрешили свободно выбирать профессии и самостоятельно вести  хозяйственную деятельность; во-вторых, крестьянам разрешили заниматься бизнесом в городах. Первая мера привела к  трудоустройству 125 миллионов работников на предприятиях в сельских местностях. Вторая - к переезду примерно 60-80 миллионов  крестьян из сельских районов в города. В течение 23 лет (с 1978 по 2001 год) удельный вес занятых в сельском хозяйстве  в общей численности занятых  уменьшился с 70,5% до 50,0%.

    На  государственных предприятиях в  городах начала осуществляться политика по уменьшению числа работников с  целью повышения эффективности  хозяйствования. Таким образом, реформы  привели к быстрому образованию  рынка труда как в городе, так  и в сельской местности. При этом люди, имеющие городскую прописку и предъявляющие более высокие требования к характеру будущей работы, почти не обращаются на сельский рынок. А на городском рынке (за исключением нескольких маленьких приморских городков) люди с сельской пропиской могут лишь в редких случаях найти себе работу.

    Рынок труда в городах тоже разделен на два сектора: государственный  и негосударственный. Хотя в Китае  эти секторы рынка труда имеют  некоторые общие черты, однако нет  единой системы оплаты труда, системы  отбора персонала, системы социального  обеспечения. Имеются различия в  соотношении спроса и предложения  рабочей силы. В связи с этим политика, направленная на урегулирование спроса и предложения на рынке  труда, в некоторых случаях не приносит положительных результатов, а иногда дает даже отрицательный  эффект. Например, для того, чтобы  уволенные работники государственных  предприятий имели больше шансов на трудоустройство, в некоторых  городах принимались меры по ограничению  миграции крестьян в города; однако бывшие работники государственных  предприятий предпочитали безработицу, чем занятость на более тяжелых  и низкооплачиваемых работах  и т.д. Меры по ограничению занятости  крестьян в городах не облегчили  ситуации с трудоустройством уволенных  работников государственных предприятий, а, наоборот, привели к тому, что  кое-где возник даже дефицит предложения  рабочей силы.

Информация о работе Государственная политика занятости в странах с развитой рыночной экономикой и возможности её применения в России