Государственная политика занятости в странах с развитой рыночной экономикой и возможности её применения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

В современном мире важнейшими факторами, оказывающими исключительное влияние на сферу рынка труда и занятости, являются глобализация экономики и беспрецедентный по темпам развития в масштабах истории человечества технический прогресс. Однако наряду с безусловно позитивными результатами влияния этих факторов наблюдаются и серьезные негативные социально-экономические последствия: массовая безработица, связанная как со структурными изменениями во многих отраслях производства, так и повышением требований к качеству рабочей силы, рост социальной незащищенности, увеличение имущественного неравенства населения и другие. Еще одним значимым фактором является снижение рождаемости населения в экономически развитых странах, следствием чего стало старение населения. Вместе с тем политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятости населения.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Общее понятие безработицы 4
Безработица: качественные и количественные характеристики 4
Особенности российской безработицы 9
Государственное регулирование занятости населения 11

1.4 Влияние экономического кризиса на занятость населения 17

1.5 Государственная поддержка рынка труда в период экономического

кризиса 19

Глава 2 Характеристика политики некоторых стран в сфере занятости

населения 24

2.1 Политика на рынке труда в Испании 24

2.2 Политика занятости в Китае 27

2.3 Политика занятости и потенциал рынка труда в России 30

Заключение 38

Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

курсовая МОЯ.docx

— 82.06 Кб (Скачать)

    Кривая  Филлипса показывает, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая, обратная связь. Это подтверждает и кейнсианский тезис о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы и наоборот. В экономике существует уровень занятости при котором цены практически не растут. [23]

    Разумный  баланс между качественными и  количественными характеристиками занятости, т.е. между стремлением, с  одной стороны, к полной, а с  другой – к эффективной занятости  создает благоприятные условия  для развития рационального рынка  труда. А это значит, что оптимальное  сочетание полной и эффективной  занятости формирует рациональную занятость, которая является основной макроэкономической целью государства.  [7]

    Негативный  характер последствий безработицы  как для отдельного человека, так  и для общества в целом ни у  кого не вызывает сомнений. В классической теории основными социально-экономическими последствиями безработицы считаются:

    на  макроуровне:

    • разрыв в ВВП (или потеря ВВП, т.е. тот объем невыпущенной продукции, который могли бы выпустить безработные, если бы экономика была в состоянии  предоставить им рабочие места);

    • падение общего платежеспособного  спроса;

    • дифференциация доходов населения;

    • усиление социальной напряженности  в обществе;

    • увеличение мобильности рабочей  силы;

    • сокращение избыточной численности  рабочей силы (вследствие трансформации  данного вида скрытой безработицы  в открытую);

    • рост объемов скрытой безработицы  как переходного состояния между  открытой безработицей и эффективной  занятостью;

    • совершенствование профессиональной структуры рабочей силы вследствие роста безработицы и боязни потерять работу;

    на  микроуровне:

    • падение материального достатка семей безработных;

    • ухудшение психологического состояния  безработных;

    • тяжелые социальные последствия (преступность, наркомания, проституция, рост числа  самоубийств);

    • потеря квалификации безработными.

    Но  кроме негативных последствий безработица оказывает и положительное влияние на рынок рабочей силы, которое проявляется прежде всего в совершенствовании и рационализации профессиональной структуры населения, повышении конкурентоспособности трудового потенциала, увеличении мобильности.

    В настоящее время в условиях нехватки инвестиционных ресурсов на обновление и создание новых рабочих мест кадровая политика нашего государства  направлена на поддержание уровня занятости  путем накопления скрытой безработицы  и сохранения излишней численности  работников. В перспективе такая  политика, ориентированная на сохранение кадрового потенциала без учета  реальных потребностей в нем, по сути своей способствует потере навыков  и квалификации этого потенциала, что неизбежно сопровождается большими экономическими потерями для субъектов  хозяйствования. [7] 

    1. Особенности российской безработицы
 

    Одна  из особенностей российской безработицы  состоит в том, что на нее практически не оказывает какого-либо влияния национально-этнический фактор, несмотря на то, что Россия неоднородна по национальному составу населения. Этого нельзя сказать о многих других развитых странах, в частности США, где уровень безработицы среди «цветного» населения в несколько раз выше, чем среди «белых». При этом наивысший уровень безработицы в этой категории американского населения приходится на подростков — в последние годы он достигал 30-50%. [3]

    В Российской Федерации подсчет безработных  осуществляется двумя способами:

    1) по методологии МОТ.  МОТ образована в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции. Цель учреждения МОТ - регулирование социально трудовых отношений и защита прав человека. МОТ — единственная организация, имеющая трехстороннее представительство.

      Каждая страна — участница  МОТ — имеет представителей  от правительства, от лица работников  и от предпринимателей. СССР стал  членом МОТ в 1934 г., членство  было приостановлено в 1939 г.  и восстановлено в 1954 г. После  распада СССР Россия — правопреемница  Советского Союза в международных  делах — стала членом МОТ

    Согласно  методике МОТ сведения о безработных  фиксируют в результате периодических  выборочных обследований и опросов  населения, осуществляемых Государственным  комитетом по статистике. Как правило, выборка охватывает порядка 500 тысяч  человек в возрасте от 15 до 72 лет.

    2) на основании Закона «О занятости  населения в Российской Федерации» 1991 г. Определяется количество безработных в соответствии с законодательными нормами. По Закону «О занятости...» безработный обязательно должен зарегистрироваться в органах службы занятости. Таким образом подсчитывается численность официальных безработных.

      Применяемые способы подсчета  безработных дают различные результаты. Причины имеющихся расхождений  заключаются в следующем.

      Во-первых, в России в общественном  сознании имеет место психологическое  неприятие безработицы и самих  безработных. Это связано с  тем, что на протяжении 70 лет  безработица рассматривалась как  незаконное явление. В годы советской власти наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться. Люди, длительное время не работающие без уважительных причин (кроме инвалидов 1—2 групп), считались ведущими «паразитический образ жизни», тунеядцами, преследовались по закону и подлежали уголовному наказанию.

      Во-вторых, многие безработные не  регистрируются в центрах занятости  потому, что не надеются найти  работу с приемлемыми для них  условиями труда через государственную  службу занятости. Вероятность  получения пособия по безработице  для обратившегося в центр  занятости невелика, а размер  выплачиваемого пособия, как правило,  минимальный.

      В-третьих, считается, что результаты  опросов населения (по методике  МОТ) завышают количество безработных.  Часть респондентов, считающих себя  безработными, работают, но без договора  и трудовой книжки, то есть  имеет место «теневая» занятость.

        Безработные вместе с занятыми  людьми формируют рабочую силу  страны. Следовательно, рабочая сила  представлена двумя группами  населения: одна принимает участие  в создании благ, а другая не  работает. [8] 

    1. Государственное регулирование занятости населения
 

    Постоянное  поддержание определенного уровня занятости населения — сложная  проблема для любой страны, в том  числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере  занятости рынок не может оказывать  автоматического влияния на процесс  саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости  на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия  на сферу занятости. Обеспечение  более полной и эффективной занятости  населения является одной из важнейших  задач любого демократического общества.

        Государственная политика в области  занятости должна решать два  основных вопроса:

        во-первых, удовлетворение потребности  в рабочей силе функционирующего  инвестирующего капитала. Энергично  и прибыльно функционирующий  капитал — лучшее свидетельство  эффективного использования рабочей  силы;

        во-вторых, обеспечение рабочими  местами трудоспособного населения  как условие нормального существования  людей. Забота о благосостоянии  населения является традиционной  функцией государства.

        Политика российского государства  в области занятости осуществляется  по следующим направлениям:

  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
  • соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

        Государственная политика занятости  в стране направлена не только  на регулирование общих процессов  в сфере труда, но и на  осуществление их в рамках  мер, разработанных для регулирования  локальных (региональных) рынков  труда. Схожие по регионам тенденции  функционирования рынка труда  определяют эффект при едином  подходе к решению проблем  занятости, особенно в расчете  на перспективу.     Для  каждого региона в соответствии  с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности,  разработаны дифференцированные  подходы к мерам регулирования,  установлен их приоритет.

    При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные  конвенции в области труда  и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная  организация труда была создана  в 1919 г. с целью содействия общественному  прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда  и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем  социального мира между различными слоями общества.

        Для достижения этих целей  МОТ решает следующие задачи:

  • разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;
  • разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;
  • помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
  • защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
  • организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;
  • разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
  • содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
  • разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

        Деятельность МОТ ведется как  на макро-, так и на микроэкономическом  уровне. Меры макроэкономического  характера охватывают область  минимальной заработной платы,  уровень жизни работников, инфляционные  процессы. Меры микроэкономического  характера охватывают область  переобучения, создания системы  непрерывного образования и др.

        Результатом работы МОТ являются  конвенции и рекомендации, которые  применяют правительства многих  стран, заботящихся о собственном  авторитете. Конвенция МОТ — это  международный договор, который  должен быть ратифицирован и  соблюдаться государствами-членами.  Рекомендация МОТ представляет  собой ориентир для отдельного  государства в выработке политики, разработке национального законодательства  и практических мер в социально-трудовой  сфере. Разработками МОТ могут  пользоваться как правительственные  структуры, так и представители  организаций трудящихся и предпринимателей.

Информация о работе Государственная политика занятости в странах с развитой рыночной экономикой и возможности её применения в России